Mercedes перестраивался, Audi — летела. Суд начинает рассматривать дело о резонансной аварии на проспекте Дзержинского

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
UPD
28 марта 2019 в 12:40

Эта авария произошла на проспекте Дзержинского в Минске в утренний час пик. Mercedes перестраивался, Audi ехала слишком быстро. Потом столкновение, и рикошет в конструкцию аварийного выхода станции метро «Грушевка». Приехали спасатели. Крышу седана сорвало или ее срезали — так доставали пострадавшую: девушка, пассажирка Audi, получила тяжелые травмы. Возбудили уголовное дело, сегодня начинается суд. Onliner ведет репортаж из зала судебных заседаний.

Резонансное ДТП на проспекте Дзержинского:

ДТП. Схематично

18 сентября 2018 года, время — 9:29. Завершается утренний час пик. По проспекту Дзержинского со стороны трехуровневой развязки в направлении улицы Щорса движется автомобиль Mercedes C-Class. За рулем находится женщина 1980 года рождения. Из третьего справа ряда она перестраивается во второй, а затем и в первый — крайний правый. Слышен визг тормозов, и в Mercedes врезается Audi A6, двигавшаяся по этой полосе на большой скорости. От удара Audi отбрасывает вправо, за пределы проезжей части. Машину подбрасывает, и она налетает на конструкцию аварийного выхода станции метро.

Вот как это произошло — момент ДТП попал на видео:

Позднее в ГАИ сообщили версию водителя Mercedes: совершая перестроение, она не видела Audi.

Последствия

Водителя и пассажирку Audi доставили в больницу. У мужчины предварительно диагностировали черепно-мозговую травму легкой степени тяжести. У девушки все гораздо серьезнее. Удар пришелся именно в ту часть автомобиля, где находилась пассажирка. Из покореженной машины пострадавшую извлекли спасатели. Девушке на тот момент было 23 года.


Позже специалисты установят: травмы, полученные пассажиркой, относятся к категории тяжких телесных. Это означает возбуждение уголовного дела по ч. 2 ст. 317 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения». Расследованием будет заниматься Следственный комитет. Обвинение предъявят водителю Audi, значит, следователи установили прямую причинно-следственную связь между его действиями и наступившими последствиями.

На чем строится обвинение

Установлено: водитель Audi — на момент ДТП ему было 33 года — двигался со скоростью не менее 137 км/ч при разрешенной максимальной скорости движения на данном участке проспекта Дзержинского не более 70 км/ч.

 Тем самым обвиняемый выбрал скорость, не обеспечивающую ему контроль за безопасным движением управляемого транспортного средства, в результате чего при возникновении препятствия для дальнейшего движения в виде автомобиля Mercedes своевременно не принял мер к снижению скорости движения и совершил столкновение, — отметили в Следственном комитете.


Кроме того, мужчина сел за руль, не имея права управления транспортными средствами. По информации ГАИ, прав его лишили за езду в нетрезвом виде.

А вот что в день аварии рассказал очевидец, наш читатель с ником Hunter71: «Авария случилась на моих глазах. Машина ехала на очень большой скорости. Нырнул в правый ряд, чтобы обогнать ехавшую со скоростью 60 км/ч машину, и увидел перед собой Mercedes, ехавший в первом ряду. Ударил по тормозам и пошел в занос. Кстати, перед тем как улететь, еще и „догнал“ Mercedes».


«Проявил невнимательность, неосмотрительность»

В суде Московского района началось рассмотрение уголовного дела. Обвиняемый холост, проживает в Минске с девушкой. Обвиняемый и потерпевшая — водитель и его пассажирка — пришли вместе.

Государственный обвинитель зачитывает обвинение: «...не имея права управления, управляя исправным автомобилем Audi A6, двигался по проспекту Дзержинского со стороны проспекта Жукова в направлении улицы Щорса по крайней правой полосе движения со скоростью не менее 137,4 км/ч при разрешенной на этом участке дороги — 70 км/ч».

Согласно выводам следствия, проезжая мимо дома номер 11 по улице Щорса, водитель проявил невнимательность, неосмотрительность, не учел интенсивность движения, выбрал неподходящую скорость, лишив себя тем самым возможности контролировать изменения дорожной обстановки, среагировать на возникшую опасность в виде автомобиля Mercedes, двигавшегося в прямом попутном направлении и совершившего перестроение в крайнюю правую полосу.

«При этом обвиняемый имел объективную возможность своевременно обнаружить и воспринимать как опасность для движения автомобиль Mercedes. Но он не принял своевременные меры по торможению транспортного средства вплоть до полной его остановки», — зачитал государственный обвинитель.

В результате ДТП тяжелые травмы получила пассажирка автомобиля Audi. У нее была закрытая травма живота и таза, ушибы и повреждения внутренних органов, переломы костей.

Согласно выводам следствия, обвиняемый своими действиями нарушил п.п. 7.2, 9.7, 87.2, 91.2 Правил дорожного движения, что состоит в прямой причинной связи с наступившими последствиями.


«Признаю вину в полном объеме. Раскаиваюсь»

Обвиняемому понятно обвинение, отвечая на вопрос судьи, он сообщил, что признает свою вину в полном объеме и раскаивается в содеянном.

Мужчина рассказал, что водительское удостоверение категории B имеет с 18 лет, то есть имеет водительский стаж порядка 15 лет. При этом неоднократно его лишали права управления транспортными средствами.

— Сколько раз вас лишали водительских прав?

— Пару раз точно лишали. Сколько точно — я затрудняюсь сказать.

В тот день, когда случилось ДТП, мужчина не имел права садиться за руль — был лишен в 2016 году за управление в нетрезвом виде, срок лишения истекал бы только в этом году.

При этом, как рассказал обвиняемый, автомобиль Audi принадлежит ему, причем он приобрел его незадолго до описываемых событий.

— Если у вас нет водительских прав — с какой целью вы приобретали машину? — уточнил гособвинитель.

—  У меня есть девушка... — произнес обвиняемый.

— Вы для нее купили машину?

— Машина приобреталась для общего пользования, — ответил мужчина, не глядя на судью.

Кстати, автомобиль был с транзитными номерами. Почему? Обвиняемый объяснил, что просто не успел оформить все как следует.


День ДТП. Торопились на вокзал

У обвиняемого и потерпевшей — отношения. Они около года проживают вместе, а также, как сообщил мужчина, планируют создать семью. То есть его обвиняют в совершении дорожно-транспортного происшествия, в котором пострадала его девушка.

— Так произошло — сел за руль без прав, — обвиняемый начал рассказывать о том самом дне.

Он помнит, как произошла авария, говорит негромко, отвечает на все вопросы судьи и государственного обвинителя.

— С вечера мне девушка сказала, что собирается ехать к родителям. На 9:50 у нее была маршрутка, поэтому она попросила меня, чтобы утром отвез ее на вокзал.

То есть поездка планировалась еще вечером. У государственного обвинителя возник логичный вопрос: почему мужчина решил сесть за руль, зная, что не имеет на это права, почему, к примеру, не захотел вызвать такси для своей девушки?

— Я об этом не подумал. Думал, завезу ее сам.

Ехали в сторону вокзала, выехали с опозданием. Этим водитель объясняет превышение скорости на 67 км/ч — торопились.

— С какой скоростью вы двигались? — спрашивает гособвинитель.

— Точно сказать не могу. Но что нарушал скоростной режим — да.

— Согласно обвинению, скорость составляла не менее 137,4 км/ч.

— Ну, значит да, соглашаюсь.

При этом водитель признал, что ему известно об ограничении максимальной скорости на этом участке проспекта Дзержинского — 70 км/ч.

— Я понимал, что мы опаздываем. Когда впереди были машины — притормаживал, там, где было свободно, — разгонялся. Сразу двигались по мосту (трехуровневой развязке. — Прим. Onliner) по первому ряду. А как с моста съезжаешь, там появляется еще один ряд. Ну я увидел, что он свободный, перестроился и поддал газу. А потом передо мной выехал Mercedes. Ну и все: я нажал на тормоз, машину стало заносить.

Водительской стороной Audi ударилась о Mercedes, после чего автомобиль, которым управлял обвиняемый, отбросило за пределы проезжей части вправо. Пассажирской стороной авто налетело на аварийных выход станции метро «Грушевка».


— Если бы вы соблюдали скоростной режим, как полагаете, успели бы принять необходимые меры и избежать столкновения? 

— Я думаю, да.

— Можете ли назвать иные причины, кроме превышения скорости, которые могли стать причиной произошедшего? Состояние дороги, освещение?

— Нет. Только то, что опаздывал, — это стало дополнительным фактором.

Это важный момент. Обвиняемый не высказывает претензий в адрес водителя Mercedes, а между тем было много споров на эту тему. Ведь водитель Mercedes перестроилась сначала в одну полосу, а затем сразу же в другую — некоторые сочли это небезопасным маневром. Однако обвиняемый ни на что подобное не ссылается и говорит только о собственной вине.

После аварии кто-то вызвал скорую. Водитель смог сам выйти из Audi, пассажирка была зажата. Мужчина пробовал ей помочь, перерезал ремень безопасности. Но пострадавшую смогли вызволить только прибывшие спасатели. Девушку доставили в больницу, она перенесла две операции, прошла длительный период лечения.

— Я навещал ее в больнице, максимально находился рядом каждый день. Помогал всем, чем надо, — отметил обвиняемый.

Он полагает, что предпринял все возможные действия, чтобы загладить свою вину в случившемся. Отвечая на вопрос о расходах в качестве компенсации, мужчина назвал сумму в 4 тысячи долларов. По его словам, это затраты на лечение и восстановление пострадавшей.


«Не наказывайте его, пожалуйста. Я сама его торопила»

Слово потерпевшей. Она подтверждает: в день, когда произошла авария, мужчина подвозил ее на вокзал.

— Я торопила его, мы выехали с опозданием, — говорит девушка.

Она также не может назвать точную скорость Audi, говорит, ехали с большей скоростью, чем положено. Потом впереди перестроился Mercedes, резкое торможение, удар. Девушка помнит, как находилась в машине, как не могла выбраться — мешал ремень безопасности. В тот момент она не понимала, что серьезно травмирована.

Потерпевшая говорит, что простила своего молодого человека, который находился за рулем в тот день.

— Я считаю, что это не только его вина. Есть и моя. На самом деле, он очень добрый и чуткий человек. Так получилось...

Рассказывает о дорогих лекарствах, витаминах, массаже и бассейне, которые оплачивал ей обвиняемый. Вскрывается, впрочем, и еще одна любопытная деталь: девушка утверждает, что ничего не знала о том, что мужчина был лишен водительских прав и не должен был садиться за руль.

— У нас как-то не было об этом разговора никогда, я не знала об этом. Мы живем вместе около года, я первый раз попросила отвезти меня именно в тот день. До этого он показывал Audi. Но про права я не знала — лишение было тогда, когда мы еще не были знакомы.

Судья уточняет, получала ли потерпевшая какие-либо средства в качестве компенсации за причиненный вред. Наличными не получала, только в качестве оплаты за лечение и восстановление.

— У нас общий бюджет, — пояснила девушка.

Она заявила, что никаких претензий морального или материального характера к обвиняемому не испытывает.

— Не наказывайте его, пожалуйста! Я сама его торопила. Он уже получил свое наказание тогда, когда находился рядом со мной, когда все это пережил. Пожалуйста, не делайте этого, не наказывайте, — попросила она суд.


Свидетели

В суд вызваны свидетели произошедшей аварии. Один из них, мужчина, в момент, когда случилось ДТП, шел по тротуару в направлении станции метро «Грушевка».

— Слева от меня пролетела Audi. Скорость у этой машины была очень высокой — гораздо быстрее, чем у остального потока, — рассказал очевидец. — На перекрестке стояли автомобили. Я увидел, как водитель Audi стал оттормаживаться, а затем ушел в правую сторону, чтобы объехать поток. Правый ряд в этот момент был свободен. Потом машину занесло, она подлетела и ударилась об аварийный выход из метро.

Свидетель пояснил, что поначалу не понял, что произошло столкновение двух автомобилей. Он находился метрах в 100—150 от места ДТП. Ему показалось, что Audi занесло от резкого маневра на большой скорости, после чего машина ударилась о бордюр и вылетела с дороги. Только через некоторое время мужчина узнал, что произошло столкновение двух авто, увидел стоящий на дороге Mercedes с повреждениями.


— Правая сторона Audi была вмята в салон, по-моему, даже крыша была вмята от удара, потому что машина боком налетела на конструкцию, — добавил свидетель.

Он, кстати, высказал свое отношение к маневру водителя Mercedes.

— У водителя Audi была высокая скорость. А водитель Mercedes не убедилась, что в полосе не едет машина. Я видел видео: она, извините, сразу из третьего ряда перестраивалась в первый, — отметил в суде свидетель.

Еще один свидетель, вызванный в суд, отметил высокую скорость, с которой перед ДТП двигался автомобиль Audi.

— На мой субъективный взгляд, машина ускорялась в тот момент. Я еще удивился: куда это человек так спешит?

Потом свидетель услышал звук сильного удара и увидел, как автомобиль отбросило с дороги.

Водитель Mercedes: «Могу сказать, что совершала все правильно»

Водитель Mercedes, молодая женщина, также выступила в суде в качестве свидетеля.

— Я ехала по проспекту Дзержинского в сторону центра, на работу. Я не знаю, по какой полосе ехала Audi, но на момент аварии, когда я не поняла еще, что случилось ДТП, я подумала, что у меня заднее колесо лопнуло. Когда я посмотрела в зеркало, я увидела, как боком летит машина. Потом я узнала, что она врезалась в аварийный выход станции метро. Конечно, я остановилась, вызвала скорую, — рассказала она.


Гособвинитель попросил рассказать о тех событиях по порядку, с самого начала.

Женщина пояснила, что двигалась по третьей справа полосе проспекта Дзержинского со стороны проспекта Жукова в направлении улицы Щорса.

— Я увидела, что впереди собирается пробка, я смотрела по ситуации, что скапливаются машины. И решила обойти их через крайнюю правую полосу, так как видела, что там свободно. Я убедилась, что не создаю никому помех, и перестроилась во вторую полосу. Потом посмотрела в правое боковое зеркало и вообще никого не увидела в первом ряду, — рассказала водитель.

Все это время, как утверждает водитель, у Mercedes работал правый указатель поворота: женщина включила его перед тем, как перестроиться во вторую полосу справа, не выключала, перестраиваясь в правый ряд.

Водитель особо отметила, что видела обстановку и спереди своего автомобиля, и позади, никуда не спешила, действовала спокойно.

— Я ехала одна. Перестроилась полностью в правый ряд и почувствовала удар. Я тогда не поняла, куда именно, поняла только, что сзади, к тому же машина продолжала движение прямо. Тот удар не показался мне таким прямо сильным. У меня была уже в жизни ситуация с колесом, поэтому я сразу подумала, что снова произошло что-то такое. А потом посмотрела в зеркало заднего вида и увидела машину, которая подлетает в воздух. Тогда мне показалось, что этот автомобиль находится далеко от меня, метрах, может быть, в пятидесяти. Ну никак не в двух-трех метрах от моей машины. И я сразу затормозила.

Женщина заявила, что уверена, что причиной ДТП было несоблюдение скоростного режима.

— Я со своей стороны могу сказать, что совершала все правильно.

Отвечая на вопрос судьи, водитель пояснила, что ее скорость в тот момент составляла не более 60 км/ч. Это, как она добавила, подтвердили и результаты экспертизы. Она настаивает на том, что, перед тем как перестроиться в правый ряд, убедилась в безопасности маневра, но никаких автомобилей не увидела в зеркало.

При этом женщина подтвердила, отвечая на вопрос адвоката обвиняемого, что была привлечена к административной ответственности за нарушение ПДД после этой аварии. За какое именно нарушение, она не смогла вспомнить.



Таким образом, в суде выступил каждый из участников ДТП. Обвиняемый полностью признает свою вину, потерпевшая просит его не наказывать. Водитель Mercedes уверена, что все сделала правильно.

В судебном заседании объявлен перерыв. Далее состоятся прения. Мы сообщим о том, какое итоговое решение вынесет суд.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by