Арина Петровна за рулем уже больше трех лет. Сменила три автомобиля, сейчас ездит на новом BMW 2-Series. И чувствует себя отлично, за исключением одного «но». Арина Петровна боится, что когда-нибудь ей придется сесть за руль машины с механической коробкой переключения передач. Как-то так вышло, что девушка, успешно окончив автошколу и сдав экзамены в ГАИ, так и не обрела уверенность в том, что касается автомобиля с тремя педалями. По мнению эксперта в вопросах безопасности дорожного движения Юрия Краснова, это говорит о том, что подход к обучению в наших автошколах можно усовершенствовать.
— Я слышал историю, как в Америке преступник пытался угнать автомобиль. Машина была на «механике», а он умел ездить только на «автомате». И, угрожая пистолетом, требовал, чтобы водитель объяснил ему, как тронуться с места, — рассказал Краснов. — А на днях мне позвонила Арина Петровна. Она ездит на «автомате», ей хорошо и все нравится. Но с «механикой» у нее большие проблемы. Так быть не должно. Я хочу ей доказать, что в МКПП нет ничего страшного.
Девушка вспоминает время обучения в автошколе без особой теплоты.
— Мне некоторое время не везло с инструкторами, приходилось их менять, — рассказала она. — Например, первый инструктор, бывший дальнобойщик, сильно ругался матом. Тогда я стала работать с другим специалистом, и он сразу вынес вердикт: «Тебя испортили безнадежно!» — настолько плохо все было.
Разумеется, такое учение — хуже любого наказания. Арине стало казаться, что вождение — это вообще не для нее, права ей не нужны. Пройдя через эти трудности, она все же сдала экзамены и получила водительское удостоверение. А уже спустя месяц купила свой первый автомобиль — Honda Jazz с вариатором.
За рулем машины с автоматической коробкой переключения передач девушка чувствует себя абсолютно уверенно. Она спокойна, соблюдает ПДД, но любит и разогнаться, когда предоставляется такая возможность. За три с половиной года, прошедших с момента получения прав, Арина сменила три автомобиля. Нужно ли говорить, что все они были с «автоматом»?
— После Honda у меня был Lexus CT 200h, а теперь вот — BMW 2-Series. Хотела внедорожник Lexus, но выходило дорого — все автомобили я покупала себе сама. Теперь машиной полностью довольна, она моя Буся — так я ее зову, — призналась наша героиня.
На память о временах в автошколе у Арины остался лишь страх перед педалью сцепления и рычагом переключения передач. Именно для того, чтобы его перебороть, девушка и обратилась к Юрию Краснову.
— Самый главный вопрос — зачем учить человека управлять автомобилем с механической коробкой передач, если он хочет ездить на «автомате»? Во многих странах мира уже есть такая практика: учись ездить на том, чем собираешься управлять, — заявил эксперт. — В наших автошколах говорят, дескать, сначала нужно научиться ездить на МКПП. Готов ответственно заявить: учить нужно от простого к сложному — это основной принцип педагогики. Начинать стоит именно с АКПП. После этого любого водителя будет легко перевести на «механику». И я это докажу!
Чтобы познакомиться с Ариной-водителем, мы предлагаем ей покатать нас на своем BMW. Девушка водит уверенно — никаких стереотипов. Внимательно смотрит на дорогу, держит руль одной рукой.
— Знаешь, как водят неопытные автомобилисты? Вцепятся двумя руками в рулевое колесо, наклонятся вплотную к лобовому стеклу и думают: «Где-то впереди опасность!» — рассказал эксперт.
— О да, видела таких! Я отучилась от этого, еще когда водила Lexus. Посадка у автомобиля была очень низкая, я быстро поняла, что лезть вперед бесполезно — все равно ничего не вижу. С тех пор чувствую себя комфортно за рулем, — ответила девушка.
— А какая из твоих машин тебе нравилась больше всего?
— Наверное, BMW. Но у Lexus тоже были свои преимущества: повороты, перестроения — все это было очень четким.
Арина рассказала, что, купив первый автомобиль, она понятия не имела, как управляться с АКПП. Вот дилемма: на «механике» не научили и на «автомате» не научили. Многие с этим сталкивались.
— Я обратил внимание, что твоя левая нога просто стоит на полу, — подметил Краснов. — А слева от педалей есть специальная полочка как раз для ноги. Она сделана не просто так: когда водитель едет по изгибу дороги, на него действует центробежная сила, и, упираясь ногой, он может компенсировать ее воздействие. Кстати, сейчас стали появляться автомобили, в которых такой полки нет. Это просто ужасно! Значит, конструктор даже не понимает, для чего она нужна.
Хорошо, Арина водить умеет — в этом мы удостоверились. Что дальше, Юрий?
Краснов открывает перед Ариной Петровной водительскую дверь своего Renault Lodgy.
— Пожалуйста, усаживайтесь поудобнее. Свою машину вы называете Бусей, а я свой автомобиль зову Бегемотиком. Обратите внимание, в нем три педали.
Шутки в сторону, начинается серьезная работа. Первым делом девушка просто осваивается в новых для себя условиях, подстраивает кресло, руль, зеркала.
— Запомни: твоя правая нога как работала с педалями газа и тормоза, так и будет работать. А левой ногой выжимай сцепление. Выжала и поставила ножку на полочку — все понятно?
Прежде чем поехать, Юрий объясняет Арине принцип работы коробки передач с механическим переключением. Так девушке будет проще разобраться, что она должна делать.
— Задача трансмиссии — передавать вращение от двигателя колесам. В твоей машине трансмиссия автоматическая, ты ей не управляешь. Включила рычаг на D и газуешь, нажала на тормоз — автомобиль остановился. В машине с «механикой» тебе приходится управлять и коробкой передач, и механизмом сцепления.
Для наглядности эксперт показывает картинки.
— Выжимаешь педаль сцепления — диски разъединяются. В этот момент включай первую передачу. И теперь ты не можешь просто так отпустить сцепление: тебе нужно, чтобы диски соприкоснулись. Для этого плавно отпускай педаль сцепления. Важно почувствовать, в какой момент они соприкасаются. Получилось? Жми на газ: автомобиль набирает скорость. Все, теперь сцепление тебе понадобится только для того, чтобы переключать передачи.
— Это всегда было так сложно, — тихонечко бормочет Арина.
Но глаза боятся, а руки-ноги делают.
У девушки все получается с первого же раза. Может быть, машина тронулась чуть резковато, но водитель не растерялась, двигатель не заглох, мы поехали.
— Важно помнить, что нельзя полностью отпускать педаль сцепления, пока автомобиль не набрал минимальную скорость. Когда это произошло, можешь даже отпустить газ: машина с МКПП будет ехать на холостых оборотах и не заглохнет.
Для закрепления пройденного просим Арину остановиться и повторить все еще раз.
— По поводу одновременной работы газом и сцеплением: если ты стоишь на уклоне, то автомобиль может покатиться. Поэтому важно держать ногу на тормозе, а газовать уже тогда, когда диски сцепления соприкоснулись, — машина поедет вперед. На ровной поверхности можно сразу держать ногу на педали газа. Давай попробуем: выжми сцепление — диски соприкасаются. Добавляя газ, ты заставляешь их прижиматься еще сильнее — скорость увеличивается.
На этот раз автомобиль тронулся совсем плавно. В зеркало было видно, что девушка улыбается. Похоже, это не так уж и сложно.
Приходится вспоминать, как управляться с рычагом переключения передач.
— Если ты захочешь включить передачу, то тебе нужно выжать сцепление. Выжми — диски разошлись, — говорит Краснов.
Арина с непривычки каждый раз опускает взгляд на рычаг — в ее действиях нет автоматизма, что легко объяснить отсутствием практики.
— Следи за дорогой — там самое главное. На коробку не смотри, — советует эксперт. — Отпускаешь газ, выжимаешь сцепление. Переключайся на вторую и разгоняйся. Так, затем третья передача.
Девушка перестаралась и сразу «воткнула» пятую скорость.
— Коробка всегда была больной темой, — признает она.
Юрий приходит на помощь, рассказывая, как правильно переключать рычаг.
— Большой палец должен быть сверху, остальные просто обнимают ручку. В таком положении удобно переключать те передачи, которые нужны в городе, — объясняет он. — Пятую передачу ты включила потому, что толкнула рычаг. А для третьей нужно просто дать ему вернуться в нейтральное положение, а затем продвинуть вперед.
Возобновляем движение. На этот раз водитель действует безошибочно: разгон — вторая передача, снова разгон — третья.
— Выжимая сцепление для переключения передач, важно отпускать педаль газа, чтобы падали обороты двигателя, — порекомендовал Краснов.
— Ну что, Арина, какую машину ты выберешь? Вот этот прекрасный белый автомобиль с механической коробкой передач либо красный BMW?
— Я, пожалуй, выберу свою Бусю.
— Ну а я останусь с Бегемотиком. Он у меня тоже, знаете ли... Машина же 7-местная, я туда могу 15 таких, как ты, посадить!
— Таких, как я, вряд ли. Мы упираться будем!
Юрий Краснов:
— С Ариной было очень легко заниматься. Я думаю, ей нужно совсем немного попрактиковаться и она сама спокойно поедет на «механике», не испытывая проблем. Убежден, что гораздо проще сразу научить человека водить машину с «автоматом». А уже затем, когда он умеет ездить, когда понимает, что происходит вокруг, когда видит дорогу и может планировать свое движение, ему будет гораздо легче перестроиться на МКПП, ведь, по сути, добавляется только работа правой руки и левой ноги. Арина подтвердила эту теорию собственным примером.
Арина Петровна:
— На «автомате» ехать легче — это понятно. Но когда я ехала на занятия, то боялась, что не смогу тронуться в принципе. Спустя три с половиной года после учебы в автошколе «механика» казалась мне чем-то запредельно космическим. Но, знаете, поехала — все нормально. Одним словом, если будет нужно — смогу, не пропаду.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by