В город больше не спешат коммерсанты в малиновых пиджаках. Взлет и падение Тольятти

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
33 903
05 ноября 2017 в 8:00

В теории напрашивается прямая аналогия между Тольятти и Вольфсбургом. В немецком городе тебя повсюду преследуют две литеры VW. Такое чувство, словно остальные автомобили отменили. Похожие ощущения возникают при подъезде к родному городу «Жигулей». Восемь из десяти машин имеют логотип в виде узнаваемой ладьи: Kalina, Granta, Vesta... Вот только на практике российский город одного автомобиля значительно отличается от немецкого «коллеги» — и архитектурой, и размерами, и планами.

Город как приложение к заводу

Нельзя сказать, что в Тольятти, где также развито химпроизводство, абсолютно все вращается вокруг «АвтоВАЗа». Однако у многих образ города как придатка к заводу сохраняется по сей день. Часть правды в этом есть. Основной прирост населения произошел с 1960-е по 1980-е, когда строилось и развивалось крупнейшее в СССР предприятие по выпуску легковых автомобилей.

Только с октября 1966 по сентябрь 1967 года число жителей увеличилось вдвое — многие устремлялись на всесоюзную стройку. Новоявленных тольяттинцев называли вазовцами.

— Особенность Тольятти в том, что это моногород, экономическая модель которого во многом зависела от «АвтоВАЗа». В 1990-е годы каждый седьмой горожанин так или иначе работал на это предприятие: кроме завода ведь были ведомственные сады, больницы, профилакторий, — вспоминают местные журналисты.

В 1990-е, во времена первоначального накопления капитала, стали появляться многочисленные кооперативы, фирмы и предприятия, в основной массе находившиеся в гаражных массивах. Там производили запчасти, обслуживали машины. Словом, зарабатывали на всем, что имело отношение к «АвтоВАЗу» и автомобилям.

В наследство городу досталась соответствующая инфраструктура, где все это добро можно было сбывать. Например, «Пламя» и Железный рынок — два автокластера, которые знает каждый автомобилист из Тольятти. Точки, где можно найти все что угодно для автомобилей Lada — от стеклоочистителей до услуг по чип-тюнингу.

Раньше сюда устремлялись со всей страны за дефицитными запчастями, брали за отдельную плату сопровождающих. Теперь все приняло более цивилизованные формы, но ощущение, что город застрял в 1990-х, не покидало нас, пока мы не выехали за его пределы.

Не Lada единой...

Восемь из десяти автомобилей на тольяттинских улицах это Lada. Молодежь, еще не насобиравшая на новые модели, обычно ездит на «восьмерках» и «девятках». Автомобилисты постарше — на Kalina, Granta, изредка встречаются Vesta и XRay.


— Выбор объясняется просто, — рассказывали нам сами тольяттинцы. — Доступность запчастей, возможность получить скидку и простота в обслуживании.

Вот-вот в российские салоны поступят долгожданные Vesta SW и Vesta SW Cross. Говорят, в Тольятти они уже встречаются. Это такой бонус автомобилистам, живущим по соседству с заводом, — первыми увидеть новинки своими глазами. Нам повезло меньше: сколько мы ни всматривались в поток, но вазовские универсалы не заметили.

В Тольятти около десятка дилеров Lada. Мы решили заехать в один из салонов, который, впрочем, мало отличается от ему подобных в Москве, Санкт-Петербурге или Минске. В первую очередь нас интересовали цены: есть ли смысл ехать в Тольятти за автомобилем? Считайте сами: еще недавно седан Vesta, в зависимости от комплектации, там стоил от 545 до 735 тыс. российских рублей (от 18 340 до 24 730 белорусских).


Интересно, что при этом открыты и работают дилеры других марок — Toyota, Lexus, Renault, Mazda, Audi, Lifan. То есть не Lada единой...
Из какой точки ни глянь, взгляд цепляется за узнаваемую высотку главного здания Lada. Рядом с территорией завода — мотивирующие баннеры и растяжки, что не мешает тут же проводить радарный контроль скорости.

Завод занимает территорию в 600 га, площадь зданий предприятия — более 4 млн м2. Объехали «АвтоВАЗ» по периметру: десятки КПП с бдительными охранниками, фуры, автовозы... Если делать вывод по маркам автомобилей на служебных парковках, патриотичные сотрудники завода выбирают родную продукцию.
Судя по билбордам и вывескам «вырвиглазного» цвета многие горожане по-прежнему заняты в автосфере. Кроме услуг по ремонту и обслуживанию предлагается сдать автомобили в ломбарды, по системе trade-in и так далее. В 2000-е город накрыл кризис, на «АвтоВАЗе» произошли масштабные сокращения, многие задумались даже о смене места жительства. А кто-то пытается остаться на плаву, зарабатывая в сфере автоуслуг.

Как Советский Союз Автоград строил...

Город производит впечатление очень разбросанного. Его площадь — около 315 км², почти как у Минска (350 км²). При этом населения в Тольятти втрое меньше, чем у нас. Чтобы переехать из одного района в другой, придется проделать большое расстояние. Огромные территории занимают лесопарковые зоны. Общая протяженность дорог — около 1,5 тыс. км!

Всего в Тольятти три района: Центральный (его все называют Старым городом), Автозаводской (Новый город) и Комсомольский (Комсомольск). История, время застройки и развитие каждого из них очень отличаются. Можно сказать, одним названием объединены три разных города. В Вольфсбурге, напомним, все напротив — компактно и уютно. Основная жизнь в дневные часы крутится вокруг Поршештрассе. Что считается центром жизни в городе, где производят Lada? Сказать сложно...

Наиболее любопытная история у самого густонаселенного района — Автозаводского. Когда он проектировался, то получил условное название Автоград. Дома строились буквально на ходу, одновременно с возведением завода.

Вдохновленные комсомольцы ехали со всей страны, чтобы поучаствовать во всесоюзной стройке. Впрочем, они не только лелеяли мечту быть задействованными в масштабном проекте, но также имели вполне себе прозаическую цель — получить квартиру.

Предполагалось, что новый район станет центром Тольятти. Над проектированием работали сотрудники 27 научно-исследовательских и проектных организаций. Планировалось построить культурные центры, концертные залы, библиотеки, универсамы, стадионы, ипподромы, велотреки, бассейны, гостиницы. Даже сейчас звучит масштабно! Нужно ли говорить, что реализовано было далеко не все.

Тем не менее за реализацию тольяттинского Автограда группа архитекторов, работавшая над проектом, была отмечена госпремией. «Строительство новой части Тольятти, осуществленное одновременно с возведением автомобильного гиганта в очень короткие сроки, — это поистине большая победа отечественного градостроительства», — радовалась в 1970-е местная пресса.

...и что из этого вышло

Автоград состоит из 26 кварталов, в каждом из которых живет около 28—30 тыс. человек. Кварталы разбиты городскими магистралями, причем многие из проспектов продублированы местными проездами. Это довольно интересное решение: меньше перекрестков — меньше конфликтов. Однако на дворовой сети явно нужны меры по успокоению движения — проезды заставлены припаркованными машинами, при этом существует интенсивное движение пешеходов.

Разумеется, в городе, где выпускались легковые автомобили, предполагалось, что многие будут иметь свою машину. Но даже в смелых предположениях советские архитекторы не могли представить, какого уровня достигнет автомобилизация. Так, проектировщики считали, что к концу 1970-х в Тольятти будет 220 автомобилей на тысячу жителей (для сравнения: сейчас на тысячу минчан приходится около 400 машин).


Дороги проектировались исходя из этих значений, и сейчас пропускная способность практически исчерпана. Тольятти повторил участь больших городов. Сколько ни расширяй проспекты, все равно найдется узкое место, где начнут скапливаться очереди и заторы.

Особенностью Тольятти можно назвать большое число круговых перекрестков. По размерам они больше, чем наша пл. Бангалор. Но самое интересное, что на многих применяется аналогичное решение: на кольцах установлены светофоры, и это позволяет предоставлять приоритет наиболее загруженному направлению.

Сейчас типовые многоэтажки не выглядят чем-то выдающимся и за это премии не выдают. А то, что широкие городские магистрали скорее разделяют жителей, везут шум и выбросы, — понимают даже школьники. Автоград, несмотря на масштабность задумки, вышел каким-то одинаковым.


Тольятти в одночасье превратился в крупный город, куда устремлялись десятки тысяч амбициозных молодых людей. Но на смену бурному росту и всесоюзной славе пришли упадок, кризис, сокращения... И хотя «АвтоВАЗ» по-прежнему остается центром, сюда не спешат коммерсанты в малиновых пиджаках за новыми моделями, как раньше.

Благодарим автоцентр «Хендэ АвтоГрад» за предоставленный автомобиль,
а также магазин imarket.by за помощь в организации поездки

Автомобили Lada на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!