Часто автомобилисты с некоторой обидой говорят: почему претензии только к водителям, а как же пешеходы? Есть мнение, что привлекать последних к ответственности «накладно и невыгодно». В действительности же каждый день в сводке приводятся данные об оштрафованных пешеходах. А сейчас в Минске проходит соответствующая спецоперация, и корреспонденты Onliner.by посмотрели, как все происходит вживую. За несколько часов репортажа были остановлены более десяти нарушителей (в том числе водители) и даже задержана женщина, находившаяся в розыске.
Аварии с участием пешеходов остаются одной из главных проблем в городе. За последние годы количество таких ДТП удалось существенно снизить благодаря «спящим полицейским», установке светофоров и ограждений. Но люди все равно гибнут под колесами автомобилей. Последний громкий случай произошел на пр. Пушкина, где сбили двух пенсионерок (одна погибла, другая в тяжелом состоянии была доставлена в больницу). По предварительным данным ГАИ, женщины шли на красный… Мы окажемся в этом месте неслучайно, и инспекторы остановят мужчину, который также пересекал проезжую часть на запрещающий сигнал светофора. Но об этом чуть ниже.
…Служебный автомобиль ГАИ выдвигается на маршрут. Сейчас выделены места концентрации ДТП с участием пешеходов и инспекторы отрабатывают их точечно. Установка четкая — особое внимание обращать на нарушения пешеходов, а также водителей, если те не уступают дорогу на «зебрах».
Первым делом сотрудники спецподразделения Минской ГАИ выезжают на ул. Жилуновича. Вообще, места аварий с участием пешеходов «разбросаны» по всему городу: на МКАД, вылетных магистралях, во дворах. А нередко трагедии происходят на таких тихих улочках, которые разрезают жилые кварталы.
Ситуация здесь типичная: есть магазин, к которому вечером стекается народ со всего микрорайона, но пешеходный переход расположен чуть поодаль (примерно в ста метрах), и многие идут вне положенного места. По краям проезжей части — припаркованные автомобили. На это накладывается еще один фактор — сумерки, самые опасные условия осенью. Ведь именно с сокращением светового дня увеличивается число аварий.
Пока едем, замечаем мужичка в красной куртке, неуверенной походкой направляющегося в магазин. Путь он решил срезать, а не идти кругами через переход. Не успеваем развернуться, как дверь захлопывается и мужичок исчезает среди продовольственных полок.
Служебная машина останавливается около края проезжей части. Инспекторы прогнозируют: «Вот увидите, автомобиль с мигалками мало кого смутит». Словно в подтверждение появляется мужчина, который, не особо обращая внимание на ГАИ, идет к своему Renault.
Это тоже интересный психологический нюанс: иногда автомобилисты не считают себя пешеходами и рассуждают, мол, я же водитель, а значит, знаю, как безопасно перейти дорогу. Заметим, что при подобных обстоятельствах не раз сбивали автовладельцев, направлявшихся к своим машинам.
Мужчина уже успевает сесть в автомобиль, когда к нему подходит инспектор. Пешеход-водитель несколько в недоумении, но нарушение признает.
— Вася, гляди, дорогу не переходи, а то я уже перешел, — кричит он знакомому, пока идет оформление.
Протокол составляется по части 1 статьи 18.23 «Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством». По ней предусмотрен штраф от 1 до 3 б. в. (от 21 до 63 деноминированных рублей). Поскольку мужчина признает нарушение, ему выписывают минимальное наказание.
А вот появляется тот самый мужичок в красной куртке, которого инспекторы заприметили первым. Он выходит из магазина с полным пакетом. Сотрудники ГАИ сразу просят объясниться. В процессе возникает резонный вопрос, а трезв ли пешеход?
Тот не отрицает: «Что дуть, если выпил?» Однако этого для составления протокола недостаточно. Надо везти на медосвидетельствование — на ул. Передовую или на ул. Минина. Услышав, куда, возможно, придется ехать, мужичок наотрез отказывается: «У меня курица разморозится, кефир испортится. Да и вообще, жёнка ждет!»
— В 2005-м задерживали в состоянии за рулем? — каждого нарушителя проверяют по базе (сейчас инспекторам выдают планшеты вместо известного многим автомобилистам прибора «Кулон»).
— М-м-м… Меня? А-а-а, было-было, — вспоминает пешеход.
Однако ехать куда-нибудь, чтобы подтвердить очевидное, не хочет: «Я выпил, не отрицаю!» Инспекторы составляют соответствующий протокол.
Обратим внимание, что за нарушение правил пешеходами, находящимися в состоянии опьянения (или при отказе от прохождения медосвидетельствования), предусмотрена отдельная ответственность — штраф от 3 до 5 б. в. (от 63 до 105 деноминированных рублей). Мужичок впечатлен: «Курица-то золотая получилась».
Буквально в двух метрах от служебной машины пытается пересечь дорогу пожилая женщина. «Бабушка, не ходи здесь!» — кричит мужичок. Инспектор моментально реагирует и направляет пенсионерку к переходу: «Так безопаснее». Старушка предсказуемо жалуется, что идти далеко ей не по силам. К слову, именно пожилые участники дорожного движения часто становятся жертвами аварий — им сложнее справиться с задачами в городской среде.
На присутствие инспекторов обратили внимание. Веселая компания, проходившая мимо, шутит: «Что, товарищи гаишники, оформляем? Ну-ну». На самом деле какой-то эффект есть. Многие, выходя из магазина, утыкались взглядом в служебную машину и не решались рисковать. Надолго ли?
По данным Минской ГАИ, почти каждое второе учетное ДТП в городе происходит с участием пешеходов. С января по сентябрь зарегистрировано 98 наездов на переходах (99 человек пострадали, 4 погибли). Кроме того, 56 аварий произошли по вине пешеходов (в том числе 25 — по вине нетрезвых пешеходов).
Патрульный автомобиль выдвигается на МКАД, где регистрируется много смертельных наездов на пешеходов. Это одна из главных проблем кольцевой: поздно вечером или ночью водитель в самый последний момент замечает силуэт человека. Экстренное торможение, визг шин, но погасить высокую скорость мгновенно не удается…
Мы проехали бóльшую часть кольца, но ни одного пешехода не заметили. А вот на действия водителя Mazda6 инспекторы не могли не обратить внимания. Он двигался по крайней правой полосе, «уперся» в медлительный погрузчик (это отдельная тема и проблема) и не придумал ничего лучше, как опередить его по обочине.
Включаются спецсигналы, и легковушка принимает правее. Через минуту мужчина эмоционально объясняется с сотрудниками спецподразделения ГАИ: «Я все признаю. Просто меня никто не пропускал. Я прошусь-прошусь, а никто! И жена еще: давай-давай… Может, ограничимся предупреждением, а?»
— А вы понимаете, что могло произойти в результате вашего маневра? — спрашивает инспектор.
— Да. Если бы там был пешеход… Это опасно…
— Вот видите. То есть речь идет об осознанном нарушении, а значит, я не могу ограничиться предупреждением. Тем более что у вас с 2006-го около 40 записей в базе административных правонарушений.
— Знаете, это очень унизительно, когда вот так тыкают. Я взрослый человек, много езжу по Беларуси. Поэтому и прошу о предупреждении — это очень неприятно. Ты нарушил что-то давно — парковку или скорость, а тебя все время тыкают.
Заканчивается все составлением протокола за нарушение требований разметки (от 1 до 5 б. в.) с минимальным штрафом. Водитель больше всего беспокоится, что будет указано в базе: «Это ж не пересечение двойной сплошной? Потому что это вообще ужасно».
Приезжаем к ТЦ «Ждановичи», на ул. Тимирязева. Данное место является одним из самых опасных в городе вечером для пешеходов. Тут за последние годы произошло несколько смертельных случаев.
Инспекторы считают, что только благодаря снижению скорости большинством водителей (на этом участке улицы установлен знак «40») массовых аварий удается избежать.
Главный вопрос: откуда тут берутся пешеходы? Рынок закрыт уже несколько часов, других объектов притяжения нет. Тем не менее на остановках — пассажиры, а вот в свете фар мелькнул силуэт женщины с тележкой. Как это часто бывает, пенсионерка пересекала дорогу прямо над подземным переходом. Пожилые люди часто жалуются, что им тяжело спускаться, тем более с тяжелыми сумками.
— Знаю, что положен штраф, — после пробежки переводит дух женщина. — Но я пенсионерка… У меня два миллиона в месяц — все, на что могу рассчитывать.
Сотрудники ГАИ выясняют любопытный нюанс: на имя пенсионерки зарегистрирован легковой автомобиль. Стало быть, должна сама понимать опасность своих действий? Впрочем, это совсем не значит, что реально машиной владеет и управляет именно она.
Инспекторы, выслушав доводы женщины, решают все же ограничиться предупреждением. Развеем миф: это не устное замечание, как многие ошибочно полагают, а протокольное действие с занесением в базу административных правонарушений.
Не проходит и пяти минут, как марш-бросок через несколько полос совершают двое мужчин. Один из них согласен с нарушением и платит минимальный штраф. Другой, напротив, поначалу делает вид, что не понимает, почему их остановили:
— С одной стороны подземный переход закрыт. И как мне перейти? А? Скажите!
— Но с другой он открыт. Вы могли пройти двадцать метров и спуститься там, не нарушая ПДД.
— А я там не посмотрел...
Пешеход вроде бы соглашается с нарушением, но в последний момент, когда речь заходит о составлении протокола, отказывается признавать переход вне положенного места. Тогда инспектор обращается через радиостанцию за помощью к коллегам. Это действует лучше всяких аргументов — мужчина просит отменить команду.
— Так вы же не признаете нарушение, — удивляется сотрудник ГАИ.
— Придется, — вздыхает пешеход.
Очередные нарушители проходят прямо возле машины ГАИ. Они удивлены, что их останавливают: «Мы ж даже не пьяные».
Снова объяснения, цитирование ПДД, приглашение для составления протокола.
«Есть нюанс», — переглядываются между собой инспекторы. Оказывается, женщина (кстати, она в качестве документа, удостоверяющего личность, продемонстрировала права категории Т, правда в качестве водителя, судя по всему, давно не работает) находится в розыске. Она делает вид, что ничего серьезного: «Ай, на два суда не явилась».
По дороге в РУВД рассказывает какую-то темную историю про телефон, взятый с тумбочки. По ее словам, это выглядит как ошибка. Но по прибытии в отделение выясняется, что задержанную отправляют в изолятор временного содержания до дальнейшего выяснения.
Много времени отнимает оформление документов, и мы выезжаем на маршрут уже поздним вечером. Второе кольцо живет. Но на улице холодно, и людей мало. Проезжаем тот самый участок, где на прошлой неделе погибла женщина-пешеход. Только минули «Пушкинскую», как инспекторы притормаживают, заметив пешехода, идущего на красный. Интеллигентный мужчина с портфелем и пакетом явно задумался и даже не реагирует на звуковой спецсигнал.
— Получилось так, — с явным сожалением говорит пешеход. — Купил антоновки, оставил в камере хранения магазина, да забыл… Вот пришлось возвращаться.
В подтверждение мужчина демонстрирует ключ с биркой магазина.
— Все равно ж пришлось остановиться посередине и ждать зеленый. А знаете, что тут неподалеку произошло недавно? — спрашивает сотрудник ГАИ.— Да, я читал в интернете. Таксист сбил двух женщин.
— По предварительным данным, они шли на красный...
— Стыдновато мне. Что тут сказать, — у нас даже не возникло сомнений, что так оно и есть.
Учитывая возраст пешехода, инспекторы решают обойтись предупреждением. Да и искреннее сожаление по поводу нарушения сыграло роль.
Самая эффективная мера для предотвращения ДТП с участием пешеходов — это изменения в организации дорожного движения. Когда нет предпосылок и риск сведен к минимуму (даже в случае нарушения), то дороги можно считать безопасными. Но город не перекроишь в одночасье, и сдерживать аварийность приходится с помощью таких рейдов. В отделе агитации и пропаганды Минской ГАИ сообщили: «Акция продлится до 24 октября. Однако мы призываем всегда действовать согласно ПДД и исходя из соображений безопасности. Помнить о том, что из-за наших действий могут пострадать невиновные, может остановиться чья-то жизнь или сломаться судьба».
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by