Покупатель Volkswagen: «Ставку по кредиту подняли из-за сложных экономических условий, а вот опустить как будто забыли»

31 819
27 июля 2017 в 8:00

Заключая договор о покупке автомобиля в кредит или лизинг, клиент должен готовиться к худшему. Жить по такому принципу автомобилистов приучили всяческие нюансы в оформлении бумаг, оговорки в текстах и формулировках самих документов. Уровень доверия к услуге «покупка авто с неполным капиталом» в последние годы снизился, однако до сих пор именно это предложение делает большую часть кассы дилеров. А заодно помогает и банкам. Герой сегодняшнего материала, владелец Volkswagen Caddy Александр, борется с банком, который, «оказавшись в сложной экономической ситуации», повысил ставку по кредиту, а когда сложности прошли, о понижении и не подумал.

Покупка

История Александра начинается с приятного события — покупки автомобиля в 2008 году. В качестве транспортного средства мужчина выбрал свежий Volkswagen Caddy, выпущенный за год до сделки. На тот предкризисный момент машина стоила чуть более $14,6 тысячи. «Я искал легковушку, которая могла бы не только пригодиться в качестве личного транспорта, но еще и смогла бы помочь в работе, — говорит минчанин. — „Каблучок“ Volkswagen Caddy отлично подходил и для поездок по городу, и для перевозки небольших грузов внутри МКАД. Покупал машину в кредит, так как не хватало денег заплатить всю сумму. Ставка в 12,9% годовых показалась на тот момент небольшой».

Переплата

Процесс приобретения авто выглядел обычно: составление договора с банком, внесение первоначальной суммы и подпись под фразой «обязуюсь перечислять денежные средства ежемесячно», а после — вручение ключей от новенькой машины. Это случилось в мае 2008 года. На протяжении пяти лет семья выплачивала проценты вовремя, без задержек, погашала кредит суммами большими, чем предусмотрено графиком платежей. Но в 2013-м, когда пятилетний срок кредита наконец закончился, обнаружилась нестыковка в суммах.

«Обратились в банк для получения выписки по счету. Оказалось, мы переплатили, — возмущен Александр. — Платежи по указанной в договоре ставке были погашены в полном размере, а точнее сказать, в повышенном. Мы стали изучать, как же у нас вышло просчитаться»

«По бумагам банка все сходилось, кредит выплачен полностью. А вот согласно нашим расчетам мы отдали на 963,7 доллара больше, чем должны были. Мы пришли к выводу, что банк поднял ставку по кредиту», — добавляет мужчина.

Нюансы договора

Автовладелец стал пристально изучать кредитный договор. В нем четко указано — за пользование кредитом кредитополучатель уплачивает кредитодателю проценты в размере 12,9% годовых. Однако в документ закрался хитрый пункт. «При изменении финансово-экономических условий деятельности кредитодателя он имеет право изменить размер процентов за пользование кредитом по настоящему договору, — говорится в бумаге. — При несогласии кредитополучателя он обязан полностью досрочно погасить задолженность».

Вспомнив историю недавних экономических поражений национального рубля, действительно можно подумать о сложном финансовом положении банка. Пожалуй, многие помнят, как печально закончилось празднование 2009 года: 31 декабря доллар стоил 2200, а 2 января обменники «обрадовали» цифрой в 2650. К середине зимы рубль просел примерно на 30%. А теперь вернемся к кредитному договору Александра: «Вначале говорилось о 12,9% годовых, а после девальвации стало 16,9%. Рост составил 31% — то есть соотносительно с удешевлением рубля».

Суды

Чувствуя себя обманутым, покупатель Volkswagen направил в банк претензию: мол, пересчитайте начисленные проценты. Ответ — отказ. После этого Александр написал заявление с просьбой о перерасчете процентов и зачете излишне выплаченных сумм в счет основного долга. Ответ — отказ. Тогда мужчине ничего не оставалось кроме как пойти в суд.

Представители банка во время заседаний делали упор на указанный выше пункт договора: «При изменении экономических условий…» А поскольку внизу стоит подпись покупателя, значит, он согласен с условиями. Следовательно, все честно.

Суд первой инстанции встал на сторону банка. «Истец (покупатель автомобиля) погашал проценты по кредиту ежемесячно на протяжении нескольких лет, каждый раз получал квитанцию с указанием суммы, — говорится в мотивировочной части решения. — А потому мог знать о повышении ставки. Доводы истца, якобы банк должен был указать, какие именно изменения в экономических условиях повлекли увеличение процентов, признаны несостоятельными». При этом на суде все же озвучили причину: «Сохранение доходности, которая позволит нормально функционировать банку как системе». По мнению Александра, такая формулировка говорит, что банк готов защищать себя, но только не клиента, даже если он добросовестно выплачивал долг.

Новые аргументы

На этом тяжбы не окончились: мужчина обращался с кассационной жалобой в городской суд, с надзорной жалобой в прокуратуру. Всюду отказали, признали, что банк не нарушал условия договора и имел на то основания. Зато среди множества слов переписки Александр обнаружил искомые — те, что описывали, какие именно трудности испытал банк. Оказалось, проблема была в затруднениях при заимствовании на рынке межбанковских кредитов в декабре 2008 года — том самом месяце девальвации. И от этих данных можно было отталкиваться.

Александр нашел человека, который брал кредит в белорусских рублях в том же отделении банка. «Процентная ставка не менялась с момента его выдачи до полного погашения, — пишет мужчина в жалобе на имя председателя Верховного суда. — Или это только относилось к некоторым договорам выборочно? Также информация о межбанковских кредитах не является закрытой, ее можно найти на сайте Нацбанка. Открываем страницу с таблицей ставок за май 2008 года, потом сравниваем с декабрем 2008-го. Действительно, проблемы были».

А потом автовладелец решил проверить, изменялась ли ситуация на протяжении всего срока выплаты кредита. Оказалось, что ставки не только выровнялись и достигли прежних показателей, но и снизились. «Выходит, чтобы поднять проценты по кредиту для клиента, сложной ситуации достаточно, — рассуждает Александр. — А когда банк встал на ровные рельсы, то опустить эти проценты как будто забыли?» По словам минчанина, эти факты говорят, что ухудшения финансовой деятельности у банка на самом деле не было, а соответственно, пункт договора 3.1.5 не должен был применяться.

Письмо в Верховный суд было отправлено в конце июня. Считающий себя обманутым клиент продолжает борьбу за собственную правду.

Счетчики банкнот и монет в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by