419
05 апреля 2018 в 8:00
Источник: Александр Марченков. Фото: Александр Марченков
Почему в Прагу не стоит ехать на автомобиле — готовьтесь ходить пешком. Неоднозначные впечатления белоруса

«Все говорят: Прага-Прага, а что там смотреть, кроме черепичных крыш и Пороховой башни?» — с нетипичными ощущениями вернулся наш читатель Александр из Чехии. Но в первую очередь он решил поделиться пешеходно-автомобильными впечатлениями и предупреждает: хотите туда съездить — готовьтесь карабкаться по холмам, платить по евро за получасовую поездку на трамвае и находить свою машину заблокированной за неправильную парковку.


Деньги любят тишину. Поэтому в Минске шумный проспект, а в Праге пешеходный центр?

Собираетесь в Прагу? Сразу предупреждаю: готовьтесь много ходить пешком по брусчатке, которой вымощены многие улицы чешской столицы. Иначе передвигаться в историческом центре, который неумолимо сжирает энергию туристов и опустошает их кошельки, затруднительно.

Мы были с детьми, и младшую дочь возили в коляске — тремор рук на некоторое время после прогулок был обеспечен.

Поскольку местность весьма холмистая, то готовьтесь еще и к значительной потере калорий. Пока взбирались на гору живописного парка Петршин (с его тропинок открываются лучшие виды на город), чуть не потеряли сознание. В это время фуникулер, как назло, не работал — проводились профилактические работы перед сезоном (ага, не только у нас горячую воду летом отключают!).

Заметьте, любоваться черепичными крышами и мостами лучше на расстоянии. Если же решите рассмотреть все поближе, будьте готовы, что нескончаемый поток туристов унесет вас по узким улицам. Такой концентрации людей мы, пожалуй, не видели нигде, хотя объездили немало стран! Возможно, это связано с геометрией улиц — пространства просто физически не хватает...

Забавный факт: рядом с Карловым мостом есть самая узкая улочка Праги, которая ведет к ресторану. Разминуться двум плотным прохожим там будет затруднительно. Поэтому решено было установить светофоры, которые регулируют исключительно движение пешеходов — чтобы не возникло давки.

Сам Карлов мост мы старались использовать по прямому назначению: быстро проходили, не задерживаясь ни на минуту, — не минет и пары секунд, как кто-нибудь заденет плечом или фыркнет, мол, чего мешаешь. Первое время еще пытались уворачиваться из вежливости, чтобы не попадать в чужой кадр. Но потом поняли всю бесполезность затеи: раз в секунду ты попадаешь в объектив десятков туристов, лепящих «селфаки».

Ничего не поделаешь: в Прагу, аки в Мекку, устремляются многие тысячи туристов. Даже в середине марта, когда грянул неожиданный мороз, там было не протолкнуться. Британцы, японцы, немцы натягивали чудаковатые шапки с надписью «Prague», купленные в соседней лавке, и чесали в город.

Если на секундочку забыть, что вокруг много людей, то надо признать: пешеходный центр — это здорово! Таковых улиц не одна-две, а десятки. Многие примыкающие улицы можно назвать условно автомобильными. Доступ машин туда ограничен, да и ездить там крайне некомфортно — из-за множества туристов приходится двигаться даже медленнее пешеходов.

Возле еще одной пражской достопримечательности — Пороховой башни — можно было наблюдать, как в течение нескольких минут водители на нерегулируемом переходе пропускают туристов. И ничего не поделаешь: стой и жди!

Этот фургон ме-е-едленно ехал по одной из самых популярных туристических улиц. Сколько раз чертыхнулся водитель?

Невольно закрадывается мысль: а могло бы быть так в Минске? У нас огромные площади отведены для движения автомобилей, и это отпугивает туристов. А действительно, что делать возле шумного проспекта — наслаждаться видом кроссоверов и вдыхать выхлопные газы полной грудью? Так вы этим лондонцев или берлинцев не удивите.

А в Праге все основные магистрали отнесены подальше от центра. Как говорится, деньги любят тишину.

В исторической части зарабатывают буквально на каждом углу: кафе, обменники, магазины с сувенирами, музеи... Вот интересно, кто-нибудь считал, сколько у нас можно было бы получить дохода (направив потом эти деньги на развитие города), если бы удалось отобрать ценную площадь у автомобилей (которые спекулятивно используют центр как транзитную зону) и создать всамделишный пешеходный Старый город, а не декорации в виде Зыбицкой и Троицкого предместья?

Например, Староместская площадь (рядом находится ратуша со знаменитыми курантами; кстати, сейчас проходит их реконструкция — имейте в виду) более полувека назад была объявлена пешеходной зоной. Днем там всегда оживленно: в лавках продают глинтвейн, кофе, сыр, сдобу, сувениры. Не находите: такой могла бы быть и Октябрьская площадь? Но если в Праге все максимально коммерциализировано, то в Минске сотни квадратных метров голой тротуарной плитки.

В этом месте расположены популярный торговый центр и универмаг. Движение автомобилей запрещено. Пешеходы могут пересекать трамвайные пути где угодно

Полчаса поездки на трамвае — 1 евро!

Теперь к вопросу, почему мы редко пользовались общественным транспортом. Хваленая система пражского перевозчика Dopravni podnik hl. m. Prahy, a. s. (во всех обзорах отмечают ее удобство) лично нам не зашла. Не умаляю ее значение для местных жителей, на которых она должна быть ориентирована в первую очередь, но отмечу, что интересы туристов, на мой взгляд, учтены в меньшей степени.

Наибольший вопрос возник по поводу временнóго ранжирования талонов. Есть билеты на 30 (стоит 24 кроны — чуть менее 1 евро) и 90 минут (32 кроны = 1,3 евро), а также на 1 и 3 дня.

Удобно, что можно пересесть с одного транспорта на другой (учитывая ограничения по зонам и видам) и продолжить поездку по тому же талону. Неудобно, если весь путь займет более получаса — покупать еще один талон или как?

Реальный случай. Чтобы доехать от Пражского зоопарка до центра города, пришлось делать пересадку. Нам не хватало пяти минут (ориентировались по Google-картам, которые выдавали четкое расписание) до того самого получаса. Что делать? Покупать на полтора часа и переплачивать?

Еще одно неудобство касается пунктов продажи. Купить талон можно в автоматах (как правило, расположены на станциях метро), специальных точках от перевозчика (находятся там же), туристических инфоцентрах, табачных лавках и продуктовых магазинах. Есть еще возможность приобрести электронный билет с помощью SMS. Однако мы несильно заморачивались с местными симками, купили самый простой тариф, включающий исключительно интернет-трафик, и поэтому последний вариант отмели сразу.

Как-то вечером пытались найти точку продажи на трамвайной остановке. Пражане, ожидавшие транспорт, пожали плечами: рядом ничего такого нет. Пришлось идти пешком. В другой раз обратились, как считали, в туристический инфоцентр (расположенный на одном из мостов), но оказалось, там продают только билеты на прогулочные катера. А чтобы купить талоны на проезд в общественном транспорте, нужно пройти квартал и обратиться в табачную лавку.

Ключевым же было то, что нам как туристам особо не имело смысла пользоваться общественным транспортом. В основном гуляли в историческом центре и ближайших районах, изредка заглядывая на холм Петршин. Если садиться на трамвай, то он повезет кругами (через ближайший проездной мост). А нужная нам точка — вот же напрямик (через Карлов мост, на котором только пешеходное движение).

Для нас общественный транспорт в Праге — это в первую очередь трамваи. Их огромное множество — от старого образца (знаменитые Tatra) до новеньких вагонов от Skoda. Вне зависимости от типа едут довольно тихо. В салонах обычно просторно, в давку попали только однажды.

Хотелось бы также отметить, что рельсы обычно не выступают на проезжей части, дорогу удобно пересекать даже с коляской. Более того, в историческом центре часто трамвайные пути совмещены с движением автомобилей (такое же реализовано в Дрездене, который расположен неподалеку. — Прим. Onliner.by).

Чешская полиция действует принципиально, но не категорично

Да, у нас оставалось такси, точнее, сервисы по перевозке пассажиров! В Минске обычно пользуемся Uber, не изменили этой привычке и в Праге. В целом все отлично. Система работает хорошо, водители приезжают в течение нескольких минут. Выбирали самый дешевый формат — POP (перевозку осуществляют обычные водители, не имеющие лицензии). На самом деле очень похоже на то, как все происходит у нас: приезжает автомобиль без опознавательных знаков и спецномеров, примерную стоимость система выдает сразу, деньги с карточки списываются по окончании поездки.

Тоже есть коэффициенты, которые поднимаются, как говорят представители сервиса, в зависимости от спроса. В первый раз пришлось ехать по невыгодному тарифу (очень спешили). За 5,5 километра (поездка длилась почти 13 минут) заплатили 212 крон, что эквивалентно примерно 8,5 евро.

Интересно, что водитель отказался ехать под знак «Движение запрещено», который у нас многие автомобилисты воспринимают как декорацию и «мне же можно». Везший нас парень решил объехать по другой улице, но там дежурила полиция, которая проверяла документы у въезжающих в дипквартал. Пришлось идти с чемоданами в гору.

В другой раз водитель забирал нас в центре. Система подсказала, что необходимо покинуть пешеходную зону. Когда подходили к автомобилю, то заметили рядом полицию. Оказалось, водитель на метр заехал в запрещенную зону (обозначенную знаком и разметкой). Через минуту-две подъехали полицейские на микроавтобусе и долго выговаривали. Парень объяснил, что запросто мог получить штраф за такое, в общем-то, незначительное нарушение, но удалось отболтаться.

Это еще одно отличие от белорусской действительности: полиция там действует принципиально, но не категорично. Водитель может нарушить, но если это не создает реальной опасности и не сделано умышленно, то его могут пожурить и отпустить. А вот за осознанное отступление от ПДД придется заплатить штраф. И не дай бог покуситься на права пешеходов...

На улицах Праги можно встретить конную полицию

На машины «чужаков» устанавливают «башмаки»

В Праге мы передвигались не на машине и вообще видели только три автомобиля с белорусскими номерами. Ездить там по центру очень неудобно, платить постоянно за парковки — дорого, поэтому мы сознательно отказались от управления транспортным средством.

Учтите также большое число трамваев, которые всегда правы, и лимиты по скорости.

Не хочется идеализировать Чехию и ее водителей. Несколько раз видели, как машины паркуются на тротуарах. Однажды грузовой фургон полностью перекрыл путь для пешеходов. Понятное дело, разгрузка-погрузка, все дела, но люди вынуждены были выходить на проезжую часть.

На нерегулируемых пешеходных переходах, коих немало, пропускают далеко не всегда. Один водитель на Skoda Kodiaq (видно было, что пристегивался и не заметил нас) махнул в качестве извинения рукой.

Случаются мелкие ДТП, так что не только у нас «эти вечные аварии».

А вот с парковкой очень строго. Как нам объяснили местные жители, есть несколько зон, в которых время нахождения автомобиля лимитировано. Самая жесткая — синяя (ее можно распознать по цвету разметки, которую наносят прямо на брусчатку), где оставлять машины могут только проживающие и работающие там.

Парковочных карточек мы не видели, а вот блокираторы на колесах замечали. Однажды стали свидетелями действий полиции: подъехал микроавтобус, сотрудники открыли грузовой отсек, где находилось пару десятков блокираторов. Что-то сверили по данным и решили установить «башмак» на автомобиль «чужака».

Примечательно, что велодвижение в Праге несильно развито. Может, потому, что март выдался прохладным не только в Минске... Однако кое-где предусмотрены велодорожки (примерно то же хотели организовать на ул. В. Хоружей. — Прим. Onliner.by), и заметьте: никто там не паркуется. Есть еще одно объяснение неактивной велосипедизации — город очень холмистый и это сильно затрудняет использование такого вида транспорта.

Автомобили, которых почти нет в Беларуси

В таких поездках очень заметен увеличивающийся разрыв между Западом и Востоком. Авторынки становятся все менее похожими. На пражских и варшавских улицах редко встретишь Volkswagen Polo Sedan или Kia Rio (разве что с белорусскими или российскими номерами). А у нас кто-нибудь видел хотя бы один кроссовер Toyota CH-R? Или Alfa Romeo Stelvio?

Вообще, в Праге многие ездят на Skoda (удивительно, да?). Таксисты бюджетных служб предпочитают Octavia, более премиальных — Superb, да и простые горожане не отстают — используют Yeti и Rapid.

Обычные пражане любят маленькие автомобили. Smart на узких улочках очень уместен по многим причинам.

А возле дорогих гостиниц можно встретить Bentley Bentayga, старенькую Maserati или какой-нибудь суперкар.


Во время поездки иногда складывалось ощущение, что в Праге к приезжим относятся весьма прагматично. Во многих обменниках натурально ловят на невнимательности («Комиссии нет, но смотрите — тут же внизу написано, что данный курс действителен только при обмене более 1000 евро»), а в кафе буквально вымогают чаевые («Давайте включу при оплате по карточке. 10% будет достаточно?»). При этом сказать, что сервис на высшем уровне, сложно. А передвигаться там, увы, не всегда комфортно...

Туристические навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Александр Марченков. Фото: Александр Марченков