«А если завтра там окажется не хетчбэк, а КАМАЗ?» Разбор вынужденного выезда на встречку

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
24 декабря 2016 в 8:00

Вынужденные выезды на полосу встречного движения оказались в центре внимания на этой неделе. Поводом для размещения ролика с аварийной ситуацией стало недавнее ДТП возле универмага «Беларусь» в Минске. Наш читатель предположил, как могла развиваться обстановка, и прислал запись в редакцию. По совпадению через пару дней на Логойском тракте возникла аналогичная ситуация — автору видео (другому водителю) пришлось резко уходить влево, практически на встречную полосу.

Напомним, в субботу вечером на Партизанском проспекте столкнулись Lada и Toyota. Удар был сильным: потребовалась помощь спасателей и медиков. По предварительным данным ГАИ, один из водителей выехал на встречную полосу, уходя от попутного столкновения. Вскоре в редакцию наш читатель Александр прислал видео аварийной ситуации, в которую он попал сам два года назад на этом же месте. Обстоятельства вытеснения на встречную полосу нам показались симптоматичными, и мы решили разобрать произошедшее покадрово.

Обычно при анализе роликов аварий эксперт приходит к выводу, что сам потерпевший (как правило, автор видео) мог распознать ситуацию и предотвратить опасность. Но эта ситуация была не столь очевидной — вытеснению предшествовала цепочка событий, в которых участвовали несколько автомобилей.

— Вначале обратите внимание на предпосылки: формально движение прямо разрешено по четырем полосам, но реально два ряда оказались заблокированы, — говорит Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — В крайнем правом стоят машины такси, а чуть впереди — остановка, к которой подъехали троллейбус и автобус. Во втором находился грузовик с включенной «аварийкой».

Виталий Жуковский

Откуда взялся грузовой автомобиль и почему он там стоял? Версий может быть несколько. Когда мы выехали на место происшествия, у нас возникло довольно правдоподобное предположение: а вдруг водителю надо было попасть на тротуар? Дело в том, что в подземном переходе расположены несколько торговых объектов. Грузовики подъезжают непосредственно туда.


Смотрим дальше, — комментирует запись эксперт. — С улицы Жилуновича направо на проспект поворачивает водитель Fiat. Вероятнее всего, этот хетчбэк двигался на зеленую стрелку светофора. В таком случае нужно уступить всем, кто следует по Партизанскому. Но в последнее время проявилась опасная тенденция — некоторые водители выезжают на стрелку, как будто им горит основной зеленый сигнал. Причем Fiat оказался даже не во втором ряду, а стал выезжать в третий и спровоцировал перестроение маршрутки.

Касательно микроавтобуса с номерами Могилевской области. Он двигался в третьем ряду, и водитель имел хорошую возможность наблюдать развивающуюся ситуацию — видеть грузовик во второй полосе, объезжавшую по третьему ряду фуру, поворачивающий Fiat, но...

— Как мне кажется, шофер маршрутки мог вовремя затормозить, — считает Виталий Жуковский. — На четвертой секунде записи заметно, что микроавтобус стал замедляться. Выходит, он предполагал о намерении Fiat попасть в третий ряд? Почему тогда не остановился?

«Возможно, водитель маршрутки решил, что его заметили и дадут возможность проехать. Однако этого не случилось».

Теперь о действиях автора видео, который оказался крайним в этой ситуации — в прямом и переносном смысле. Хочется разделить его ответственность на две части, которые будут сформулированы в вопросах. Первый. Мог ли он распознать косвенные приметы опасности и предусмотреть действия водителя маршрутки? Второй. Нужно ли было выезжать на встречную полосу?

— Отвечаю на первый вопрос. Уже на второй секунде видео можно понять, что ситуация после перекрестка нездоровая: две полосы из четырех заняты, в третьей фура, а справа маршрутка, — просматривает ролик еще раз эксперт. — Не будем, впрочем, забывать, что у автора видео было мало времени для анализа, а объектов перед ним находилось много, и просчитать логическую задачку с самым негативным результатом крайне сложно.

Пожалуй, был только один шанс избежать аварийной ситуации — примерно на второй секунде чуть замедлиться и пропустить маршрутку вперед. Однако микроавтобус, водитель которого заметил Fiat, тоже стал приостанавливаться.

— Ответ на второй вопрос тоже будет неоднозначным, — предупреждает Виталий Жуковский. — По ПДД и по житейской логике нужно было тормозить на четвертой секунде ролика, когда маршрутка наехала левыми колесами на разметку. Однако даже те, кто советует в комментариях применять экстренное торможение, вряд ли бы в такой ситуации не дернули руль. Это происходит на уровне рефлексов. Чтобы действовать иначе, нужно много тренироваться на закрытых площадках.

Как оказалось, у автора видео такого опыта нет. Александр присутствовал при нашем разборе и согласился прокомментировать свои действия: «Был утренний час пик. Ехал спокойно, около 60 км/ч, маршрутка двигалась рядом и ранее. Никаких предпосылок для такой ситуации не было».

— А помните, что делали в момент, когда маршрутка стала перестраиваться?

— Точно не помню, но мне кажется, я стал просто снижать скорость. Не успел затормозить.

В той ситуации уход на встречную полосу мне казался единственным возможным выходом для предотвращения ДТП. Перед выездом я заметил, что впереди пространство свободное. Должен отметить, что позади меня двигались автомобили и мое резкое торможение однозначно бы спровоцировало «паровозик».

Остановимся еще раз для просмотра записи. Навстречу автору видео двигались несколько автомобилей. Наибольшую опасность представляли два из них. Во-первых, Cadillac, водителю которого, к счастью, не надо было поворачивать налево и разворачиваться. А во-вторых, Volvo — и вот тут нужно отметить действия находившегося за рулем. Увидев впереди ситуацию, водитель шведского автомобиля отказался от выезда в «карман», хотя имел явное намерение, и продолжил движение прямо.

По словам Александра, потом он нагнал маршрутку и на светофоре спросил у водителя, мол, зачем так перестраиваться. Тот лишь пожал плечами: «А что я сделаю, меня же вытолкнули».

По совпадению на этой неделе очень похожая ситуация возникла на Логойском тракте в Минске. Автору видео пришлось резко уходить от внедорожника Honda. Тут тоже все завершилось относительно благополучно. Опять-таки машина, в которой был установлен регистратор, двигалась в крайней левой полосе. А справа произошла цепная реакция.

— Скорости были чуть ниже, но ситуация развивалась еще более стремительно, чем на Партизанском проспекте, — замечает эксперт. — Запись не дает полного представления, что происходило в первом и втором ряду. Можно только догадываться — там возникла некая заминка. Один автомобиль выезжал с парковки, в крайней правой полосе приостановилась другая машина.

Почему затормозил Renault во втором ряду, не совсем ясно. Но именно это обстоятельство вынудило резко перестраиваться Honda CR-V.

— Основным генератором ситуации был, конечно, водитель кроссовера, — обращает внимание Виталий Жуковский. — Сначала он стал перестраиваться из первого ряда во второй. Судя по всему, так увлекся, что остановка Renault стала для него полной неожиданностью. Вероятно, отслеживал ситуацию по зеркалам, и осталось мало времени для контроля передней зоны. Затем рефлекторно дернул руль и выехал перед машиной, в которой был установлен регистратор.

Нельзя не отметить хорошую реакцию автора видео. Он стал уходить от столкновения, одновременно погасив скорость вдвое. Вроде бы метнулся на встречную, но при этом всем корпусом автомобиля не выезжал и быстро вернулся обратно.


 

— Конечно, хочется, чтобы все водители были предельно внимательны при подъезде к большому перекрестку и обращали внимание не только на свою полосу, но также на косвенные признаки опасности, — подытоживает Виталий Жуковский. — Ну а любители резко перестраиваться — не думайте, что это всегда будет заканчиваться благополучно. Сегодня вам повезло, но завтра в полосе, куда вы прыгнете, окажется не хетчбэк, а КАМАЗ...


Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by