«Запомни: лучшие автомобили — это Audi, BMW и Benz». О чем еще говорят китайские водители

Автор: Виталий Петрович. Фото: Виталий Петрович
30 октября 2016 в 8:00

Говорят, то ли в шутку, то ли всерьез, что когда-то в Китае ездили на красный сигнал светофора. Потому что не может цвет коммунистической партии быть запрещающим. Как бы там ни было, а в наши дни Китай совсем другой. Сегодня для респектабельного китайца обязательно носить итальянский костюм и ездить на немецком автомобиле по автодорогам, которые в крупных городах не уступают по качеству европейским. О чем они говорят, эти новые китайцы, какие любят машины, какие они водители — в этом пытался разобраться корреспондент Onliner.by.

А вы знаете, что площадь Китая практически равна площади США? С той оговоркой, что в Поднебесной проживает на какой-то миллиард людей больше, чем в Америке. И у этих людей куда больше автомобилей. Машиностроение здесь развивается невероятными темпами, возможными только в этой части света. Даже в нынешние кризисные времена на внутреннем рынке КНР продается порядка 20 млн авто ежегодно.

Не все китайцы предпочитают китайские автомобили, но абсолютное большинство из них покупает автомобили, произведенные в Китае.

Вопреки расхожему мнению, покупка отечественного автомобиля не является для китайца делом чести. Вернее будет сказать так: для жителя крупного города, служащего или бизнесмена даже среднего звена, китайский автомобиль недостаточно респектабельный, что ли. А это субъективное понятие — желание выглядеть солидно в глазах окружающих — играет для таких людей определяющую роль.

— Послушай, что я скажу. В мире автомобилей существуют три кита. В Китае мы называем их ABB: Audi, BMW и Benz — это лучшие автомобили в мире, — поучал нас в Шанхае успешный человек, заместитель директора одного из китайских заводов, выпускающего какую-то автомобильную мелочовку. — Эти производители делают не машины, нет. Они создают мечту, фактически произведения автомобильного искусства. Поэтому иметь такую машину — это цель для человека, который хочет чего-то добиться.

Замдиректора нарисовал для нас иерархическую лестницу автомобилей, так, как ее понимают в КНР. На вершине  — элита немецкого автопрома. Кроме упомянутых выше марок, добавим сюда Porsche — эти автомобили пользуются в богатых районах большой популярностью. В Шанхае, к слову, каждый второй свадебный кортеж состоит из белых Porsche Macan. Кажется, еще больше — из BMW 5-Series Long.

— Ниже по иерархии находятся японские и американские машины. Они хороши, но не так хороши, как «немцы»,— многозначительно отметил наш собеседник. Сюда же можно добавить и Volkswagen, которого в Китае также предостаточно.

Важно понимать одну особенность: может быть, не все китайцы предпочитают китайские автомобили, но абсолютное большинство из них покупает автомобили, произведенные в Китае. Mercedes и BMW, собранные на китайских заводах китайскими рабочими, американские-китайские Buick и Cadillac, выпущенные здесь же с учетом специфики местного рынка, японские Toyota и Nissan с китайскими иероглифами на крышке багажника, по которым всегда можно распознать автомобиль, собранный в КНР.


Именно по этой причине, кстати, знакомая ситуация, когда государство всячески пытается стимулировать граждан поддерживать собственных производителей, в Китае понемногу сходит на нет. Китайцам нет необходимости покупать продукцию под своими марками. Приобретая практически все что угодно, они так или иначе поддерживают китайскую промышленность, как, впрочем, поступает и весь мир.

Однако это не означает, что местные автомобили не пользуются популярностью. Даже с учетом огромных объемов продукции, сходящей с конвейеров, рынок КНР еще далек от насыщения. Поэтому, говоря о том, что респектабельный делец в Шанхае предпочитает BMW, мы не забываем, что Great Wall, Chery, Geely и другие марки в этой стране также распространены в невероятном количестве. Скажем другими словами: даже если всего один китаец из тысячи купит отечественный автомобиль, то в мире продадут как минимум 1,5 миллиона китайских авто, представляете?

— Отечественные машины для нас на третьем месте, они уже догнали по качеству корейские, однако еще не настолько хороши, как японские, — высказал свое мнение представитель китайского автопрома.

Он также отметил, что еще недавно местным производителям нечего было и думать о том, чтобы входить даже в эту импровизированную тройку. Но качество продукции растет, а вместе с ним и конкурентоспособность. Самыми прогрессивными автоконцернами в КНР местные называют Great Wall и Geely.

С развитием собственного производства отходит на второй план нашумевшая практика «клонирования» других марок. Хотя по-прежнему в Китае куда легче встретить местный аналог Range Rover Evoque, чем оригинал. Объясняется это просто: в КНР действуют пошлины на ввоз авто из-за рубежа. Иной раз цена, которую приходится заплатить за новую машину, достигает половины ее стоимости. А что поделать, если очень захотелось ездить на Evoque?

Хотя тяга китайских производителей следовать за модными тенденциями в автомобилестроении заметна. Здесь шутят, что если в следующем году Mercedes заблагорассудится выпускать автомобили с синими дисками, то весь китайский автопром начнет красить диски в такой же цвет.

Купить подержанный автомобиль для китайца — это что-то из области общественно порицаемых деяний.

Есть у жителей Поднебесной фетиш: автомобиль должен быть непременно новым. Если вы купили подержанное авто, на глаза соседям вам лучше не показываться. Забудется такой позор не скоро, оно вам надо? Лучше тогда парковаться подальше, оптимально — в другом районе. Если спросят, скажете, что отдали свою новую Audi Q5 на техобслуживание.

А если серьезно... Да куда уж серьезнее? Некоторые автовладельцы даже полиэтиленовую упаковку в салоне не снимают, чтобы ни у кого не возникло сомнений — машину купили новой. Заводские наклейки, этикетки — все это остается на автомобиле в течение его жизненного пути.

Дошло до того, что рынки, на которых продают подержанные авто, убрали за пределы города для того, чтобы те, кто приехал туда за машиной, не испытывали стеснения.

— Это может быть смешно, но нужно понимать, через что прошли люди в моей стране. Еще 30 лет назад большинство не могли себе позволить автомобиль, не покупали дорогую одежду. Поэтому сейчас обладание такими вещами приобрело особую значимость для человека. Он хочет показать всем окружающим, что может купить себе новую машину, может хорошо одеваться, может приобрести жилье и обеспечивать семью, — рассказал наш китайский собеседник.

К застарелым комплексам стоит отнести и особую любовь жителей Поднебесной, которые, что называется, «выбились в люди», к авто в максимальных комплектациях, Long-версиям и внедорожникам или даже пикапам. Хорошая машина в понимании этих людей должна быть большой. Пока европеец покупает себе малолитражку, чтобы экономить на топливе, минимизировать проблемы с парковкой и негативное воздействие на атмосферу, китаец не задумываясь купит себе BMW X5. Не вышло с X5? Сойдет и 5-Series, но обязательно Long и в максимальной комплектации. Не Long? Тогда выбираем BMW M3 (ни в коем случае не BMW 3-Series) — это минимально возможный размер автомобиля для респектабельного денди из Шанхая. И это при том, что самих китайцев сложно назвать людьми крупными или высокими.

Куда же уходят подержанные авто? Очень просто: их продают в бедные провинции, там к автомобилям относятся всего лишь как к средству передвижения, не несущему смысловой нагрузки.

Туристов в Китае сразу предупреждают: никто вам здесь ничего не должен и на дороге уступать не будет. Вы всего лишь пешеход, а не Дункан Маклауд.

А что делать тем, кто не может позволить себе покупку новой машины? Они пользуются общественным транспортом или электроскутерами.

Необходимо пояснить, что такое электроскутер. Это небольшое двухколесное транспортное средство, которое двигается абсолютно бесшумно, по собственным правилам и постоянно норовит на вас наехать. Скутеристы двигаются по проезжей части, но на перекрестке могут запросто выехать на пешеходный переход и ехать по нему. Из-за совершенно беззвучного двигателя узнать о приближении электроскутера заранее невозможно, приходится выпрыгивать у него из-под колеса.


С водителями — та же беда. В Китае никто не уступает дорогу пешеходу. Переход или нет — какая разница? Водитель будет ехать с невозмутимым видом, пока не упрется вам в ноги. Первое время людям, приехавшим из Беларуси, тяжело. По привычке хочется замедлиться на пути у наглого водителя, дав ему понять, кто здесь главный. Это не работает. Вы замедляетесь, а он нет. Короткая игра нервов, кто спасует первым, и вот вы уже уворачиваетесь от его бампера.

Точно так же они ведут себя на дороге. Перестроение из полосы в полосу становится абсолютной неожиданностью для всех. «Поворотник», даже если он включен, не помогает, и водители сигналят. Они сигналят ежеминутно. Поначалу это очень раздражает, но затем в использовании клаксона обнаруживается логика и даже здравый смысл. При такой плотности движения с помощью сигнала водители обозначают себя на дороге. Человек за рулем, перед тем как перестроиться, подает сигнал. Тот, кто движется рядом, также сигналит: во-первых, он обозначает свое присутствие, во-вторых, выражает недовольство намерениями первого перестроиться именно сейчас. С другой стороны, иначе перестроиться просто невозможно: никто никому уступать в этой стране не намерен.

Подъезжая к пешеходному переходу, водители также сигналят, чтобы у вас и в мыслях не было ступить на дорогу. Класс автомобиля в Китае не имеет значения. Мы видели, как таксист бодро так «отсигналил» владельца Tesla за то, что тот притормозил перед перекрестком.

Что странно, при этом каждый участник дорожного движения остается спокойным, как статуэтка Будды в китайском магазинчике. Он может сжечь клаксон, но не станет ничего кричать оппоненту, махать руками или «учить».

Мы были свидетелями следующей картины: перед автобусом резко перестроился кто-то на Volkswagen. Пришлось ударить по тормозам, пассажиры едва усидели на местах. На светофоре автобус поравнялся с автомобилем. Водитель, не говоря ни слова, приоткрыл окно, собрался с силами и сплюнул на лобовое стекло Volkswagen. Мужчина из этой машины, будто не произошло ничего необычного, включил щетки и промыл стекло. На этом конфликт был исчерпан.

Правила дорожного движения китайцы соблюдают неохотно. Например, запросто могут пересечь двойную сплошную линию для обгона или просто потому, что нужно кого-то высадить на противоположной стороне. При этом много аварий мы не видели: пренебрежение ПДД водители компенсируют здравым смыслом и тотальным спокойствием.

Контроль в крупных городах осуществляется при помощи многочисленных камер видеонаблюдения. При этом они реагируют не только на факт нарушения, а снимают весь поток автомобилей. Затем система вычисляет превышение скорости, нарушения правил парковки и т. д.

Серьезным проступком будет въехать в город, не имея на то права. В Китае действует система номеров, и совсем непросто получить регистрационный знак, к примеру, Шанхая, дающий право передвигаться в городе. Проводятся специальные аукционы, и такие знаки реализуются за большие деньги. Так перенаселенные города борются с наплывом жителей и автомобилей. Для автовладельцев действует балльная система. Нарушения караются крупными штрафами, лишением прав и даже арестом (например, за езду в нетрезвом виде).

Дороги в КНР чем-то походят на белорусские. В том смысле, что про них говорят, дескать, хорошие, а на поверку ощутимо потряхивает. Что впечатляет — так это развязки. Трехуровневые, четырехуровневые, с невероятными траекториями и изгибами путепроводов. Если навигатор обманул или проскочили поворот, запросто можете менять планы или заехать выпить кофе. Вернуться на нужную дорогу будет ой как не просто.


Китай этим и завораживает: узлами дорожных развязок, уходящими за горизонт стоп-сигналами, своими предрассудками, своими странностями, своим желанием подражать и одновременной непохожестью. Такому Китаю от силы лет двадцать, а еще через двадцать он будет совсем другим. Увидите.

Благодарим компанию ШАТЕ-М Плюс за помощь в организации репортажа

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by