«Составили европротокол, а теперь страховая требует деньги назад». Как так вышло?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий
24 января 2019 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

В большом городе десятки аварий происходят ежедневно. Абсолютное большинство — мелкие ДТП с относительно незначительными последствиями: вмятины, царапины, сломанные элементы кузова. Водителям говорят: в тех случаях, когда это возможно, разбирайтесь самостоятельно, заполняйте извещение о ДТП (так называемый европротокол) и смело идите с ним в страховую. Не нужно ждать ГАИ и создавать затор, виновник же избежит штрафа. Но на практике все часто обстоит куда сложнее. Достаточно упустить какую-нибудь деталь, и есть риск вообще остаться без страховых выплат. В такой ситуации оказался читатель Onliner Владимир. Он говорит, что в качестве потерпевшей стороны согласился на европротокол по совету инспектора, а теперь страховая компания требует вернуть деньги. Страшный сон для любого водителя, но как так вышло?

История одного европротокола

Авария

29 мая 2018 года. Владимир на Nissan 200SX подъехал к офисному зданию на улице Заславской в центре Минска. Оставил машину у края проезжей части (парковка там разрешена) и ушел по делам. Когда вернулся, увидел, что возле его автомобиля стоит человек с растерянным видом.

— Это был мужчина лет 35. Я спрашиваю: «Что случилось?» А он мне: «Смотри» — и показывает на мою машину. А там задний бампер сломан, крыло повреждено, — рассказал Владимир.


— Меня не было поблизости, когда на улице парковался водитель Kia Carens, — продолжает наш читатель. — Он забыл поставить свою машину на ручник, оставил в режиме Drive. И автомобиль покатился: задел сначала мой Nissan, затем переехал на противоположную сторону дороги и там врезался в припаркованную Toyota Camry. Эта Toyota, как я понял, принадлежала кому-то из банковских служащих. Из здания банка сразу же выбежал охранник, он и вызвал ГАИ.

Водитель обязан покидать свое место или оставлять транспортное средство только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства (п. 9.10 ПДД).

Извещение и предупреждение

Вскоре на место ДТП прибыл сотрудник ГАИ. К тому моменту там находились водители Kia и Nissan. Водитель Toyota еще не появился.

— Мужчина из Kia свою вину сразу признал, не спорил. Ходил схватившись за голову, мол, как так умудрился. Мне и ему инспектор предложил составить европротокол. Сказал, что поможет с оформлением и по крайней мере я потом могу быть свободен. Я согласился: повреждения у машины не особо серьезные, с документами у меня порядок. Действительно, нам быстро все составили, мы только расписались. И я уехал, — говорит Владимир.

Владимир

Поначалу все было нормально. Обращение в страховую компанию, оценка повреждений, страховая выплата — на все ушло не больше месяца. Автовладелец починил машину, даже вложился в полученную сумму.

А недавно он получил письмо из страховой компании. В конверте оказалось досудебное предупреждение. В нем было указано, что поскольку в ДТП участвовало три автомобиля, а факт причинения вреда Nissan не зарегистрирован в ГАИ, то и о страховом случае речь не идет. Иными словами, европротокол недействителен — верните деньги.


— Я был огорошен. Моей вины в ДТП нет, ГАИ вызвали, на европротокол я согласился, так как был уверен, что все по закону. А теперь выходит, что компенсация мне не полагается. Съездил в страховую компанию, но там предложили лишь рассрочку для возврата всей полученной суммы. И добавили, что такой случай у них не первый, бывали и судебные разбирательства, — разводит руками наш читатель.


Он не согласен с требованиями страховой компании.

— Дело не столько в деньгах даже. Как так вышло, что я оказался крайним? Я пойду в суд, если нужно, но ситуация мне совершенно непонятна, — добавил Владимир.

Пояснения виновника ДТП

Вернемся на место аварии. Припаркованная машина начинает движение от края проезжей части, задевает один автомобиль, проезжает некоторое расстояние и врезается в другой.

Из объяснений водителя Kia Carens: «29.05.2018 я припарковал свой автомобиль Kia Carens в г. Минске по адресу ул. Заславская 10. Примерно в 15:45 мой автомобиль самопроизвольно покатился и произошло столкновение с автомобилем Nissan. После чего мой автомобиль Kia продолжил движение и столкнулся с автомобилем Toyota, который находился примерно в 30 метрах ниже по улице Заславская. <...> ...сотрудник банка вызвал инспектора ГАИ. Прибывший на место сотрудник ГАИ оформил и выдал владельцу автомобиля Toyota справку установленного образца, а также составил (заполнил) извещение о дорожно-транспортном происшествии по факту столкновения автомобиля Kia с Nissan. Сотрудник ГАИ расценил данный случай как два самостоятельных ДТП произошедших в короткий промежуток времени и не связанных между собой. С мнением сотрудника ГАИ полностью согласен, заполнение извещения о ДТП на мой взгляд является полностью правомерным».


Два ДТП, не связанных между собой? Очевидно, что в страховой компании посчитали иначе.

Комментарий страховой компании

За комментарием мы обратились в страховую компанию ТАСК. Там оперативно разъяснили сложившуюся ситуацию.

— Происходит ДТП, один водитель признает себя виновным, составляется извещение. Мы смотрим: у обоих водителей есть страховые полисы — все хорошо, выплачиваются деньги. А через некоторое время оказывается, что был еще и третий водитель. У него справка от ГАИ, он идет в страховую компанию и заявляет убыток. Этот убыток ему компенсируют.

Если учесть, что с точки зрения страховщика мы говорим о ДТП, по которому составлен европротокол, то это происшествие только с двумя участниками, что предусмотрено законодательством. Но участников, получается, трое, причем двое уже получили страховые выплаты.

— У нас есть такое понятие, как «прямое урегулирование». Страхователь может обратиться за выплатой как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника ДТП. Допустим, потерпевший застрахован у нас, а виновник — в другой компании. Мы, урегулировав все вопросы с клиентом, направляем этой компании требование: мы выплатили деньги потерпевшему, а раз виновник — ваш клиент, то верните нам деньги. И обычно никаких проблем не возникает. Но вот компания говорит: погодите, у нас есть уже страховой полис, мы уже выплачивали страховку по этому ДТП. Так и выясняется, что, оказывается, в происшествии участвовало три лица.

Этим и объясняется тот факт, что сначала Владимиру была выплачена страховка и только спустя полгода был поднят вопрос о том, имелись ли основания для этой выплаты.

— Мы выплатили деньги и направили обращение в страховую компанию виновника ДТП. Но получили оттуда отказ в связи с тем, что к ним уже обращалось лицо, которому была произведена выплата по этой аварии. И тот человек, обратите внимание, предоставил справку из ГАИ. Когда мы собрали все документы, то увидели, что был составлен европротокол. Для составления такого извещения есть обязательные требования. Одно из них — участников ДТП только двое. Когда выяснились все обстоятельства, мы направили потерпевшему бумагу: к сожалению, деньги придется вернуть.

В ТАСК говорят, что такие случаи происходят нечасто.

— Обычно если происходит ДТП с тремя участниками, то хотя бы кто-то из них вызывает ГАИ, ведь разговор о европротоколе вестись не может. Куда чаще мы имеем дело с тем, что у одного из участников аварии не оплачена вторая часть страхового взноса. Да, страховка у него может быть оформлена на весь год — с 1 января по 31 декабря. Но оплаченной оказывается только первая часть, и никто не смотрит, что до 30 июня нужно оплатить и вторую. В неоплаченный период случается ДТП, водители составляют извещение, приезжают с бумагами. Мы смотрим — а страховой полис не действует. Если не действует у виновника — все еще куда ни шло. Потерпевший обратится в Белорусское бюро по транспортному страхованию и получит выплату. Куда хуже, если страховку забыл оплатить сам потерпевший. Для него ситуация становится безвыходной: в аварии он не виноват, но в выплате ему отказано.

Как же теперь быть Владимиру в его ситуации? У него все в порядке со страховкой, он не виноват в ДТП. И при этом от него требуют вернуть полученные деньги.

— Мы видим, что компенсацию выплатили незаконно, поэтому дали потерпевшему срок для возврата этой выплаты. Если он наше предупреждение проигнорирует — направим документы в суд и уже там будем требовать назад свои деньги. Есть и второй вариант: мы готовы предоставить клиенту отсрочку — два или три месяца. Сумма все-таки относительно небольшая.


Неужели вернуть деньги — это единственный выход? Оказывается, нет.

— Мы понимаем, что люди хотели как лучше, составили европротокол. Если на место ДТП действительно выезжала ГАИ, то, возможно, потерпевшему есть смысл обратиться туда с требованием разобраться в ситуации.

У нас были случаи, когда клиенты по рекомендации составляли европротокол, а в итоге им не хватало страховых выплат на восстановление автомобиля. Они писали официальные бумаги в ГАИ, там эти обращения рассматривались, и затем люди приносили официальные справки, как и положено.

— Если в указанном случае клиент принесет справку о ДТП, которую ему выдадут в ГАИ, — все упрощается, мы тут же снимем это досудебное предупреждение. Тогда все моментально встанет на свои места: деньги уплачены, никто их не будет требовать назад, — отметили в страховой компании.

Обращение в ГАИ

Владимир действительно обратился в ГАИ, и там уже изучают сложившуюся ситуацию. После того как все материалы будут изучены, автомобилист получит официальный ответ, исходя из которого станет ясно, как ему действовать дальше.

Тот самый европротокол

Комментарий юриста

А что, если дойдет до судебного разбирательства? Ситуацию для Onliner прокомментировала юрист Татьяна Ревинская.

— Водители должны иметь в виду, что обязанность соблюдения требований законодательства при составлении европротокола лежит на самих участниках ДТП, — подчеркнула она. — В случае если ими не будут указаны какие-либо сведения, либо указаны недостоверные сведения, либо сведения будут внесены неразборчиво, страховщик вправе будет собрать эти сведения самостоятельно, что может в итоге повлиять на признание ДТП страховым случаем. Кроме того, страховщик вправе назначить проведение независимой экспертизы причастных к ДТП транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате ДТП, зафиксированных в протоколе.


— В рассматриваемом случае страховщик посчитал, что оснований для составления европротокола по конкретному ДТП не было по причине участия в нем трех транспортных средств, поэтому со ссылкой на ст. 192 Положения о страховой деятельности потребовал возврата необоснованно выплаченной страховой суммы.

Если лицо, получившее страховое возмещение, не возвратит полученную сумму, страховщик обратится в суд за ее взысканием, и в ходе рассмотрения дела суд будет устанавливать обстоятельства ДТП, обоснованность составления европротокола и в зависимости от установленного принимать решение по существу.


Представляется, что существенное значение в этом вопросе будет иметь мнение представителя ГАИ по поводу того, возможно ли было в рассматриваемом случае расценить случившееся как два самостоятельных ДТП с возможностью составления европротокола по каждому, а также пояснения работника ГАИ, непосредственно выбывавшего по вызову на место ДТП, поскольку разбирательство дорожно-транспортных происшествий входит непосредственно в компетенцию ГАИ.

Что нужно помнить о европротоколе

Татьяна Ревинская также напомнила, что по общему правилу участники ДТП обязаны сообщить о случившемся в ГАИ, если иное не предусмотрено законодательными актами, и действовать в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. С 1 июля 2010 года водителям предоставлено право оформлять ДТП в упрощенном порядке и не сообщать о нем в ГАИ — путем составления европротокола, что направлено на упрощение процедуры получения страхового возмещения, экономию сил и средств граждан, юридических лиц и государственных органов.

Порядок оформления ДТП без вызова ГАИ устанавливает Положение о страховой деятельности и приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 25 февраля 2010 г. № 6-од «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии и Инструкции о порядке его заполнения». Участники ДТП самостоятельно определяют участника-1 и участника-2, составляют схему ДТП, устанавливают лицо, ответственное за причинение вреда транспортному средству другого участника ДТП, указывают его фамилию и инициалы. Лицо, ответственное за причинение вреда, заверяет подписью свое согласие с тем, что на нем лежит ответственность за причинение в ДТП вреда другому участнику.

Потерпевший в ДТП обращается к любому из страховщиков с заявлением о страховой выплате и представляет один из экземпляров заполненного извещения о ДТП.

Для того чтобы воспользоваться возможностью использовать европротокол, необходимо соблюсти определенные условия, в числе которых:

  • участие в ДТП не более двух автомобилей;
  • при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу (кроме участвовавших в нем автомобилей);
  • в ДТП нет погибших и пострадавших;
  • наличие у водителей прав на управление транспортными средствами соответствующей категории;
  • наличие у участников ДТП действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности;
  • отсутствие у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также характера и перечня механических повреждений, причиненных транспортным средствам;
  • отсутствие у водителей претензий друг к другу относительно их состояния;
  • вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями в размере до 400 евро по курсу Национального банка.

Onliner проследит за развязкой этой истории.


серый, хетчбэк, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
черный, седан, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
черный, седан, бензин 3.5 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by