Законы рынка: как Nissan производит автомобили в России

11 февраля 2019 в 8:00

До Санкт-Петербурга лететь около часа. В Минске ноль по Цельсию, в Питере –10. Здрасьте, приехали: парадные, поребрики. Еще примерно час по платной автомагистрали из Пулково на север. Там, в пригороде, расположен завод Nissan. Onliner отправился туда, чтобы увидеть, как в России производят японские машины, а также услышать от топ-менеджеров, каким они видят автомобильный рынок в этой части планеты сейчас и в обозримом будущем.

Что мы узнали о Nissan в России

Сколько российских Nissan отправляется на экспорт?

Завод Nissan под Питером строили три года, закончив в 2009-м, — скоро будут праздновать десятилетие. Инвестиции по тем временам составили 200 млн долларов. Еще 167 млн долларов вложили в 2014-м — расширялись. Две тысячи рабочих мест, производственная мощность — 100 тыс. автомобилей в год. Для сравнения, мощность завода Geely под Борисовом — 60 тыс. Но у Nissan были свои основания для оптимизма: огромный российский рынок, перспективы которого тогда оценивали очень высоко, потенциал поставлять продукцию на экспорт, в первую очередь как раз в Беларусь, Казахстан и другие страны ближнего зарубежья.


В 2012 году объем российского автомобильного рынка составлял по разным оценкам порядка 2,8 млн машин. Ждали, что к 2020-му он вырастет до 3 млн. Но экономическая ситуация менялась, рынок диктовал свои условия. Кризис 2013 года больно ударил по амбициям автопроизводителей. Продажи рухнули, и теперь, как отмечают эксперты, при наилучшем сценарии развития событий рынку потребуется не менее 7—8 лет, чтобы просто вернуться на прежние позиции.

Игорь Бойцов, генеральный директор завода Nissan в Санкт-Петербурге, рассказал о том, что в 2018-м предприятием было выпущено 56,5 тыс. автомобилей — это рекорд годового выпуска за всю историю Nissan в России. Но выходит, что при мощности в 100 тыс. машин предприятие загружено немногим более, чем наполовину. Вот он, рынок.


При этом в 2018 году в России купили почти 81 тыс. Nissan — вообще всех моделей, а не только тех, что производят под Питером. Марка на восьмом месте по продажам среди всех автопроизводителей на российском рынке.

С экспортом дела обстоят похуже. В ближнее зарубежье — Беларусь, Казахстан — в прошлом году отправлено всего 5,7 тыс. Nissan, произведенных в России, то есть порядка 10% от общего количества выпущенных на заводе машин.

— Рынки, как в России, так и в Беларуси, Казахстане, в настоящее время демонстрируют позитивную динамику. Мы рассчитываем на то, что эта цифра будет расти, — отметил Игорь Бойцов.

Слева: Игорь Бойцов, генеральный директор завода Nissan в Санкт-Петербурге. Справа: Андрей Акифьев, управляющий директор Nissan RBU East

У них есть план, и они его придерживаются

От неликвидных моделей пришлось отказаться в пользу тех, которые пользовались спросом. В настоящее время Nissan выпускает в России Qashqai, X-Trail и Murano. Тоже заметили? Одни кроссоверы. Решение осознанное и опять же продиктованное рынком.

— Некоторое время назад компания приняла стратегию, которая дает нам возможность сфокусироваться прежде всего на кроссоверах. Выпуск автомобилей с другими кузовами в настоящее время не планируется, мы выбрали то направление, которое нужно клиентам, — однозначно заявил управляющий директор Nissan RBU East Андрей Акифьев. — Стратегия принята и исполняется, у нас нет никаких намерений от нее отклоняться. Вместе с тем модельный ряд — это не догма. Если мы почувствуем спрос на другие машины, если покупатель проявит к ним интерес, мы рассмотрим возможность их выпуска. Единственное условие — модель должна быть массовой, должна приносить прибыль компании.


Выходит, кризисы не заставили российских потребителей изменить вкусовые предпочтения, раз Nissan производит в России X-Trail и Murano, а не компактную и экономичную Micra, к примеру. Кстати, несколько лет назад Qashqai стали выпускать на питерском заводе вместо неликвидной Teana.

Пока стратегия себя оправдывает. Модельный ряд сузился, зато объем производства вырос. Хорошо понимая ситуацию, завод сосредоточился на обновлении представленных моделей. Осенью 2018 года с конвейера сошел новый X-Trail, адаптированный для российского потребителя. И всего за несколько недель было продано почти 1700 экземпляров этой модели. Любят в России машины побольше.

Логично и то, что следующим шагом стал выпуск нового Qashqai. Модели, по сути, уже два года, а в России ее начали выпускать буквально неделю назад. С чем связана такая задержка?

— Задержка связана с тем, как Nissan чувствовал себя в это время на российском автомобильном рынке, — лаконично ответил Андрей Акифьев.


К тому же машину адаптировали под российские условия. Завод же требовалось подготовить к производству нового автомобиля. Нам не назвали конкретные цифры, однако очевидно, что постановка на конвейер очередной модели требует немалых затрат.

— Все зависит от контекста, от конкретной машины. Если мы говорим именно о Qashqai, то наш завод не первым стал заниматься выпуском этого автомобиля. Соответственно, это одна стоимость подготовительных мероприятий. Если же на рынок выводится модель, которая прежде не производилась нигде в мире, это уже совсем другая стоимость. Многое зависит от того, насколько завод готов к новым условиям, насколько значительное обновление необходимо оборудованию и так далее, — рассказал Игорь Бойцов.

Пока нам только показали новый Qashqai, который будет продаваться и в России, и в Беларуси. Комплектация и цены пока не озвучивались — слишком рано. Старт продаж запланирован на конец марта — начало апреля этого года.


Также на заводе вскользь обмолвились и о подготовке к выпуску нового Murano — кроссоверы правят бал.

Тренды и бренды

Впрочем, не все так однозначно. Пока завод в Санкт-Петербурге удовлетворяет потребности российского рынка, в Европе Nissan также неплохо продается. Это в том числе и машины, сошедшие с конвейера завода Nissan в Сандерленде (Великобритания). Недавняя новость: данное предприятие отказывается от выпуска X-Trail. Говорят, что это связано в первую очередь с новыми правилами в отношении автомобилей с дизельными двигателями. Европа отворачивается от дизельных машин, соответственно их производство должно сократиться.

Но Великобритания не исчезает из топа новостных лент в связи с брекситом. Кашу заварили серьезную — похоже, англичане сами еще ничего не знают о своем будущем вне Европейского союза. А эксперты не берутся прогнозировать, как эта ситуация отразится на положении в машиностроительной отрасли. Какие перемены на этом фоне ожидают английский завод Nissan? Российские журналисты выдвигают смелую версию: а что, если производство в Сандерленде закроется и хотя бы часть его будет перенесена в Санкт-Петербург?

— На данный момент у нас нет информации, что эта ситуация как-то отразится на нашем заводе, — дает комментарий Игорь Бойцов.


Завод в Англии, отметивший, кстати, свое 30-летие, выпускает по полмиллиона автомобилей ежегодно. Среди них и электромобиль Leaf, который в Европе пользуется спросом. Компания не скрывает своего осторожного отношения к дизельным двигателям и открыто заявляет о ставке если не на бензин, то на электротягу. Может быть, и российскому, а вместе с ним и белорусскому рынку пора дать больше электрокаров?

— Компания Nissan, можно сказать, является лидером в массовом сегменте электромобилей. И мы рассматриваем возможность представить такой автомобиль на российском рынке, однако о конкретных планах говорить рано — опять же все дело в спросе, — Андрей Акифьев осторожен в своих словах.

Но потребителю недостаточно одного только электрокара, пусть даже и с достаточно серьезным запасом хода. Нужна развитая инфраструктура. Сколько времени может понадобиться, чтобы условия для комфортного использования электромобилей появились на значительной территории такой огромной страны, как Россия?

— Наша компания занимается производством автомобилей. Заниматься инфраструктурой — не совсем наш профиль. Мы можем создавать некоторые условия, как мы поступали на заре, на самом начальном этапе, когда только запускали электромобили. Тогда это было что-то совсем новое. Сейчас существуют компании, которые специализируются на этом. В связи с тем, что растет запас хода электромобилей, мы считаем, что нашего прямого вовлечения в этот процесс не требуется, — подвел черту Андрей Акифьев.

Технологии и запас прочности

Ну, раз у электрокаров в России будущее туманно, вернемся к обновленным X-Trail и Qashqai. Оба прошли серьезную адаптацию, прежде чем сойти с российского конвейера: изменилась подвеска, даже вариатор прошел калибровку. К примеру, в представленном на днях Qashqai особое внимание уделили звукоизоляции, добавив шумопоглощающие вкладки в передние крылья, колесные арки и моторный отсек.

— Мы считаем, что X-Trail — более семейный автомобиль, в то время как Qashqai — в первую очередь городской кроссовер, предоставляющий возможность комфортного выезда за город, — говорит Андрей Акифьев.

Пообещали, что будут представлены варианты с новым 1,3-литровым двигателем, который значительно экономичнее своего предшественника. Снижение потребления топлива — это тот путь экономичности и экологичности, который хорошо принимают на любом рынке.


Компания Nissan собирается привезти в Россию свою систему ProPilot, которая должна появиться в новых Qashqai.

— По сути, это система автономного вождения, которая уже несколько лет эксплуатируется в Японии в штатном режиме. В Европу она пришла с запуском нового Leaf. И сейчас мы запускаем ProPilot с Qashqai. Система будет использоваться в России, но на данном этапе мы начинаем ее тестирование. Компания несет ответственность за использование систем автономного вождения, поэтому тратится время на то, чтобы убедиться, что наша система будет рабочей в российских условиях, — рассказал Андрей Акифьев.


Наверное, сейчас только автопроизводители не соглашаются с утверждением, что современные машины сходят с конвейера с меньшим запасом надежности, к тому же более требовательны к обслуживанию, чем предшественники. Жители Казахстана, как нам стало известно, жалуются на то, что в условиях горного рельефа у кроссоверов серьезно страдает трансмиссия, возникают периоды масляного голодания. Производитель пообещал изучить вопрос, но тема была поднята интересная: каков ресурс у новых автомобилей по мнению тех, кто их выпускает?

— Расчетного срока эксплуатации не существует. Могу заверить, что новый Qashqai не менее надежен, чем машины предыдущего поколения, — ответил Игорь Бойцов.

— Это «миллионник»?

— Хотел бы я посмотреть на двигатели «миллионников» — сколько капремонтов они проходят и что там остается от того автомобиля, который сошел с конвейера в самом начале.



Но вот вам любопытный факт. На предприятии есть плакат, который, вероятно, должен мотивировать работников хорошо трудиться: «Одна минута — восемь лет эксплуатации авто». Одна минута (на самом деле немного больше) — это время, в течение которого каждый работник на своем месте занимается автомобилем, движущимся по конвейеру. Общий посыл понятен: схалтуришь в эту минуту — испортишь покупателю машины жизнь на восемь лет. Получается, именно во столько производитель оценивает срок эксплуатации своих моделей?

Знакомое слово — «локализация»

Завод Nissan в Санкт-Петербурге считается заводом полного цикла. Здесь есть цех штамповки, где создаются элементы кузовов, и кузовной цех, где автомобиль обретает форму. На заводе производят окраску и выполняют окончательную сборку машины. Кроме того, здесь же производят многие компоненты, который затем экспортируются на другие заводы Nissan, а также на вторичный рынок.

— Направление, которое мы поддерживаем и развиваем насколько это возможно, — это экспорт компонентов. К примеру, в прошлом году предприятие экспортировало на центральный склад Nissan в Европе 17 тыс. бамперов для X-Trail. Также мы производим компоненты шумоизоляции. Уже поставлено на экспорт более 900 тыс. отдельных деталей общей массой 450 тонн, — отметил Игорь Бойцов.


Но более сложные компоненты — двигатель, трансмиссию, к примеру — на заводе не изготавливают. Все необходимое доставляют сюда, используя, как правило, морской транспорт. Его же, кстати, можно максимально широко задействовать и для экспорта — с точки зрения логистики месторасположение предприятия выбрано очень удачно.

Так что достаточно остро стоит вопрос локализации производства — это знакомо, правда?


— Как часть консорциума, которая включает в себя Renault, «АвтоВАЗ», «КАМАЗ» и Daimler Trucks, мы достигли уровня локализации в 63,8%. У нас есть большое число проектов по движению в этом направлении, и часть из них ежегодно внедряется. Направление важное и выгодное для нас. Простой пример: локализация существенно снижает зависимость от валютных курсов. Все помнят колебания российского рубля в течение 2018 года. Чем выше уровень локализации, тем меньше мы подвержены этим сложным влияниям валютного рынка, — добавил директор завода.

На предприятии рассчитывают на инвестиционные вливания, а также на государственную поддержку.

— За последние полтора года мы установили два новых конвейера по доставке дверей и колес на линию сборки. Это не миллиардные инвестиции, но существенные усилия для завода, которые на выходе экономят время и дают преимущество производству. Сокращается объем труда, но объем производства растет, и нам не нужно никого увольнять, — подчеркнул Игорь Бойцов. — Мы постоянно ищем новые возможности, чтобы расширить продажи как автомобилей, так и компонентов. И, говоря о перспективах, мы ведем диалог с правительством по поводу мер поддержки производства, компенсации логистических затрат. Основным элементом для успешного экспорта является его экономическая целесообразность. Мы должны сделать покупку наших автомобилей более выгодной для клиента по сравнению с покупкой машин, которые поставляются из других мест.


серый, хетчбэк, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
черный, седан, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
черный, седан, бензин 3.5 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by