Для того чтобы заниматься профессиональным автоспортом, нужно много денег. Это факт. Даже при участии в любительских заездах автомобили бьются, их нужно чинить и дорабатывать, постоянно улучшая характеристики. Не у каждого есть деньги на такое хобби. Герой нашей сегодняшней статьи — Никита — решил сделать из автоспорта не увлечение, а работу и максимально уменьшить цену за «входной билет» на раллийные трассы. Он со своими друзьями-энтузиастами арендовал гараж и теперь делает из старых, почти развалившихся BMW E36 настоящие гоночные машины. Почему именно эта модель BMW? Сколько все это стоит? Как обстоят дела с безопасностью? Может ли по раллийному допу проехать любой желающий? На эти и многие другие вопросы корреспондента Onliner.by ответил основатель необычного для Беларуси проекта.
— Эти два бокса мы арендовали у государственного объекта. Видели бы вы, что здесь было до нас. Ужас и мрак! Все восстанавливали своими силами. Прорубили дверь, сделали небольшой офис и организовали полноценный гараж на две машины. Еще есть над чем работать, но в целом уже более-менее порядок. Здесь мы и строим гоночные автомобили, — провел нас через свои «владения» Никита. В гаражах над ямами стоят два седана BMW E36.
На улице еще две машины — седан и купе. Прямо из боксов можно войти в офис. Здесь, конечно, не так «современно», как в бизнес-центрах, где заседают IT-компании, но в целом уютно. Ремонт проводился в марте, а работу ребята начали в первых числах апреля.
Вдоль стены расставлены кресла от Е36 — все доработанные автомобили получают спортивные «ковши», а базовые сиденья либо продают за бесценок, либо используют в офисе. По центру комнаты расположился мягкий диван. В углу висит телевизор, круглые сутки транслирующий гонки. Есть Xbox, чайник, журнальный столик. Что еще нужно? В другой части помещения стоят столы с ноутбуками и принтером. На стене — грамоты. Есть отдельная полка для бухгалтерских бумажек. В офисе установлен стеллаж, на котором хранятся некоторые запчасти для будущих проектов.
Начиналось все еще в 2013 году. В Минске собралась группа энтузиастов, которые хотели участвовать в ралли. Среди них был и Никита. Они купили старенькую Skoda Felicia и разбили ее на первой же любительской гонке. Соревнования тогда были редкостью, и ребята решили сами организовывать любительские раллийные заезды. Следующей «боевой» машиной стал Volkswagen Polo.
— На ралли все не закончилось. В 2016-м мы сделали перерыв и долго размышляли над тем, что делать дальше. Как развиваться? Мы понимали, что гонки должны быть зрелищными. Тогда на них приходит много зрителей, и это выгодно организаторам. Но самое главное условие — гонки должны быть недорогими. Важно понимать, что в Беларуси автоспорт скорее любительский. Никто не хочет тратить огромные средства на это. А ездить хотят многие. Также мы заметили тенденцию, что любители ралли постепенно отказываются от полного привода из-за дороговизны машин. Тогда мы и поняли, что нужно ездить на BMW. Старые модели стоят дешево, но при этом дают такое же количество фана, как полноприводные автомобили в восемь раз дороже, — вспоминает Никита.
В общем, выбор пал на «тройку» BMW Е36. Она бюджетная, хорошо едет и неплохо выглядит (как в движении, так и в стационаре). Примером послужили ребята из Финляндии, у которых этот кузов очень ценится. Вообще, в ралли сложно ездить на заднем приводе. Машина движется в постоянном заносе на больших скоростях, и с этим надо справляться.
— Эта модель очень хорошо подходит для ралли. Она специфическая, но для наших нужд — то что надо. На самом деле сложнее сделать быструю асфальтовую BMW E36, нежели раллийную. Вот так все и началось. В итоге был пройден большой путь. Вначале мы просто хотели участвовать в ралли, и приходилось искать много людей — владельца микроавтобуса-технички, специалистов по ремонту, человека с лафетом и др. Сейчас же мы представляем своего рода раллийное агентство полного цикла. Мы делаем машины, ездим на них, предлагаем кататься другим людям, обслуживаем автомобили до и после соревнований и сами организовываем гонки. При этом у нас есть опыт работы в школе контраварийного вождения, поэтому мы можем еще и готовить пилотов, создавая для них отдельные тренировочные программы, — рассказал руководитель проекта. Параллельно с этим Никита организовывает большое количество «покатушек», начиная от дрифта и заканчивая трек-днями, в которых неоднократно принимали участие и журналисты Onliner.by во время тест-драйвов.
Сегодня есть большое количество различных классов раллийных машин, которые разнятся в том числе объемом двигателя. Одним из конкурентных сегментов является класс до двух литров. Но моторы в таких машинах, как правило, сильно дорабатываются. Меняется «железо». Это недешево, и ресурс таких двигателей очень невысок. К тому же топливо нужно с октановым числом 100+. Из-за повышения мощности мотора приходится ставить новую коробку, способную «переварить» дополнительные ньютон-метры. От этих заморочек Никита со своей компанией решил отказаться.
«Масло в моторе меняется после пяти двухчасовых тренировок»
— Есть E36 со стоковым 2,5-литровым атмосферным мотором. Там 192 лошадиные силы. И это надежный, проверенный временем агрегат, запчасти к которому продаются на любом рынке. Нет проблем и с топливом. У нас одна BMW уже полтора года ездит под высочайшими нагрузками и никаких проблем! Таким образом, нам не нужно ничего дорабатывать в двигателе. Только обслуживать вовремя. Масло в моторе меняется после пяти двухчасовых тренировок. Родные коробки тоже отлично себя зарекомендовали. Базовую «механику» Е36 некоторые ставят на дрифтовые 500-сильные машины. Даже если МКП сломалась — ты приходишь на рынок и покупаешь ее за сто рублей, потому что их валом, — с улыбкой говорит Никита.
Когда ребята ищут в продаже BMW для нового проекта, то в первую очередь смотрят на кузов. Если он целый — можно брать для доработки. Двигатель покупается отдельно. Любопытно, что для раллийных гонок Никита и его команда выбирают седаны Е36, а не купе. Дело в том, что в «двухдверке» тяжело попасть на задний ряд (диван оттуда, понятное дело, убирают), чтобы почистить или подтянуть ремни. К тому же купе ниже, и высокие пилоты могут биться головой (в шлеме) о каркас безопасности. В общем, 2-дверные «тройки» хоть и выглядят спортивнее, но на практике менее удобные, нежели седаны. Версия Compact вообще не подходит, т. к. это совершенно другой автомобиль с иной задней подвеской.
После того как автомобиль попадает в гараж на доработку, с него снимают буквально все. Затем ставятся распорки, усиливаются точки крепления подвески, модернизируются подрамники, проводится легкая антикоррозийная обработка. Полностью извлекается салон и на место передних кресел устанавливаются упомянутые выше «ковши». Сзади посадочных мест нет. Машина оборудуется гоночным рулем, короткой кулисой МКП. Передняя панель лишается ненужных клавиш, магнитолы, кондиционера и пр.
На автомобиль ставят раллийную подвеску, разработанную специально для Е36. Ее покупают у московской фирмы ABTechnic. Цена — $1,1 тыс. Это не регулируемая по геометрии подвеска (меняется только развал спереди) без выносных бачков. Таким образом машину удешевляют. Аналогичная подвеска с регулируемыми стойками и выносными бачками стоит $3—4 тыс.
Раллийный автомобиль без каркаса безопасности — камера смертника. «Клетку» для дорабатываемых BMW изготавливают в Беларуси. Никита сам ездил смотреть, как наши ребята варят трубы, и остался доволен результатом. Средняя цена на каркас безопасности — $1300. Она может слегка варьироваться в зависимости от конфигурации. Спортивные кресла стоят в районе $350 за штуку, в $170—200 обходятся ремни. За руль отдается порядка $100. Кроме того, в машине нужно дорабатывать капот и багажник, чтобы они легко открывались, и устанавливать выключатель массы, который позволяет заглушить двигатель как из салона, так и снаружи.
В итоге раллийный BMW E36 стоит $8—10 тыс. в зависимости от состояния, в котором приобретался автомобиль.
Комплект колес стоит в районе $800. Этих шин хватит примерно на год. На тренировках используются другие колеса, более дешевые. «Тренировочные» покрышки покупают подержанными у российских топовых пилотов, которые избавляются от немного использованных колес. Выходит $25—40 за одну шину. В итоге раллийный BMW E36 стоит $8—10 тыс. в зависимости от состояния, в котором приобретался автомобиль, и версии (если двигатель у купленной машины не 2,5, то его нужно покупать отдельно).
«В белорусском ралли, как и в любом местном автоспорте, есть проблема в том, что ты не можешь „попробовать“»
Из четырех доработанных на сегодняшний день автомобилей два — клиентские раллийные BMW, сделанные по чьему-то заказу. Одна машина «дрифтовая», на которой ребята сами участвуют в чемпионате Беларуси по дрифтингу. И одна арендная для ралли. Ее может взять напрокат любой желающий, чтобы попробовать свои силы на раллийной трассе.
— В белорусском ралли, как и в любом местном автоспорте, есть проблема в том, что ты не можешь «попробовать». В Литве и России услуги пробного теста на настоящем раллийном участке широко развиты. За определенную плату ты садишься в подготовленный автомобиль и едешь с инструктором. И потом уже решаешь, нравится тебе дисциплина или нет. Мы решили заняться этим направлением в Беларуси. Пробные заезды на арендной машине проходят на кроссовой трассе в Боровой, — рассказал Никита.
Схема такая: договариваешься насчет аренды, приезжаешь в оговоренное время в Боровую, садишься в подготовленную BMW E36 и ездишь с инструктором. Без инструктора на пассажирском кресле автомобиль вам не дадут. В Беларуси немногие знают, как правильно быстро ездить по гравию. Нюансов много.
Ралли-тест стоит 90 рублей. Длится он полчаса. Если новичку понравилось, он может заказать себе индивидуальную тренировку. Это уже два часа беспрерывной езды. Не каждый столько выдержит. Езда на раллийном автомобиле — это тяжелая физическая работа. Есть еще возможность выехать на тренировку в Лепель — там уже все более серьезно. Перекрывается участок гравийной дороги общего пользования. Пожарная, скорая, маршалы. Весь процесс организован как полноценные соревнования. Это «официальная тренировка» при поддержке Белорусской автомобильной федерации. Мероприятие длится целый день, и к водителю уже предъявляются повышенные требования. Дело в том, что если ты вылетаешь с трассы в Боровой, то это будет поле, а если в Лепеле — то дерево. Следующий шаг после Лепеля — настоящие любительские соревнования.
Сейчас подготавливается договор аренды, в котором эти нюансы будут прописаны. Если во время тестового заезда автомобиль сломается в результате удара, то счет за ремонт выставят клиенту. Если машина перевернется и сгорит, то рассчитываться за нее придется полностью. Это около $10 тыс.
— Мы все взрослые люди. Если не уверен в своем мастерстве, не нужно пытаться пройти тот или иной поворот на максимальной скорости. Я специально никогда сам не катаю людей перед тестовыми заездами. А то они посмотрят, как я еду, и попытаются повторить. Ехать нужно в соответствии со своим опытом. В России есть крупные компании, где гоночные автомобили полностью застрахованы. Мы же вынуждены перекладывать ответственность на клиента. В какой-то степени на готовности в любой момент чинить дорогую машину построен весь автоспорт. Только тут это арендная машина, а не личная, — поделился с нами организатор необычного проката.
В планах Никиты — организация монокубка на BMW E36. Планируется построить для этого пять абсолютно одинаковых машин и устраивать заезды на них. Кроме четырех уже доработанных «троек», возле гаража пылятся две «гражданские». Вскоре они заедут в боксы и превратятся в «спортсменов». Сейчас автомобили дорабатываются достаточно долго. Но со временем Никита планирует делать один проект за полтора месяца. Это с постройкой и тестированием.
— Мы не хотим монополизировать этот монокубок. Если у человека есть желание самостоятельно построить такой BMW или нанять своих мастеров — пожалуйста. Будет определенный набор технических требований (они, кстати, относительно простые) к постройке машины, после выполнения которых участник будет допускаться к соревнованиям. Нам самим интересна массовость монокубка, — высказался Никита. Соревнования на Е36 ребята планируют провести в 2018-м.
Тормозные жидкости в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by