После начала масляного расследования читатели спрашивали: почему проводите контрольные закупки только в Минске? Планируете ли исследовать продукцию интернет-магазинов? Что насчет премиальных брендов? Словом, когда поступило предложение от импортера одной из немецких марок, решили совместить сразу несколько задач. А тут еще представители поставщика ловко подкинули интригу: подделок в Беларуси нашего продукта не найдете! В процессе проработки плана задачу усложнили: покупали канистры через интернет-магазины, где были выставлены цены чуть ниже рекомендованной, прошерстили два минских рынка и один торговый центр, а также съездили в Жодино.
Немецкая марка Liqui Moly хорошо известна в Беларуси. Во многом благодаря широкому маркетинговому участию в разного рода спортивных мероприятиях.
Бренд популярен в первую очередь моторными маслами, которые разливаются в городе Саарлуис (Германия). Это особенно любят подчеркивать представители компании, считая местное производство своим конкурентным преимуществом.
В качестве объекта нашего исследования был выбран продукт Top Tec 4100 с вязкостью 5W-40. В Беларуси его покупают в первую очередь владельцы автомобилей, выпущенных концерном VAG, а также компаниями BMW и Mercedes.
— 4100 — это внутренняя немецкая маркировка, на это обозначение можете не обращать внимания, — объясняют специалисты. — Для белорусского потребителя важен класс вязкости (5W-40) и допуски, которые закрывают требования популярных у нас моделей BMW, Volkswagen, Mercedes, Porsche, Kia, Hyundai и других автомобильных марок.
По мнению представителей бренда, привязанность к данному маслу передается «по наследству» — от отца к сыну. Если кто-то рекомендовал использовать Liqui Moly, то в последующем водитель отдает предпочтение только этой марке.
Как заявляет производитель, малозольное масло Top Tec 4100 позволяет сократить вредные выбросы, совместимо с новейшими системами нейтрализации выхлопных газов, защищает двигатель от износа, а также обеспечивает быстрое поступление смазывающей жидкости к трущимся деталям при низких температурах.
Эталонный образец был предоставлен официальным поставщиком — компанией «ОБКстандарт», которая выступает партнером расследования этой публикации. В качестве предоставленного масла сомнений возникать не может. Но на всякий случай и уже по сложившейся традиции решили проверить буквенно-цифровой код. Результат — очевидный.
Оставалось закупить семь канистр. Почему именно столько? Мы посчитали, что в таком случае выборка будет репрезентативной и мы сможем приобрести банки и в торговых центрах, и на авторынках, и в интернет-магазинах, а также расширим географию закупок.
У импортера довольно жесткая ценовая политика. Так, для литровой канистры Top Tec 4100, которая нас интересует, рекомендованная розничная стоимость составляет 24,78 рубля. Как соблюдается требование поставщика, хорошо видно по данной позиции в каталоге: абсолютное большинство демонстрируют солидарность уже не одну неделю подряд.
Очевидно, что официалы мониторят и контролируют каталог Onliner, поэтому мы стали искать «литрушку» в интернет-магазинах по цене ниже рекомендованной. Несколько площадок предлагали канистры Top Tec 4100 на пару рублей дешевле. Подозрительно? Возможно. Так что стоит проверить...
В паре магазинов такой товар не нашелся или нам предлагали неприемлемые условия доставки («на следующей неделе», «заказная позиция»), словно не желая заморачиваться с проблемным клиентом.
С оперативностью заказа Top Tec 4100 в целом возникли проблемы. В конце концов нам удалось забронировать эту позицию в одном из интернет-магазинов по цене 23,53 рубля. Правда, пришлось съездить за канистрой самостоятельно в район станции метро «Малиновка».
Как только взяли банку в руки, испытали разочарование. Нет, с канистрой по внешним признакам, включая проверку по буквенно-цифровому коду (акциз выводил на ООО «ОБКстандарт»), все было нормально, и в этом как раз проблема. Мы рассчитывали на несколько иной результат.
На следующий день курьер еще одного интернет-магазина (смог доставить только «на завтра») привез аналогичную канистру Top Tec 4100 по указанному нами адресу. Цена была еще ниже — 23 рубля. Правда, доставка обошлась в пять рэ.
И снова наклейка с акцизом недвусмысленно указывала на официального поставщика.
Тогда решили изменить тактику и отправились в традиционные места продаж автопродукции. На открытой части рынка в Малиновке, где покупали подозрительный Elf, довольно быстро нашли «литрушку» Top Tec 4100. Местные зазывалы быстро взяли нас в оборот и вскоре за 25 рублей принесли нужную банку.
В спокойной обстановке проверили контрольную марку, которая указывала на официального поставщика. Хм...
Затем переместились в автомолл «Торговый мир „Кольцо“», где в одном из боксов нашли необходимую канистру Liqui Moly. Примечательно, что в этот раз цена также не сильно отличалась от рекомендованной — 24,5 рубля.
Традиционная наклейка от поставщика намекала на происхождение... Визирование по blank.bisc.by показало, что у нас в руках официальный продукт.
Следующей точкой, куда мы направились, стал торговый центр на ул. Тимирязева в Минске. Ранее корреспонденты Onliner тут тоже бывали и даже приобрели банку Mobil без акциза. На этот раз все прошло гладко, был куплен искомый продукт немецкого бренда за 25 рублей. Они что, все сговорились?
Уже на этой стадии стало очевидно, что поставщики, заявлявшие об отсутствии контрафакта на рынке Беларуси, оказались правы. Хотя мы честно пытались найти подозрительные канистры, но... Почему так произошло? Предложим свою версию в конце статьи.
Слабо веря в возможность нарваться на явный контрафакт, все же следовали заранее намеченному плану и отправились на рынок «Экспобел». В первом же боксе нам предложили Top Tec 4100 (литр — 25 р.). Наклейка и акциз тоже соответствовали белому товару.
Особо подчеркнем, что места для покупки выбирали самостоятельно и никого в маршрут не посвящали.
За седьмой канистрой отправились в Жодино, посчитав, что в регионах проблема может стоять острее. Напомним, герой предыдущей публикации купил вероятный контрафакт Elf как раз в этом городе.
Прямо на въезде обнаружили крупный автомагазин, на стеллажах которого стояли десятки канистр разных брендов. Искомый Liqui Moly — в том числе. Литр обошелся в 24,5 рубля. Совсем не удивились, когда контрольная марка вывела на официального импортера.
Повторимся, что на внешний вид банок моторного масла ориентироваться неправильно по нескольким причинам, главная из которых — каждая следующая партия канистр может отличаться от предыдущей.
Поэтому неровный шов и разнооттеночность этикеток совсем не означают, что перед вами фальшивка.
Впрочем, покупателям не остается ничего другого, как вертеть банки в руках, рассматривая внешние признаки. К этому процессу приступили в спокойной обстановке.
Но сколько ни пытались найти хоть какие-то отличия, это не удалось. Цвета этикеток совпадали, надписи — тоже. Маркировка на канистрах, крышки и прочие элементы не отличались от эталонной банки.
Единственное, что зацепило наше внимание, — это схожесть маркировок. Ощущение, что все канистры — чуть ли не из одной партии. Хотя, подчеркнем, закупали мы их в разных местах и даже городах.
Оставалась слабая вероятность, что контрафактчики при фальсификации моторных масел достигли «новых высот» и решили посягнуть на подделку контрольных марок. Конечно, в это не очень-то верилось. Но все же.
Все восемь банок с маслом Liqui Moly (эталон и семь купленных нами канистр) были переданы в запечатанном виде в Государственный комитет судебных экспертиз, который уполномочен проводить подобные исследования. Именно на основе заключений данной организации принимаются судебные решения, например, о конфискации партии поддельных канистр.
Как и в прошлые разы, само исследование состояло из двух этапов. Во время первого использовался метод газожидкостной хроматографии, когда образцы масел разделяются на компоненты. А детектор анализирует получившийся материал и регистрирует каждый из компонентов. На выходе получается хроматограмма (график), по которой эксперты делают окончательные выводы.
— Сравнение проводится по методу отпечатков пальцев, — рассказывает заместитель начальника главного управления специальных экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Сергей Качарский. — Подобно тому, как анализируются папиллярные рисунки на руках, так же сравнивается хроматографический профиль образцов моторного масла.
Вообще, для идентификации каждого компонента исследуемого образца требуются большие затраты, но для установления тождества двух техжидкостей этого не нужно. По всему миру в таких случаях принято использовать хроматографический метод.
— В данном случае заметно, что использовалась нефтяная основа, которая впоследствии подвергалась химическим процессам, например, гидрокрекинга или гидроочистки, — анализирует хроматограмму эталонного образца эксперт.
Оставалось сравнить графики образцов, взятых из семи купленных канистр, с эталоном. Очевидно, что они практически полностью совпадают. «Это означает, что основной химический состав одинаковый», — подчеркивает Сергей Качарский.
Вторую часть исследования эксперты проводили с применением метода тонкослойной хроматографии. В процессе определяется структурно-групповой состав исследуемых образцов.
Вкратце напомним технологию. На пластину с сорбентом наносят образцы исследуемого масла. Затем ее помещают в камеру с растворителями, где происходит процесс разделения компонентов: в зависимости от молекулярной массы вещества растягиваются по зонам. Чем они тяжелее — тем ниже располагаются. После этого пластину проявляют специальным реактивом. В итоге получается хроматографическая картина.
— В ультрафиолетовых лучах видим характерное свечение от старта. Восемь образцов масла имеют идентичную картину, — объясняет эксперт.
Как говорят в Государственном комитете судебных экспертиз, представленные на исследование образцы масел подвергались синтез-процессам и тождественны эталону.
«Образцы масел, представленные на исследование, совпадают по основному химическому составу с эталоном», — сказано в заключении экспертов.
Отметим, что это подтверждено по результатам двух этапов хроматографического исследования.
Liqui Moly на нашем рынке узнаваемый бренд, в чем немалая заслуга маркетинга. Однако сложности, с которыми мы столкнулись в процессе контрольной закупки, в частности оперативность доставки канистр, могли свидетельствовать о том, что у интернет-магазинов этого товара просто не было в наличии. А маркировка на банках, купленных в разных торговых объектах, говорит об их принадлежности к одной партии.
Логично предположить, что данный продукт ориентирован на узкий сегмент потребителей, готовых хорошо заплатить за моторное масло, учитывая его стоимость.
Напомним, рекомендованная поставщиком цена за литровую канистру Top Tec 4100 составляет 24,78 рубля. Для сравнения: аналогичная банка Total Quartz 9000 Energy, судя по нашему каталогу (на момент публикации), стоит от 14 рублей, Elf Evolution 900 SXR — от 15 рублей, Comma X-FLOW Type G — от 12,5 рубля.
Можно, конечно, сказать, что данные продукты позиционируются как бюджетные, а Liqui Moly занимает премиум-сегмент. Но в то же время «литрушка» Motul 8100 X-clean стоит от 22 рублей, а Shell Helix Ultra — от 20 рублей.
Зная конъюнктуру рынка, можно догадываться об объемах продаж Liqui Moly. Контрафактчики же ориентируются на массовый продукт и готовы подделать что угодно, но с одним условием: оно должно широко продаваться.
Ранее мы уже размещали список масляных продуктов, которые наиболее подвержены, по нашей информации, подделке. В прайс-листе с заниженными ценами, который рассылается «ипэшникам» и магазинчикам, обычно указана продукция Total, Shell, Elf, Castrol, а также оригинальные масла BMW, Toyota, Nissan, Mazda, VAG.
Благодарим ООО «ОБКстандарт» за помощь в подготовке публикации.
Моторные масла в каталоге Onliner
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by