В холле отеля он появился за пять минут до назначенного времени. Быстрый острый взгляд по сторонам. Темные брюки, светлый пиджак, галстук, розовые носки и кроссовки. Он выглядит естественно и не вызывающе. Ну разумеется, он денди! Превосходные манеры, исключительная обходительность. «Сегодня чудесная погода, вы не находите? Но во второй половине дня передавали дождь — совсем как дома». Позвольте представить вам этого джентльмена — мистер Малькольм. Он ненадолго приехал в Минск из родного Лондона.
Малькольму 70 лет, он родился в британской столице, которая, как и вся Европа, только возвращалась к жизни после мировой войны. Он рос в мирной новой Британии, впитывая ее историю и традиции, много путешествовал. Когда упал «железный занавес», поехал на восток, в страны Варшавского блока, как тогда говорили. Как любой мужчина, он интересуется военной историей, как любой британец — уделяет пристальное внимание мелочам.
— Я никогда не был в Беларуси прежде. Но я читал о вашей стране в интернете и нашел интересные места, которые мне хочется посетить. Думаю, удастся с пользой провести здесь несколько дней, — сказал Малькольм.
Англичанин любезно согласился, чтобы корреспонденты Onliner.by стали его провожатыми на один день.
В белорусскую столицу Малькольм прилетел с пересадкой в Варшаве. Он продвинутый интернет-пользователь, поэтому заранее забронировал себе отель, узнал, где в Минске рекомендуют перекусить, даже договорился на несколько экскурсий. И заказал такси из аэропорта в гостиницу. Трансфер обошелся ему в сумму немногим более 15 фунтов стерлингов (порядка 35 рублей) — недорого по лондонским меркам. Сорить деньгами — не в британском характере. Узнав о таксистах, которые везут «от борта» по совсем другим тарифам, лондонец только усмехнулся.
— Что-то подобное со мной случилось, по-моему, где-то в Испании. Таксист почему-то вздумал меня возить кругами, набивая цену. Но я заплатил ему столько, сколько полагается, и не пенни больше. С тех пор стараюсь бронировать такси заранее, — рассказал Малькольм.
Такси в Лондоне, по его словам, достаточно популярный, но не слишком бюджетный способ передвижения.
— Есть так называемые Black Cabs — черные кэбы, — с которыми традиционно ассоциируется мой город у туристов. Они ездят повсюду, и не составляет труда «поймать» такой одним жестом. Но удовольствие это не из дешевых. Лучше воспользоваться альтернативой, например вызвать машину через мобильное приложение — сэкономите пару-тройку фунтов.
— Как вам гостиница?
— Мой номер не из дешевых, но он на уровне, соответствует стандартам. Однако я хочу спросить: почему в коридорах так темно? Свет зажигается только когда приближаешься вплотную к светильнику. Похоже, в Минске преуспели в экономии электроэнергии даже в пятизвездочных отелях. Может быть, это разумно, но создает определенный дискомфорт. Особенно ввиду того, что на этаже не так много жильцов кроме меня.
Утром я спустился на завтрак в ресторан. Необычно, что в таком большом отеле так свободно в ресторане. Наверное, многие постояльцы предпочли лобби-бар?
Малькольм уже много лет водит машину. Сейчас у него семилетний Mitsubishi Lancer.
— Отличный автомобиль, надежный, очень удобный. Вот только не самый экономичный: хотелось бы, чтобы расход был поскромнее, — типичные слова для европейца. — Пока не планирую покупать что-то другое. К машине привыкаешь: уже знаешь, что она может, а чего лучше не делать. Правда, недавно разбил боковое зеркало. На сервисе сказали, что придется менять оба, а это, на секундочку, порядка 300 фунтов стерлингов.
А ведь когда-то в старушке Англии не жаловали иномарки.
— Долгие годы после войны англичане практически не покупали ни немецкие, ни японские автомобили. Нужно ли объяснять причину? С другой стороны, это было хорошее время для британского автопрома. Тогда в ходу были марки, о которых за границей теперь даже не вспомнят. Сейчас Англия ассоциируется с такими гигантами, как Bentley, Jaguar, Rolls-Royce. У моего отца был Rolls-Royce — отличная машина.
Сегодня в Британии полно «японцев», а «немцев», может быть, еще больше. Британцы отказались от традиций в пользу европейской рассудительности: автомобиль должен быть комфортным, экономичным и не слишком дорогим. И электрическим?
— Я убежден, что будущее за электромобилями, — говорит Малькольм. — Дайте время, и в Англии появится достаточное количество зарядных установок, а большинство пересядет на электрокары. Нужно только, чтобы они немного подешевели. Сжигаемое горючее — это зло, особенно в крупных городах. Минчане, возможно, пока этого не ощущают — вы просто не знаете, что такое серьезный трафик, и это везение по большому счету. Когда миллион автомобилей выезжает на улицу и становится нечем дышать — чаще задумываешься об экологии.
— Вы уже пробовали национальную кухню?
— Я знаю, какие блюда предпочитают в Восточной Европе, поэтому еда меня не удивила. Но за обедом я был несколько обескуражен. Заказал в ресторанчике недалеко от отеля суп. Девушка выслушала меня и ушла. Ее не было около получаса, мне не приносили даже приборы. Я не знал, что делать: подадут ли мне суп или пора уходить. Наконец принесли: картошка, морковь, кусочек рыбы — суп как суп, что так долго можно было готовить?
Малькольм недоверчиво показал нам счет за обед.
— В какой валюте здесь указана цена?
— Это белорусские рубли. Чуть больше 15 фунтов в эквиваленте.
— В самом деле? Когда я попросил меню на английском, мне сказали, что там все цены указаны в американских долларах. Даже не в евро. Какой в этом смысл? Беларусь же находится в Европе...
Мы приехали с Малькольмом на площадь Победы.
— О, так в Минске есть метро! Целых две линии, говорите? Ну, в Лондоне более обширная сеть, конечно, но она строилась на протяжении долгого времени, — снисходительно говорит британец. — Очень удобный вид транспорта, вы не находите? В ежедневных заботах я перемещаюсь по городу на общественном транспорте. Личная машина — для поездок за город.
Как рассуждает коренной лондонец? Ну возьмешь ты машину, ну поедешь в центр. Въезд — платный, парковка — платная, да еще и попробуй найди свободное место где поближе. Бензин опять же. И зачем оно надо?
— Скажу еще проще: на машине поездка в центр у меня занимает 40 минут — с учетом времени на то, чтобы припарковаться. На транспорте я доеду за 15 минут. Метро и автобусы ходят регулярно, проблем не возникает никаких.
Поговорили о еще одном городском символе — красных двухэтажных автобусах. Малькольм доволен тем, как они работают, но вопросы остаются.
— Почему-то администрация города давным-давно отказалась от развития трамвайной сети. Наверное, это было самое глупое решение из тех, что принимались в наше время. Трамваи заменили автобусами, но автобусы, так же как и автомобили, стояли в пробках. Тогда для них выделили отдельную полосу движения, что нравится далеко не всем. К тому же автобусы тоже загрязняют атмосферу выхлопами. Зачем было убирать трамваи? Посмотрите на Германию. В немецких городах трамваи пользуются огромной популярностью. Похоже, в этом вопросе немцы оказались дальновиднее. Я заметил, что в Минске трамвайное движение также не слишком развито. Позвольте мне высказать свое мнение: господа, вы совершаете ошибку.
На площади Победы разговор зашел об истории и национальных ценностях. Мы вспомнили историю о водителе, который устроил дрифт возле монумента Победы. Молодой человек, напомним, был приговорен к трем годам лишения свободы.
— Уверен, что в Англии его точно так же ждало бы очень суровое наказание за такое поведение в месте, которое имеет историческую ценность для целой нации, — эмоционально сказал пожилой британец. — Это вопрос ответственности за собственные поступки.
— Британия ассоциируется с традициями. Правда ли, что в 17:00 англичане пьют чай?
— Нет, ну что вы, это далеко не лучшее время. Вообще, это какой-то странный стереотип, что все англичане пьют слишком много чая. Мой брат, например, предпочитает кофе. Если говорить обо мне, то я выпиваю чашку чая, когда просыпаюсь утром. Затем, разумеется, чай за завтраком. Хорошо бы еще выпить чашку в районе полудня. А затем часа в три дня — это очень тонизирует. Прибавьте вечерний чай — часов в семь. Хотелось бы выпить чаю и в 17:00, но это будет уже слишком.
Для разнообразия отправились с британцем за город, к Кургану Славы — хотел же он увидеть основные мемориалы, посвященные Второй мировой. Малькольм наотрез отказался садиться за руль.
— Знаете, как-то непривычно: в машинах в Англии руль расположен справа. Однажды я ездил в стране с правосторонним движением. Кажется, это была Болгария. Ужасные ощущения: все ездят не по той стороне. Больше не хочу, большое спасибо за предложение.
Зато наш гость с интересом разглядывал город в окно автомобиля.
— Это ваша Национальная библиотека? Очень необычное здание. Город отстраивался после войны, если я правильно пониманию? Очень широкие улицы, достаточно места, а вот машин совсем не много. Неужели есть какие-то проблемы в дорожном движении?
Рассказываем британцу что-то о скоростезависимых ДТП, пьянстве за рулем, недисциплинированных пешеходах, беде с парковкой.
— Такие вещи, как парковка, должны решаться на уровне проектирования. Если Минск такой молодой город, вы можете избежать многих проблем, с которыми должна мириться старая Европа. Застройка Лондона формировалась веками. Не так просто освободить место под новый квартал с подземными паркингами. Здесь я вижу много современных зданий, наверняка там предусмотрено достаточно свободных мест для жильцов. А вот у нас, представьте, в распоряжении дома, где 300 квартир и парковка всего на 100 мест. Это скандал, жильцам приходится очень непросто.
Истории о дворовых конфликтах и массовых стоянках на газонах Малькольм выслушивает как-то недоверчиво. Списал эти небылицы, должно быть, на трудности перевода.
А вот минская кольцевая не оставила у лондонца ярких впечатлений.
— У нас тоже есть окружная дорога. Так себе местечко: если случается серьезная авария — можешь доставать термос и звонить домой, говорить, чтобы к ужину не ждали.
В Британии, как и в Беларуси, борются с нарушителями скоростного режима — устанавливают все больше камер фотофиксации.
— Это не всегда эффективно. Водители знают, где расположена камера, и притормаживают до положенного лимита. А затем снова разгоняются, — рассказал Малькольм известный всем секрет. — Но вообще, я бы назвал английских водителей дисциплинированными. Нарушителей ждут крупные штрафы и бальная система, в соответствии с которой водительского удостоверения можно лишиться за несколько проступков. Так себе перспектива, да?
— Малькольм, Англия — родина футбола. У вас в стране действительно так любят эту игру?
— Насчет родины футбола — скажите это нашей национальной сборной. На каждом мировом первенстве или чемпионате Европы то, что они делают, — это непростительно. Это удар по самолюбию каждого англичанина, настоящий государственный скандал.
— А за какой клуб вы болеете?
— За «Арсенал» — всю жизнь, так же как и отец. И знаете, что я скажу? Нашему тренеру уже давно пора в отставку. Вы видели, чем закончился для команды этот сезон в Лиге чемпионов? 10:2 по сумме двух матчей...
Англичане действительно любят футбол.
— А в Беларуси есть футбольные команды?
— Сменим тему?
— Странно, что этот мемориал расположен в месте, где ничего нет. Для чего его построили? Чтобы на него могли смотреть те, кто собирает урожай на полях? — спрашивает Малькольм, стоя возле Кургана Славы. — Почему бы не проложить сюда хотя бы туристический маршрут? Это место заслуживает большего, чем просто быть достопримечательностью в окне по пути из Москвы или из вашего аэропорта. Когда-то я видел что-то подобное в Варшаве. Там тоже построили мемориал посреди пустоты. Но уже через десять лет это был центр весьма впечатляющего исторического комплекса. Возможно, и здесь будет что-то подобное, вы не знаете?
Заводим с лондонцем разговор о велосипедистах. Британская столица славится своей лояльностью к этому виду транспорта. Впрочем, оказывается, что велосипедистов поддерживают только сами велосипедисты.
— Когда-то, чтобы создать более комфортные и безопасные условия для движения, велосипедистам позволили двигаться по проезжей части, чаще всего по выделенной полосе для общественного транспорта. Знаете, я сам не велосипедист и никогда не хотел ездить на этой штуке. Но вот что я скажу: велосипедисты в Лондоне, похоже, решили, что они бессмертные — настоящие бэтмены! Они разъезжают не глядя по сторонам и даже не удосуживаются соблюдать элементарные правила дорожного движения. Попытка навести порядок привела только к еще большему хаосу. Не знаю, может быть велосипед — это хорошо где-нибудь в Нидерландах, но точно не в таком мегаполисе, каким является Лондон.
Малькольм очень хотел попасть в музей истории Великой Отечественной войны в Минске. Он много читал о нем в интернете, собирался сравнить с крупнейшими музеями, которые посещал в Англии, Германии, Франции. Однако к нашему разочарованию в кассах не оказалось свободного аудиогида, несмотря на то, что посетителей в музее было не много.
— Долго ли нужно ждать?
— Ну часок погуляйте, — ответила кассир.
— Я с радостью перекушу в местном кафе, — сказал Малькольм. Британцы стоически относятся к трудностям.
Но оказалось, что перекусить негде.
— Есть сувенирная лавка, можете купить там воды или мороженое. Кафе у нас нет, — заявила кассир.
— Простите, если я уже задавал этот вопрос. В Минск приезжает не очень много туристов, да? — осторожно спросил англичанин.
Когда мы прощались, Малькольм, чтобы избежать неловкой паузы, прибег к проверенному английскому методу — заговорил о погоде.
— Я же говорил, что после обеда пойдет дождь...
— Лондонцы всегда все знают о погоде?
— Нет, конечно. Знают только, когда нужно брать с собой зонтик.
Репетиторы по английскому языку в услугах Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by