Hyundai S-Coupe эвакуировали, приняв за автохлам, а теперь отказываются возвращать

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий
12 января 2018 в 8:00

Hyundai S-Coupe простоял на дворовой парковке по улице Бурдейного не один месяц. Глеб, владелец этой машины, утверждает, что хоть и не пользовался авто некоторое время, но все же следил за его состоянием, так как рассчитывал на него в будущем. Что еще можно сказать об этом Hyundai: повидавший виды автомобиль, но сколько подобных в городе? А перед Новым годом машина исчезла. Ее эвакуировали, приняв за автохлам. И теперь при всем желании Глеб не может вернуть свою собственность назад — авто ему не отдают, требуют оплатить расходы на эвакуацию и пребывание Hyundai на стоянке. Как быть и на чьей стороне закон?

Авто на парковке

— Машина была припаркована на стоянке с соблюдением всех пунктов ПДД: она не находилась ни на газоне, ни на тротуаре, стояла не со стороны жилой застройки, — рассказал Глеб корреспонденту Onliner.by. — Стояла длительное время: что-то около года. Дело в том, что у меня есть другой автомобиль и Hyundai я не пользовался — машина ждала своего времени.

Мужчина пояснил, что не собирался ни продавать свое авто, ни тем более утилизировать его. Наоборот, он поддерживал нормальное состояние машины.

— Я довольно часто приходил, чистил авто, подкачивал колеса. За все это время ни от кого я не слышал никаких претензий: ни от соседей, ни от коммунальных служб. По внешнему виду также не было вопросов: все стекла целы, с колесами все нормально — я был уверен, что еще буду пользоваться этим Hyundai. По внешнему виду был всего один вопрос: не хватало одного пластикового молдинга, — утверждает Глеб.

Авто на охраняемой стоянке

29 декабря Hyundai S-Coupe был эвакуирован на охраняемую стоянку. Глеб говорит, что весь день находился дома, но никто не попытался с ним связаться по поводу его автомобиля. Машину тихо увезли, хозяин ничего не заметил.

— На следующий день, 30 декабря, я не обнаружил авто на стоянке. Что было делать? Я позвонил в милицию. Мыслей о том, что машину угнали, не было — ну кому это нужно. Поэтому я догадывался, что Hyundai эвакуировали, — рассказал собеседник.

В милиции автовладельцу назвали адрес стоянки, куда была доставлена его машина, — улица Лынькова 21/10. Глеб поехал туда.

В этом документе указано, что на кузове машины имеется коррозия, повреждения лакокрасочного покрытия, царапины, а также повреждены четыре колеса и передний бампер. Глеб с этим не согласен. Кроме отсутствующего молдинга, из недостатков авто он назвал только незначительную потертость бампера и «жуки» на колесных арках. «Шины были куплены новыми в 2016 году», — добавил автовладелец.

— Охранник отказался вернуть машину, несмотря на то, что я предъявил ему документы, подтверждающие, что я законный владелец. Но мне сказали, что администрации нет на месте, а появится она только после новогодних выходных — 3 января. После этого охранник захлопнул дверь. Я стучал, звонил, он пригрозил, что вызовет милицию. Это меня устраивало, ведь я хотел забрать свое имущество. Но никто так и не приехал. Тогда я сам позвонил по телефону 102. Только тогда на место прибыли сотрудники, которые и приняли у меня заявление по поводу того, что мне отказываются возвращать мой автомобиль. Мне сказали, что по данному факту проведут проверку.


Проверку действительно провели — на днях Глебу пришел официальный ответ из Фрунзенского РУВД: дело об административном правонарушении по ст. 23.39 КоАП («Самоуправство») прекращено.


После выходных, 3 января, Глеб вернулся за своим авто. На этот раз удалось поговорить с представителями администрации стоянки.

— Я потребовал вернуть мне машину, но получил отказ. Мне сказали, что автомобиль вернут только после того, как я оплачу эвакуацию и каждый день, что машина пробыла на стоянке, — всего 144 рубля. Предложили оплатить эту сумму на месте. Меня это не устраивало. Я считаю, что машину эвакуировали незаконно и обязаны мне вернуть. При этом я приводил выдержки из законодательства, однако мне ответили, что те документы в моей ситуации не работают. А что работает, представители администрации стоянки не пояснили, — сказал наш читатель.

Что по закону

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 №348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации», запрещается размещение неэксплуатируемых транспортных средств вне охраняемых мест для хранения, за исключением дворов и придомовых территорий одноквартирных и блокированных жилых домов.

Что такое неэксплуатируемое транспортное средство?

Это транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), а равно имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации.

Что делают с неэксплуатируемым транспортным средством?

Когда выявлено транспортное средство, которое может подходить под это определение, компетентные органы устанавливают автовладельца. В рассматриваемом случае с этим могли возникнуть затруднения, так как на Hyundai были установлены транзитные номера. Предположим, что ситуация пошла по наихудшему сценарию и собственника автомобиля не установили. В этом случае было осуществлено принудительное перемещение транспортного средства на охраняемую стоянку, что предусмотрено пунктом 5 Указа.

Может ли владелец забрать машину, если ее эвакуировали?

«Собственник неэксплуатируемого транспортного средства вправе в течение трех месяцев со дня помещения этого транспортного средства на охраняемую стоянку подать в местный исполнительный и распорядительный орган письменное требование о его возврате. Помещенное на охраняемую стоянку неэксплуатируемое транспортное средство возвращается собственнику на основании этого требования. При этом собственник неэксплуатируемого транспортного средства обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства. В случае отказа от их возмещения такие затраты взыскиваются в судебном порядке», — сказано в пункте 7 этого же документа.

На что еще рассчитывает владелец Hyundai S-Coupe?

Глеб апеллирует к пункту 11 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2014 года №986 «Об утверждении Инструкции о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства», который гласит: «Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается его собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по их первому требованию работником, осуществляющим его охрану. Невозврат транспортного средства в связи с неисполнением постановления о наложении административного взыскания, отказом от оплаты работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и его хранению не допускается».

— Я не понимаю причину, по которой мою машину эвакуировали. И намерен добиваться отмены этого решения. У меня было два варианта. Первый: заплатить ту сумму, которую требовали на стоянке, а затем добиваться в суде ее возмещения. Второй вариант: не платить и требовать, чтобы машину вернули, — что я и делаю. Понимаю, что это риск: каждый день увеличивается стоимость пребывания машины на стоянке. Но я считаю, что ее не отдают мне незаконно — почему я должен платить за это? — возмущен наш читатель.

На стоянке ситуацию не прокомментировали

Корреспонденты Onliner.by приехали вместе с Глебом на улицу Лынькова 21/10, чтобы узнать позицию администрации.

Однако комментарий получить не удалось. Два человека (один из которых был в милицейской форме, но отказался представиться) не пустили журналистов в помещение.

Onliner.by готов опубликовать комментарий администрации парковки (если он последует) в любой момент.

Комментарий юриста

Для объективности мы обратились за комментарием к юристу. Должен ли автовладелец прежде заплатить за принудительную эвакуацию авто, или машину должны вернуть по его требованию?

Юрист Елена Лысакова пояснила, что, поскольку в описанной ситуации транспортное средство было помещено на охраняемую стоянку из-за признания его неэксплуатируемым, применяется процедура, предусмотренная Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 №348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации», а не Инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства, утвержденная Постановлением Совета Министров от 17.10.2014 №986.

— Указ устанавливает, что для возврата транспортного средства собственник должен обратиться в соответствующий исполком или районную администрацию с письменным требованием о возврате автомобиля. При этом собственник транспортного средства должен оплатить все расходы, связанные с принудительным перемещением и хранением автомобиля. Важно, что условием возврата автомобиля является именно наличие письменного требования собственника о возврате, а не уплата расходов. В случае отказа собственника от уплаты расходов в добровольном порядке они могут быть взысканы по решению суда, — отметила юрист.

Это значит, что по закону машину Глебу обязаны вернуть, не требуя оплаты. Но почему-то этого не происходит.

Елена Лысакова добавила, что, согласно пунктам 8 и 9 Указа №348, пропуск трехмесячного срока на предъявление письменного требования о возврате транспортного средства признается отказом от права собственности на него.

— После истечения этого срока транспортное средство будет признано судом бесхозяйным и передано в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, а расходы, связанные с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства, будут взысканы с собственника, — предупредила она. — После того как транспортное средство передадут в собственность административно-территориальной единицы, его возврат будет значительно затруднен. Это возможно будет сделать только по решению суда. Поэтому рекомендую собственнику автомобиля общаться не с администрацией автостоянки, а обратиться с письменным требованием о возврате автомобиля в местный исполнительный и распорядительный орган до истечения сроков, предусмотренных Указом №348.


Кстати, Глеб рассказал, что был в районной администрации и написал там требование о возврате автомобиля. Это произошло еще 5 января. После чего он снова приезжал на стоянку, но машину ему не вернули, все так же настаивая на оплате.

Минчанин оставил жалобу и ожидает, пока она будет рассмотрена. Кроме того, он готовит обращение в прокуратуру.

Найти того, кто приведет машину в порядок, в сервисе «Услуги» Onliner.by

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by