Сейчас все набросились на парня, который врезался на велосипеде в остановившийся при повороте направо кроссовер Honda. А нам в какой-то момент даже стало жалко молодого человека в очках: выражение лица говорило — ему стыдно, неловко и вообще он не знает, что делать. Да, он потом уехал и сейчас его ищут, но первые эмоции, кажется, были искренними… Во время разбора этого происшествия мы выясняли, кто такие фиксеры и в чем их секрет. Вместе с экспертом Виталием Жуковским своими мыслями поделился опытный минский велосипедист, который также периодически ездит на так называемом «фиксед гир».
Все случилось в праздничный день, 8 марта, возле Комаровского рынка. Группа велосипедистов выбрала не самый лучший маршрут — на улицах Куйбышева и Кульман был довольно плотный трафик автомобилей, многие направлялись за покупками. Водитель Honda CR-V, совершая поворот направо, приостановился, так как впереди ехавший Mercedes пропускал пешеходов. В этот момент в заднюю часть кроссовера врезался велосипедист. Вскоре он уехал с места происшествия, не дожидаясь прибытия сотрудников милиции.
Любопытный нюанс: это не просто уличный велосипед, а так называемый «фиксед гир», то есть с фиксированной передачей и без привычных тормозов. Как его останавливают? Способа два. Первый — с помощью кратковременных сопротивлений движению педалей. Второй — за счет блокировки заднего колеса, что приводит к трению шины о покрытие дороги и торможению (фиксеры называют этот прием «скид»). Именно используя «скид» пытался тормозить парень из ролика, но, как видим, неудачно.
— Судя по всему, этот фиксер обладает также навыками представителей другой субкультуры — паркура, — замечает Виталий Жуковский. — Он мгновенно среагировал — выставил руку, не упал и эффектно развернулся.
— На самом деле эти действия могли быть вынужденными — на ногах парня была спецобувь, которая жестко крепится к педалям велосипеда, — говорит Алексей, минский велосипедист, согласившийся поучаствовать в разборе этого происшествия. — Такие кроссовки обеспечивают во время скоростной езды надежный контакт с педалями, что важно для фиксеров.
Велосипеды с фиксированной передачей стали популярными несколько лет назад во всем мире. Алексей, например, считает, что их пик популярности уже прошел. Началось все с трековых гонок. Потом на таких велосипедах стали ездить по обычным дорогам, первыми — американские курьеры. Им нужна была скорость и простота конструкции (чтобы дешевле обслуживать). Постепенно это стало модным. Нужно отметить, что фиксеры, как правило, — очень умелые велосипедисты, остановить «фиксед гир» сложно, а скорости — высокие. Но то ли парню из ролика не хватило опыта, то ли сказалось начало велосезона…
Еще один фактор, который обращает на себя внимание, — это движение в группе. Фиксеров было несколько. Парень, врезавшийся в Honda, ехал вторым. На наш взгляд, это тоже могло иметь значение. Есть такое понятие — копирование действий лидера, когда человек полагается на ведущего или других членов группы. В результате действует чуть более свободно и уверенно, чем если бы ехал один.
— В первый раз велосипедисты попали в объектив регистратора на перекрестке улиц Куйбышева и В. Хоружей, — просматривает ролик Виталий Жуковский. — Опасная ситуация возникла уже тогда. Парень, впоследствии врезавшийся в Honda, подрезал водителя Toyota Prius. Велосипедист двигался между первой и второй полосой и показал рукой, что намерен перестроиться правее. Но сделал это не совсем безопасно. Вероятно, в этот момент он был скрыт автомобильной стойкой, и его появление стало неожиданностью для водителя. В результате последний вынужден был резко тормозить, благо скорость была небольшой.
Возникло ощущение, что фиксер чувствует себя не очень уверенно. Он пытался повторить действия первого велосипедиста из группы, который подгадал момент, на первом перекрестке проехал между автомобилей и не создал никому неудобств.
— Герой ролика не успел, и пришлось влезть перед Toyota, — предполагает Алексей. — Ему нужно было прижаться правее, потому что в междурядье он бы создал еще больше проблем.
Но почему велосипедист вообще оказался между рядов? На самом деле этому есть объяснение. С крайней правой полосы автомобили могли совершать поворот — не будем забывать, что там установлена дополнительная секция (зеленая стрелка), и ехать вдоль края проезжей части было бы опасно.
Извечный вопрос, а что они вообще делали на проезжей части, остается весьма и весьма дискуссионным. На самом деле мотив велосипедистов можно было понять: на перекрестке Куйбышева — В. Хоружей находится подземный переход, да и бордюры возле «зебры», пусть даже в несколько сантиметров, это все равно бордюры, а значит, препятствия. Тем более для фиксеров, которым важна гладкая поверхность.
— Не будем забывать, что в метре от края проезжей части обычно находятся люки, вокруг которых образуются неровности, лужи, — напоминает Алексей. — По крайней правой полосе обычно следует общественный транспорт, а значит, велосипедисты сталкиваются с колейностью. Кроме того, иногда пассажиры автомобилей резко открывают двери — у меня у самого было несколько таких случаев. А еще водители, бывает, поворачивают во дворы без указателей поворота. Все это вынуждает иногда ехать с отступлением от ПДД в пользу безопасности.
Правда, сказать, что герой ролика действовал безопасно, язык не поворачивается. В первый раз (с Toyota) опасность, казалось, миновала. Но что случилось потом, во время второго инцидента? Что за странная траектория? Водитель Honda показывал поворот, двигался медленно, остановился за несколько секунд до столкновения…
У Алексея, впрочем, есть объяснение произошедшему: «Логично было бы, конечно, объехать кроссовер слева, по внешнему радиусу. Но над ним, вероятно, довлела необходимость соблюдать ПДД, то есть ехать поближе к бордюру, и одновременно желание объехать автомобиль. Такой диссонанс и привел к происшествию».
На самом перекрестке Виталий Жуковский обратил внимание, что у велосипедиста была возможность избежать столкновения, заехав на бордюр. Высота его не критичная, там как раз выполнено понижение борта. А людей на том кусочке тротуара не было.
— А вот если бы он поехал поближе к краю проезжей части, то, скорее всего, педалью бы зацепил бордюр, что привело бы к падению, — считает Алексей.
Во время разбора задались вопросом, мог ли водитель Honda как-то предотвратить происшествие? Единогласное мнение: нет!
— Ранее велосипедист обозначал перестроение жестом руки, — напоминает Алексей. — Даже если бы водитель Honda отслеживал ситуацию и видел молодого человека, то логично было бы предположить, что тот поедет прямо, тем более что велосипедист находился между первым и вторым рядом. На самом деле автомобилист никак не мог повлиять на ситуацию — ему надо было отслеживать переднюю зону, следить за пешеходами, указатель поворота у него был включен…
Позже мы связались с самим автомобилистом, чтобы выяснить детали. Оказывается, он не обратил внимания на велосипедистов раньше и не видел самого момента происшествия. Почувствовав удар, сразу даже не понял, что случилось, спросил у велосипедиста, в порядке ли он, предупредил о вызове ГАИ. Когда тот уехал, стал искать свидетелей. Позже выяснилось, что есть запись регистратора.
На место выезжали сотрудники ГАИ. Произошедшее не оформлялось как ДТП (так как механическое транспортное средство не находилось в момент столкновения в движении). Однако административный процесс начат, сейчас устанавливается личность велосипедиста, изучается видеозапись. Кроссовер, к слову, по автокаско не застрахован и на выплату по «автогражданке» рассчитывать не стоит.
— Я это видео просмотрел раз двадцать, — водитель Honda не скрывал негодования. — Велосипедисты маневрировали так опасно… И этот удар, и этот гоночный велосипед с монопередачей, на которой нельзя остановиться… Больше всего опасений вызывает то, что кто-то мог сбить этого человека…
У нас зашла речь, как вообще действовать поворачивающему направо водителю, если к переходу, на котором велосипедистам можно не спешиваться, на скорости приближается велик. У минских водителей пока нет такой привычки, но, например, в немецких автошколах учат в подобной ситуации отслеживать обстановку справа в боковое зеркало, а также бросать взгляд через плечо. Логика такая: если вы готовы пропустить быстрый велосипед, то детей, пожилых людей, просто пешеходов и даже бегущих спортсменов точно заметите и не собьете.
Конечно, рассматриваемая ситуация слишком однозначная с точки зрения ПДД. Даже если закрыть глаза на движение по проезжей части и междурядью, то по пункту 200 правил (касательно требования иметь исправную тормозную систему) фиксера там вообще не должно было быть!
Велосипедисты в ответ ссылаются на то, что часто нормы закостенелые, а формулировки кочуют из редакции в редакцию с советских времен. Например, обязанность иметь с каждой боковой стороны велосипеда световозвращатели оранжевого цвета. Так называемые катафоты специалисты по обслуживанию велосипедов не советуют вешать на спицы, так как это ведет к повышенному износу колес. В то же время многие велопокрышки и щитки имеют световозвращающие полоски, например, белого цвета.
Можно ли двигаться на фиксе безопасно? Велосипедисты считают, что да. Почему же часто ведут себя вызывающе? Мы услышали любопытное мнение, которым делимся с читателями. Мол, эта субкультура возникла как ответ агрессивному большинству автомобилистов, которые считают, что велосипедистам не место на дороге. «Ну что ж, посмотрим», — сказали фиксеры и…
— Если автомобилисты пересядут на велосипеды, станет только лучше — на дорогах будет меньше заторов, сократятся вредные выхлопы, люди будут здоровее, — подытоживает Виталий Жуковский. — Но при этом хочется, чтобы все — и пешеходы, и велосипедисты, и автомобилисты — видели, понимали и уважали друг друга. Ну а фиксерам, особенно неопытным, прежде чем выезжать на дорогу общего пользования, стоит хотя бы потренироваться на безопасной площадке.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by