Идею о передаче дорог общего пользования в частные руки многие автомобилисты восприняли крайне негативно. «Перечисляем госпошлину, так еще оплачивать проезд по трассам — получается двойное обложение, что ли?» — возмущены водители. В подобных случаях принято ссылаться на международный, передовой опыт. Что ж, давайте посмотрим, как все организовано в Европе. Например, в Финляндии, Германии и Литве владельцы легковых автомобилей за проезд по трассам (в том числе скоростным) не платят. В других странах либо действуют довольно гуманные тарифы, либо платными являются лишь участки дорог. Особняком в этом списке стоят Франция и Италия, где работает несколько операторов и конечная сумма не ясна до последнего момента.
Несмотря на то что три балтийские страны входят в Евросоюз, как иностранцы на легковушках, так и местные жители пользуются дорогами безвозмездно. А в Литве плата предусмотрена только для грузовиков и автобусов.
Существует только одно «но». Это въезд в курортную зону Юрмалы. Он становится платным в том числе для легковых автомобилей (не распространяется на электромобили) в высокий сезон (с 1 апреля по 30 сентября). Разовый пропуск (время пребывания при этом не лимитировано) стоит 2 евро, на месяц — чуть больше 30 евро. Купить можно при въезде, в туристском центре, с помощью мобильных приложений или на сайте думы. В прошлом году было оформлено более 1 миллиона таких документов. Однако штрафов (50 евро) выписано тоже немало — примерно на 5 миллионов евро.
Уже около семи лет некоторые участки дорог в Польше являются платными для частных легковых автомобилей. Это касается трех популярных магистралей — А1, А2 и А3. Главное отличие в том, что отрезки являются закрытыми — проезд осуществляется через пункт оплаты со шлагбаумом. То есть ты не попадешь туда случайно и не окажешься виноватым по умолчанию.
Сами платные участки трасс вызывают только позитивные эмоции. Прекрасное покрытие, ограждения, отличная система навигации.
Перед въездом на платный участок выдают квиток, который нельзя выбрасывать. На следующем пункте возьмут плату за пройденное расстояние (можно оплатить по карточке или наличными — принимают польские злотые, евро и доллары США). Нынешний тариф такой: за 1 км водитель легковушки (транспортного средства с общей массой, не превышающей 3,5 тонны) должен заплатить 0,1 злотого (10 злотых — 5,74 белорусского рубля).
Нужно отметить, что для автомобилей (в том числе легковых) массой более 3,5 тонны действуют другие правила и карта платных дорог существенно шире.
Пока что в Киев или Одессу можно ездить бесплатно. Есть трассы получше, есть похуже, есть участки, которые вообще дорогой назвать сложно. В Украине давно ходят разговоры о необходимости постепенно передавать отрасль в частные руки, что, как ожидается, позволит улучшить положение вещей. Наиболее перспективными в этом отношении называли два маршрута: Киев — Белая Церковь и Львов — Краковец.
И вот в феврале 2018 года Верховная Рада приняла закон, который разрешает передавать на условиях концессии дороги общего пользования государственного значения для строительства и эксплуатации. Отметим два условия: трасса может стать платной, во-первых, при наличии «существенного усовершенствования», а во-вторых, если есть альтернативный бесплатный проезд, километраж которого не превышает более чем в два раза платный аналог.
Первая платная дорога в соседней стране появилась двадцать лет назад. Но сказать, что система получила распространение, нельзя. Она существует фрагментарно (несколько отрезков дороги М4 «Дон»). Важный момент: существует реальная бесплатная альтернатива (не в виде грунтовок). Примечательно также, что управляет системой государственная компания.
Наиболее крупный объект — это трасса Москва — Санкт-Петербург, которая в данный момент строится. Для белорусов же более актуален так называемый «Северный обход Одинцова», по которому можно объехать наиболее напряженный отрезок М1 (при подъезде к Москве). Оплатить можно наличными или по карточке. Тем, кто ездит регулярно, выгоднее взять в аренду бортовое устройство для бесконтактной регистрации (транспондер).
Тарифы, прямо скажем, по сравнению с европейскими весьма гуманные. Проезд на легковушке в течение дня, например, обойдется в 300 российских рублей (10 белорусских).
Уникальная для Европы страна. Немцы, имея сеть прекрасных дорог, в том числе автобаны с неограниченным скоростным лимитом, до сих пор не сделали проезд для частных легковых автомобилей платным. На данный момент есть только два исключения, которые касаются движения по тоннелям.
Разговоры о взимании денег за движение по немецким дорогам (не только автобанам) ведутся уже не первый год. Планируется, что платить будут как граждане Германии, так и иностранцы. Правда, первые получат скидку за счет снижения транспортного налога.
Так, немецкие автомобилисты станут оплачивать ежегодную ставку от 67 до 130 евро. А у приезжих будет несколько вариантов. Пропуск на 10 дней — от 2,5 до 25 евро, на два месяца — от 7 до 50 евро. Следить за оплатой будет система распознавания регистрационных знаков.
Пожалуй, схема была бы внедрена давно, если бы ее инициаторы не столкнулись с возражениями соседних Австрии и Швейцарии, которые сами имеют платные дороги. Оппоненты утверждают, мол, это нарушает привила Евросоюза и приведет к уменьшению числа поездок в Германию.
Пока идут дискуссии, названа очередная дата перевода немецких дорог в статус платных — начало 2019 года.
Тем, кто собирается в Прагу или Карловы Вары на автомобиле, стоит иметь в виду, что многие основные магистрали в этой стране платные для всех механических транспортных средств (кроме мотоциклов). Перед въездом на такой участок устанавливается знак «Автомагистраль» (эквивалентный белорусскому). Если проезд бесплатный, то под знаком будет размещена табличка с перечеркнутым радаром.
Подтверждением оплаты является виньетка, которую необходимо разместить на лобовом стекле (имейте в виду, что за неверно размещенную наклейку могут оштрафовать). Купить ее можно на заправке или в отделении почты, а также в специальных пунктах, которые расположены на границе и работают круглосуточно. Если автомобиль движется со стороны Польши, Германии или Словакии и сразу оказывается на платной трассе, то необходимо двигаться до первой зоны отдыха, где и приобретается виньетка.
Местные сайты настоятельно рекомендуют покупать пропуск с помощью карточки или за чешские кроны, чтобы избежать переплат. В Чехии многие спекулируют на курсе и не ровен час нарветесь на комиссионные сборы или необъективную конверсию.
Для легковушек (массой менее 3,5 тонны) действуют такие тарифы: на 10 дней — 310 крон (12,5 евро), на месяц — 440 крон (17,5 евро), на год — 1500 крон (60 евро). Штраф за неоплату может составлять до 5000 крон (200 евро).
Более подробную информацию можно найти на официальном сайте оператора.
В данном случае все просто: чтобы передвигаться по дорогам страны, нужно оплатить дорожный сбор. Иностранцев это тоже касается. Подтверждением является виньетка. Размещать ее на лобовом стекле необязательно. Достаточно сообщить системе регистрационный знак автомобиля.
Виньетку можно приобрести на заправках, в торговых центрах или специальных пунктах оператора. Но проще это сделать через интернет. Есть несколько сайтов, которые на это уполномочены (например, этот или этот).
Минимальный срок для легкового автомобиля (менее 3,5 тонны) — 7 дней (3 евро). Виньетка на 30 дней стоит 7 евро, на 90 дней — 13 евро, на год — 28 евро.
За неоплату проезда положен штраф в размере от 50 до 100 евро. И это не избавляет от необходимости купить виньетку.
Есть также несколько мест, где придется оплатить пользование дорогами/мостами/переправами дополнительно.
Для посещения этой страны белорусам не требуется виза (но существуют ограничения). Там тоже нередко оказываются автомобили с нашими номерами. Водителям стоит иметь в виду, что за пользование основными магистралями, ведущими в Белград, придется платить.
Плата взимается в специальных пунктах, расположенных на трассах. Как и в Польше, платные участки закрыты шлагбаумами (проехать мимо будки не получится). Оплатить можно как наличными, так и по карточке. Стоимость составляет 0,03 евро за 1 км пути.
Немало белорусов отправляется летом на пляжи Несебра и Созополя на автомобиле. Опытные путешественники знают, что в Болгарии иностранцы обязаны оплачивать пользование дорогами. Суммы невелики: неделя — 8 евро, месяц — 15 евро, три месяца — 28 евро.
Наибольшие сложности связаны с приобретением виньетки, которую нужно разместить в правом нижнем углу лобового стекла. Большинство туристов стремятся купить ее сразу же на границе, где находятся специальные пункты. В результате образуются очереди. Хотя если проехать буквально несколько сотен метров, то это можно сделать в спокойной обстановке.
Приобрести виньетку можно и на некоторых заправках (имейте в виду, что не все сети АЗС имеют на это право).
Говорят, со следующего года оплатить пользование болгарскими дорогами можно будет через интернет.
Еще одна страна, куда белорусы могут добраться на автомобиле (воспользовавшись паромом, в частности), это Швеция. В своих публикациях мы часто ссылаемся на скандинавский опыт как передовой в области дорожной безопасности. А что же насчет платы за пользование дорогами? Она не взимается. То есть трассами можно пользоваться безвозмездно. Исключение составляет лишь движение по мостам, проходящим через несколько проливов.
Однако в двух наиболее крупных городах — Стокгольме и Гетеборге — введен сбор, который призван снизить транспортную нагрузку в наиболее напряженные дни — с понедельника по пятницу (причем в рабочее время). Необходимость его уплаты возложена не только на шведов, но и на гостей городов.
Счет выставляется ежемесячно специальной службой.
Опять-таки, как и соседка, Финляндия не считает нужным взимать плату за пользование дорогами с владельцев легковых автомобилей. Это правило распространяется и на финнов, и на иностранцев.
В итальянской системе оплаты дорог еще нужно разобраться. Система магистралей — платная. Сумма зависит от дороги, километража и типа транспортного средства. Заметили? Уж слишком много составляющих, которые влияют на конечную сумму. К примеру, за 355 км автострады от Римини до Пальмановы наши коллеги во время командировки заплатили 25 евро.
Технология простая. При выезде на магистраль нужно взять специальный билет (иначе шлагбаум не откроется), а при съезде вернуть его в автомат и оплатить указанную сумму. Во всех путеводителях отмечается, что иностранцам на автомобилях не стоит заезжать на желтую полосу Telepass, а лучше выбрать ряд, обозначенный белым цветом: там принимают карточки и наличные.
Нужно также учитывать специальную плату за проезд по нескольким тоннелям.
Рассчитать маршрут можно на сайте оператора.
Похожая система действует во Франции. Сумма зависит от типа автомобиля (кроме массы имеет значение высота) и расстояния. Опять-таки взимают плату несколько операторов и есть элемент неразберихи — приходится высчитывать индивидуально. Например, на данный момент дорога из Парижа до Марселя обойдется почти в 60 евро. Выяснить цену можно с помощью сайта управляющей компании.
Безусловно, существует реальная альтернативная сеть дорог (а не грунтовки и гравийки), однако, как и в Италии, гораздо проще, быстрее и удобнее пользоваться платными магистралями.
Нужно также иметь в виду, что терминалы могут не распознать белорусскую карточку. В частности, один из них отказался принимать оплату с помощью пластика трех наших банков. Так что лучше иметь с собой наличность.
А вот австрийцы педанты. За пользование основными магистралями придется платить. Введено строгое ранжирование в зависимости от времени. Вот тарифы для автомобилей массой до 3,5 тонны: 10 дней — 9 евро, два месяца — 26,2 евро, год — 87,3 евро.
Приобрести стикер можно на заправках, но проще — через интернет. На границе установлены информационные щиты, а непосредственно перед платным участком — знаки.
На таких магистралях скорость ограничена 130 км/ч. Тянуться по бесплатным дорогам долго и нудно.
Контроль за оплатой ведут в автоматическом и ручном режиме. Штраф — от 120 до 300 евро.
В Австрии также есть тоннели и дороги, за которые придется платить дополнительно.
Уже в течение пяти с половиной лет проезд для иностранцев в этой стране платный. За неделю придется заплатить 4 евро, за 15 дней — 8 евро, за 30 дней — 16 евро, за 180 дней — 85 евро. Купить виньетку можно на границе или через интернет.
Если автомобиль с иностранными номерами будет передвигаться без оплаты, то водителя могут остановить мобильные экипажи, а штраф составит около 240 евро. Уполномочены проводить такой контроль также пограничные органы.
Туристические навигаторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by