Город одного автомобиля. Чем Вольфсбург обязан Volkswagen

 
35 233
26 июня 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

В этом городе куда ни глянь — взгляд упирается в один и тот же логотип. Неизменные две литеры VW словно преследуют тебя — они на решетке радиатора автомобилей, в витринах прокатных салонов, на лацканах пиджаков офисных работников. А огромный значок, размещенный на старых корпусах завода, как бы намекает, кому обязан Вольфсбург своим появлением.

Есть даже ощущение нереальности происходящего. Как будто в один момент все другие автомобильные марки отменили и разрешили использование только Volkswagen. Раритеты и еще не откатавшие гарантийный срок большие пикапы и маленькие хетчбэки, с традиционным ДВС и электрические... Нельзя не согласиться, что в Вольфсбурге это по-настоящему народный автомобиль.

Дело не только в патриотизме сотрудников компаний, так или иначе связанных с Volkswagen. Концерн предоставляет работникам существенные льготы. Заманчивые программы лизинга (в Германии это аренда машины без права приобретения), например, позволяют вносить ежемесячную плату, ездить на новом автомобиле, а через полгода брать очередной из определенного пула доступных моделей. Узнать такие Volkswagen можно по регистрационным знакам, включающим дополнительные буквы.

На самом деле на улице встречаются не только новые машины. Есть вполне себе состарившиеся «пенсионеры», которые по-прежнему выполняют свою основную функцию. Вот, например, Passat B3, как положено, в кузове универсал, белого цвета.

Если же вольфсбургцы «изменяют» марке, то с особенными автомобилями — или с заряженными модификациями, или с ретромобилями.

На одной из улиц был выставлен болид Volkswagen. Его построила студенческая команда Formula Student Team из университета Ostfalia. Около тридцати человек занимаются разработкой экспериментальных концептов, и это один из них. Подобные проекты есть во многих технических университетах Германии. Студенческие команды соревнуются между собой, а некоторые инженеры вырастают в профессиональных конструкторов спорткаров.

А на въезде в город мы обратили внимание на памятник автомобилю. Думаем, не надо говорить, какой именно марке он посвящен.

На боках некоторых авто заметили наклейку «Гризли Адамс Вольфсбург» (если переводить на русский). Поморщили лоб, а потом вспомнили: это же хоккейный клуб такой!

Впрочем, поклонников футбола и клуба «Вольфсбург», ставшего чемпионом Германии в сезоне 2008/09, гораздо больше. Домашний стадион «Фольксваген-Арена» был построен за счет Volkswagen AG и Wolfsburg AG в 2002 году и рассчитан на 30 тысяч зрителей.

Volkswagen — пример градообразующего предприятия по-немецки. Сначала был завод, а потом строился город. Годом основания считается 1938-й. Говорят, своей идеальной планировкой он обязан тем, что все делалось с чистого листа, и это заметно в архитектуре, организации дорожного движения, даже пешеходных зонах.

Но при этом совсем нет ощущения промышленного города: унылых бетонных заборов, огромных кварталов, отведенных под цеха и занимающих центр, большого грузового трафика. Все расположено компактно, и производство не мешает горожанам, бóльшая часть которых работает на Volkswagen. Наоборот, это милый немецкий город, созданный для комфортной жизни.

Приметы этого находишь повсюду. Да хотя бы когда приезжаешь на хауптбанхоф (главный железнодорожный вокзал) Вольфсбурга,  обязательно обратишь внимание на скульптуру мужчины с дорожной сумкой под мышкой и старинным чемоданом.

Это дань мигрантам, благодаря которым был построен завод. Говорят, в конце 1930-х сюда прибыли несколько тысяч итальянцев. На месте современной привокзальной площади находились бараки, рабочие жили в спартанских условиях, режим строгий. Времена были такие...

Когда мы фотографировали скульптуру, какой-то немец довольно громко стал что-то кричать, видимо, выражая отношение к мигрантам. Попытки выяснить причину его возмущения не возымели успеха. Кстати, в Вольфсбурге до сих пор можно услышать итальянскую речь: община с Апеннин довольно большая.

Город довольно мультикультурный. Как нам говорили местные, если увидишь блондинку со светлыми глазами — можешь смело обращаться по-русски, наверняка она из СНГ.

В 1945-м Вольфсбург стал Вольфсбургом. В том смысле, что его переименовали. В течение семи лет город имел трудновыговариваемое название Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен, в буквальном переводе — город «Сила через радость»-автомобилей возле Фаллерслебена. Это не параноидальный бред, а отрыжка Третьего рейха. «Сила через радость» — что-то вроде культурно-досугового центра в те времена. А Фаллерслебен — деревня, вошедшая в городскую черту. Одной из идей Гитлера, если помните, было сделать народный автомобиль.

Рядом с привокзальной площадью находится научный центр phæno, спроектированный Захи Хадид (ирако-британский архитектор умерла совсем недавно в Майами — в марте 2016-го). Его сравнивают с космическим кораблем, приземлившимся прямо в городе. Знаете, что-то в этом есть...

Внутри не менее увлекательно, чем снаружи. В phæno находится 350 интерактивных залов, в которых можно изучать науку прикладным способом: полежать как факир на «кровати» из гвоздей или понаблюдать за процессами зарождения торнадо.

Неудивительно, что научный центр выбрал в качестве посадочной площадки именно Вольфсбург. Дух инноваций тут ощущается во всем. Например, к еще одному знаковому месту — Автограду, из которого мы делали отдельный репортаж, — ведут траволаторы (движущаяся бесступенчатая дорожка). Это город в городе для машин, там можно найти все бренды Volkswagen — от Seat до Bugatti.

При всем при этом Вольфсбург довольно компактный. Его еще называют городом одной улицы — Поршештрассе. В честь Фердинанда Порше, придумавшего Volkswagen Beetle по заказу Гитлера.

Во время обеда тысячи офисных работников выходят на улицы. Забегаловки, кафе, рестораны заполняются белыми воротничками. Довольно необычное зрелище, которое выдает, что город живет в одном ритме.

Два слова про экологичность. На это просто нельзя не обратить внимание: город нацелен на использование технологий, альтернативных ДВС. Воспользовавшись возможностью, прокатились на e-Golf с его молниеносным разгоном (своими впечатлениями поделимся в отдельной публикации).

А еще заметили, что розетки для автомобилей расположены повсюду. Так, на парковке возле вокзала были выделены несколько мест для машин и велосипедов с электроприводом. Разумеется, такая стоянка абсолютно бесплатная.

По соседству — салон проката: хочешь — бери электрокар, хочешь — электробайк.

«Зеленые» радуются не только поощрению пользования новых технологий, но и обилию парковых зон, в которых ютится живность. В Вольфсбурге очень много кроликов, они носятся по тихим улицам как угорелые. «Их тут тысячи», — удивилась нашей реакции экскурсовод в Автограде.

Опоясывает территорию завода канал, который считается самым длинным в Германии. Его протяженность — 325 километров. Есть даже пристань для яхт.

Когда настало время, отсюда совсем не хотелось уезжать. Вольфсбург — это воплощение города мечты по-немецки. Не очень большой, зато компактный. Индустриально развитый и при этом «зеленый». Однако в любом случае обязанный всем Volkswagen.

Автомобили Volkswagen в «Автобарахолке»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков