Как два водителя не поделили полосу. Разбор конфликта при встречном повороте

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
28 408
29 апреля 2017 в 8:00

Сегодняшний «Разбор...» посвящен стандартной ситуации: когда два водителя, двигавшиеся навстречу друг другу, после поворота не могут поделить полосу. Кого признают виновным в случае ДТП? А что делать, если очень надо закончить маневр, потому что, замешкавшись, упустишь возможность совершить поворот налево? Юрий Краснов разбирает спорные моменты очередного ролика из Минска.

Видео конфликтной ситуации разместил пользователь нашего форума nikitka9318. На YouTube он оставил такой комментарий: «Поворачивал со стороны ул. Седых на ул. Калиновского, впереди ехал Volkswagen. Я на перекрестке притормозил, так как, не понятно куда он направлялся, поворотник у него не горел, потом понял, что он так же поворачивает на ул. Калиновского и я продолжил движение, ему видимо, что то не понравилось в моих действиях и он обогнал меня и резко затормозил, в моей машине была вся моя семья, как я понимаю он создал аварийную обстановку, для того что бы меня чему то научить. Если бы сотрудники ГАИ ему объяснили что делать так нельзя то было бы очень хорошо. Ведь сзади моего авто мог ехать грузовик или еще что то, а если бы он не успел затормозить тогда уже была бы большая беда...»

— Можно сказать, это мой родной перекресток, — признается Юрий Краснов. — Во-первых, я недалеко живу и часто тут езжу. А во-вторых, перекресток находится на территории Первомайского района, в ГАИ которого я начинал службу. Особенность данного узла в том, что улицы пересекаются не под прямым углом.

Геометрия перекрестка имеет значение для рассматриваемого сюжета. Сразу заметим, что обзор хороший. Но для траектории, по которой двигался автор видео, маневр получается более затянутым, а значит, опасным. Ведь чем быстрее ты покинешь зону пересечения траекторий, тем лучше.

— Много раз просмотрел запись, но так и не увидел включенного указателя поворота у микроавтобуса, — продолжает эксперт. — Ну вот не вижу, чтобы моргала лампочка. В таком случае возникает вопрос: почему тогда автор видео решил совершать поворот налево? А вдруг Volkswagen бы продолжил движение прямо? Вероятно, водитель машины, в которой установлен регистратор, определил намерения оппонента по косвенным признакам — снижению скорости и изменению траектории.

Снова обращаем внимание на особенности организации дорожного движения на месте. На участке ул. Калиновского, где произошел конфликт, две полосы и карман остановки общественного транспорта.

Некоторое время мы наблюдали, как действуют при повороте направо водители. Многие сразу выезжают в условно средний ряд и лишь единицы попадают в карман.


— Но ведь водитель Volkswagen имел право не попадать в карман?— спрашиваем.

— Тут уместно будет вспомнить два пункта ПДД, — цитирует Юрий Краснов. — Во-первых, 65.2, в котором сказано: «при повороте направо транспортное средство должно двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения». Во-вторых, 66: «Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения».

Почему все стремятся попасть в крайний левый ряд, тоже очевидно, и это можно понять, если внимательно смотреть ролик. В крайнем правом ряду в паре десятков метров от остановки обычно припаркованы автомобили. Когда мы приехали на ул. Калиновского, там, например, стоял тот же эвакуатор, что и на видео.

— Если смотреть ролик по кадрам, видно, что водитель Volkswagen поворачивает не в крайнюю правую полосу, — анализирует запись эксперт. — А автор видео поворачивал как раз под микроавтобус.

Если бы на перекрестке произошло столкновение этих двух автомобилей, то с большой долей вероятности именно автор видео был бы признан виновным. Поскольку он нарушил бы пункт, который обязывает его уступить дорогу при повороте налево встречным автомобилям, и в этом бы состояла причинно-следственная связь с ДТП.

— Дальше — больше. Водитель микроавтобуса явно обиделся и, улучив возможность, совершил опережение, а затем перестроился перед носом у автора видео и затормозил, — включает ролик Юрий Краснов. — Всё. Удовлетворив свое желание отомстить, он гордо продолжил движение и пересек стоп-линию на желтый сигнал светофора.

Увы, типичная ситуация на наших дорогах, когда водитель доступными ему средствами решает восстановить «справедливость». К чему это приводит, мы не раз наблюдали в других сюжетах: преследование, взаимное подрезание, вплоть до рукоприкладства.

— Иногда автомобилисты усугубляют ситуацию, делают, что ли, из мухи слона, — продолжает эксперт. — Возможно, кто-то не прав, но они, ощущая себя оскорбленными, доводят обстановку практически до критической черты. Видимо, размышляют так: ты мне должен был уступить, а вот видишь, что могло произойти. Если вы перед таким водителем поворачиваете, он все равно считает вас второстепенным автомобилем.


Что же касается рассматриваемой ситуации, то заметно, как автор видео, совершив поворот, стал ускоряться. Возникло предположение, что это было вынужденной мерой. Мы связались с молодым человеком, которого зовут Никита (парень третий год за рулем), и он подтвердил нашу версию:

— В зеркало заднего вида я заметил, что Volkswagen практически ударил меня в бок, поэтому я немного прибавил газу.

По мнению эксперта, водитель микроавтобуса не хотел совершать ДТП, его целью было исключительно напугать оппонента.

— А все-таки, видя, что у него не включен указатель поворота, почему решили совершить поворот налево? — поинтересовался Юрий Краснов.

— Увидев микроавтобус, я немного притормозил. Но потом заметил, что он находится в крайней правой полосе, из которой разрешен только поворот направо, и стал с той же скоростью совершать маневр.

Совет эксперта такой: в подобной ситуации автору видео нужно было немного пропустить микроавтобус вперед (он бы проехал в крайнюю левую полосу) и следовать за ним. Тогда водитель Volkswagen удовлетворился бы тем, что ему уступили дорогу, и не стал бы обижаться.

Подобные ролики с завидной регулярностью появляются у нас на форуме. Один водитель поворачивает направо, а встречный автомобилист — налево. Первый стремится перестроиться левее, и возникает конфликт. Да, поворачивающий налево всегда оказывается в невыгодной ситуации — ему нужно уступить и он стремится совершить маневр побыстрее. Но проехав зону риска, можно сделать паузу, предоставив преимущество поворачивавшему направо.

— Итак, 45-й закон безопасного поведения на дороге, — подытоживает выпуск Юрий Краснов, — если не хотите сесть в лужу, то проезжайте после автомобиля, которому вы должны уступить дорогу.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by