За дешевыми машинами в Россию ехать уже невыгодно? К чему еще приведет повышение утильсбора

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
17 февраля 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Повышение утильсбора для физических лиц в восемь раз многие автомобилисты восприняли как наступление на собственные интересы. Но есть другое мнение: произошло выравнивание условий для дилеров и перекупщиков, причем это должно было случиться еще год назад! Что теперь? По прогнозам экспертов, станет невыгодно ввозить дешевые подержанные автомобили из России, что приведет к оживлению рынка «бэушек» в Беларуси. По идее, поток видавших виды машин из соседней страны будет уже не таким большим. Впрочем, осталась и лазейка для тех, кто не захочет вносить утильсбор и платить за снятие с учета в ГИБДД.

До недавнего времени конкуренцию дилерам составляли перекупщики, которые всю жизнь занимались подержанными автомобилями. Они моментально сориентировались в ситуации и переключились на новые бюджетные модели. Схема была простой. Машина приобреталась в российском салоне, перегонялась на один из белорусских авторынков, параллельно размещалось объявление в интернете.

Такую ситуацию породила спекулятивная маржа, которая возникла в результате разницы в налоговой нагрузке и способах работы продавцов. Для нового «бюджетника» она могла составлять до $2000. Ценовая диспропорция для нашего государства была невыгодной, так как оно недополучало деньги: НДС оплачивался в России, а не в Беларуси.

— Изначально юрлица, то есть дилеры, находились в неравном положении по сравнению с физлицами (перекупщиками), — объясняет наш постоянный эксперт Дмитрий Хлыстов. — Во-первых, разница в НДС составляет 2%: в России данный налог равен 18%, а у нас — 20%. То есть по определению стоимость нового автомобиля в Беларуси должна быть выше. Во-вторых, утильсбор был разным: для физлиц — 700 тыс. рублей, а для юрлиц — $800. В-третьих, потери на курсовой разнице связаны с особенностями конверсии. Дилеру приходилось покупать на бирже российские рубли за белорусские. В-четвертых, — и это, возможно, самое главное — обычный перекупщик более мобилен, может быстро сориентироваться на валютном рынке и отправиться за очередной машиной, в то время как у дилера плановые и оптовые поставки.

Дмитрий Хлыстов

Иногда все вообще напоминало издевку над дилерами. Еще год назад возле одного из минских салонов был выставлен целый ряд «бюджетников» той же марки с объявлениями под лобовым стеклом. Цены были ниже, чем в автоцентре. И хотя формально продаваемые таким оригинальным образом машины считались «бэушными», они проехали всего 700 километров от Москвы до Минска. То есть в реальности это были свежие автомобили, из салона.

— Однако не было гарантии, что машина, хоть и прошла чуть меньше 1000 километров по спидометру, не попала в ДТП и не ремонтировалась, — обращает внимание Дмитрий Хлыстов. — Реальная история. В Минск перегоняли Volkswagen Polo Sedan. На дорогу выскочил лось, избежать столкновения не удалось, повреждения у автомобиля серьезные — помята передняя часть, крыша. Восстановленную машину продавали потом как новую. Знаю еще об одном подобном случае.

На самом деле риски для покупателей были минимальными: имелась возможность в спокойной обстановке, у себя дома проверить автомобили и рассчитаться. Если же говорить про ответственность, то к дилерам не меньше нареканий. Достаточно вспомнить историю с «подстреленным» Ford или не приехавшими в срок Suzuki.

— Нынешнюю ситуацию надо рассматривать не как повышение суммы утильсбора для физлиц, а как понижение для юрлиц, — считает эксперт. — Раньше в Германию за новыми автомобилями массово не ездили, они приобретались в салоне. Почему тогда сейчас поменялись правила игры? Лицензированные продавцы остались не у дел, вынуждены были выживать.

— Но таковы теперь реалии, — возражаем. — Люди получили хоть какую-то «плюшку» от единого таможенного пространства — возможность купить новую машину по доступным ценам. С 8-кратным повышением утильсбора, можно сказать, введены ограничительные меры экономического характера.


— Продолжим логику. Если говорить о таможенном пространстве, то надо вспомнить о невозможности поставить в России или Казахстане на учет автомобиль с двигателем ниже Евро-5. То есть любую машину старше 2011 года выпуска туда продавать не имеет смысла — ее никто не купит. А к нам за это время привезли огромное число старых автомобилей, приобретенных в РФ за копейки. Причем нашему государству не платили практически ничего (НДС и утильсбор оплачивались в России).

Отныне платить будут вынуждены. Но в этом уже нет смысла. Вряд ли кто-то поедет за дешевым автомобилем до $5000, когда рядом есть своя «бэушка». Но мы возвращаемся к старой песне о главном: эти новшества опять в пользу автобизнеса, а не покупателей!

— Но кто сказал, что это плохо? — продолжает Дмитрий Хлыстов. — Дилер несет ответственность перед клиентом, а государство пытается таким образом оградить людей от потенциально опасных сделок. Вспомните, сколько было историй об обманах и мошеннических схемах в российских салонах! На данный момент белорусские дилеры не жируют, не получают сверхприбыли. Речь идет о том, чтобы они вообще остались на рынке. Объясню на примере. Сейчас автосалоны могут зарабатывать на скидке, которую им предоставит импортер. В лучшем случае она может достигать 15%. За эту скидку они доставляют автомобиль, проводят предпродажную подготовку и дают гарантию, а также содержат здание, оплачивают работу сотрудников и несут иные расходы. Вы понимаете, что остается?


Как ожидается, с повышением утильсбора произойдет некоторое оживление на вторичном рынке Беларуси. Ведь теряется смысл поездок в Россию за дешевой «бэушкой»: есть своя, под боком, и можно спокойно проверить автомобиль на родной СТО. Даже при разнице в $500—700 выдвигаться в РФ не имеет смысла. Посчитайте расходы на дорогу, добавьте 15 тыс. российских рублей за услуги посредников в ГИБДД России и оплату утильсбора в РБ. А еще нужно учитывать криминальные риски.

Возьмем конкретный пример — столь любимую в Беларуси BMW 5-Series (Е39). Цены на нашей автобарахолке начинаются от $3000—3200. Если посчитать платежи и расходы, то выйдет около $700—800. Вопрос: можно ли купить такой автомобиль в России за $2200—2500?


Цены у нас на дешевую «вторичку» изначально были выше (если считать в долларовом эквиваленте). Не исключено, что после подорожания утильсбора они могут подняться. Однако от излишнего роста будет сдерживать все тот же российский фактор. Разница в стоимости дорогих подержанных автомобилей пока остается существенной, и в этом смысле все дороги ведут в Россию. А новые машины должны будут исчезнуть с «бэушного» рынка вообще.

Задумка была именно такой, и если не произойдет резкого роста курса доллара по отношению к российскому рублю, данная схема будет жизнеспособной. Однако на форумах уже вовсю обсуждаются лазейки. Одна из них, в общем-то, очевидна, и некоторые белорусы ею уже воспользовались — речь о покупке автомобиля в России по доверенности. Если удастся убедить продавца, то это избавляет от необходимости снимать машину с учета в РФ и оплачивать утильсбор в Беларуси. Во время обсуждения нашли еще одну выгоду: «письма счастья» с камер скорости не придут, оштрафовать могут только на специальных постах ГАИ. Единственный минус — необходимость проходить техосмотр в соседней стране. Но нужно помнить, что отозвать доверенность можно у нотариуса, и это порождает потенциально мошенническую схему.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by