UPD
08 февраля 2019 в 8:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка

Премиум-синтетика или обычная «минералка»? Исследование масел Mobil

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка

Самой дорогой партией масел, купленной во время расследования Onliner, стали канистры Mobil. Это неудивительно, поскольку речь идет о премиум-продукте. Американский производитель часто задает тон на рынке, чем вызывает восторженные отзывы профессионалов. Даже неспециалисту по расшифровке хроматограмм масел заметно: это продукция высокого уровня. Но что продается под видом моторного масла от именитой компании в Беларуси? Уж не выдают ли банальную «минералку» за продукт высшего потребительского свойства? Увы, выводы эксперта были однозначными.

Mobil 1™ ESP Formula 5W-30. Что это за масло?

Честно говоря, нам на ходу дважды пришлось переигрывать условия по исследованию масел Mobil. Сначала на одном из рынков всучили совершенно другой продукт, более дешевый.

А когда, казалось, уже закупились всеми банками, заметили отличие в названии. Разница лишь в одном слове, но речь идет о разных маслах. Впрочем, обо всем по порядку.

— Купленный в итоге продукт Mobil 1™ ESP Formula 5W-30 пользуется высоким спросом на рынке и является наиболее популярным из линейки легкомоторных масел Mobil, — отмечают представители компании «Армтек», которая выступает партнером расследования.

Как заверяет производитель, данное масло рекомендуется для всех типов моторов современных легковушек и особенно «для высокоэффективных бензиновых и дизельных двигателей, использующихся в последних моделях легковых автомобилей, внедорожников и микроавтобусов».

— Это правда, — подтверждают специалисты. — В Mobil 1™ ESP Formula 5W-30 включены современные официальные допуски и одобрения, которые охватывают почти весь автопарк большого города: BMW-Longlife 04, MB Approval 229.31/229.51, Volkswagen 504 00/507 00, Porsche C30, Chrysler MS11106, Peugeot Citroen Automobiles B71 2290/ B71 2297.

Тем не менее изначально мы планировали анализировать Mobil 1™ ESP 5W-30, который выпущен для замены Mobil 1™ ESP Formula 5W-30 (как сказано на некоторых сайтах дилеров России).

— Добавили последний допуск Mercedes-Benz 229.52, допуск General Motors Dexos 2. Пропал допуск BMW/Chrysler. К чему это все? — комментируют в «Армтек». — Производитель не может и не должен говорить, что Mobil 1™ ESP 5W-30 является заменой Mobil 1™ ESP Formula 5W-30, так как это явно другой продукт. По физико-химическим параметрам он стал более энергосберегающим, поскольку имеет более низкое значение кинематической вязкости.

«Опять Mobil 1™ выдает передовое, высокотехнологичное масло, не похожее ни на одно масло другого бренда. Основные изменения по сравнению со старой ESP Formula такие — еще чище и синтетичнее базовые масла, еще выше моющие/нейтрализующие свойства, еще больше запас до сработки, еще больше экономии топлива», — сказано в выводе Oil Club, который проводил исследование продукта.

Для справки: допуск MB 229.52 разработан специально для последнего поколения дизельных двигателей Daimler AG, оснащенных технологией BlueTEC уровня Eвро-6. Компания Mobil первой в мире получила официальное одобрение MB 229.52, второй стала «Лукойл».

Около полугода эти два производителя были единственными, кто имел новейший официальный допуск Mercedes.

— Естественно, популярность продукта не связана с наличием допуска Mercedes Евро-6, поскольку таких автомобилей в Беларуси, мягко говоря, маловато, — считают специалисты. — А вот наличие массовых допусков VW 505.00/507.00, более актуальных для возрастного парка GM Dexos 2, и почти народного MB 229.51 делают его чрезвычайно популярным в нашем регионе.

Одобрения Mobil 1™ ESP Formula 5W-30 Одобрения Mobil 1™ ESP 5W-30
MB 229.31 и MB 229.51 MB 229.31 и MB 229.51
  MB 229.52
Volkswagen 504 00/507 00 Volkswagen 504 00/507 00
  GM dexos2
Porsche C30 Porsche C30
PSA B71 2290/B71 2297  PSA B712290 
Chrysler MS-11106  
BMW Longlife 04  
Mobil 1™ ESP Formula 5W-30 превосходит или соответствует следующим требованиям Mobil 1™ ESP 5W-30 превосходит или соответствует следующим требованиям
ACEA C2, C3 ACEA C2, C3
API SM / SN API SN, SM,
JASO DL-1
Mobil 1™ ESP Formula 5W-30 обладает следующим уровнем свойств согласно данным ExxonMobil Mobil 1™ ESP 5W-30 обладает следующим уровнем свойств согласно данным ExxonMobil
API CF  API CF
Volkswagen 502 00 / 503 00 / 503 01  Volkswagen 502 00 / 503 00 / 503 01
 Volkswagen 505 00 / 506 00 / 506 01  Volkswagen  505 00 / 506 00

Три купленные канистры Mobil пришлось исключить из исследования

При покупке масел корреспонденты Onliner изображали из себя обычных покупателей, демонстрировали фото нужной канистры на экране смартфона и следили за реакцией продавцов. Она была разной: кто-то честно признавался, что такую банку видит впервые, кто-то судорожно искал соответствия в каталогах.

А в одном из магазинчиков автомолла «Торговый мир „Кольцо“» нам стали предлагать совсем другое масло.

— FE... Ну это старая банка, вы знаете? — продавец бегло глянул на экран смартфона, который мы протянули.

— А у вас новая?

— Угу...

В подтверждение продавец продемонстрировал нам 5-литровую канистру Mobil Super 3000 X1 Formula FE: «Full economy... Formula FE. Все эти допуски ваши будут».

— А литровая банка есть? — решили, что в подобной ситуации может оказаться любой покупатель и надо разыгрывать роль обывателя до конца.

Канистра обошлась нам в 22 рубля. Подчеркнем, что Mobil — самое дорогое масло, которое приобреталось во время расследования Onliner.

Напомним, сразу после покупки каждой банке присваивался порядковый номер (в данном случае — №10), затем предстояла проверка по банку данных blank.bisc.by, который указывает на организацию или предпринимателя, получившего акцизные марки (для импорта). Эти сведения позволяют предположить, официальный продукт перед нами или подозрительный.

Отметим, что официальным поставщиком Mobil в Беларусь (судя по сайту производителя) является только ОДО «Гамма плюс». Акциз канистры №10 вывел именно на эту организацию.

Поначалу решили внести изменения в расследование и покупать это же масло, раз уж новую-старую банку ESP 5W-30 найти сложно. В сущности, какая разница (как впоследствии выяснилось, она все же есть)?

Банка №8 (Mobil Super 3000 X1 Formula FE) также была приобретена в автомолле «Торговый мир „Кольцо“», но в другом магазинчике. Понять, во сколько обошлась «литрушка», сложно, так как в этом павильоне покупался еще и GM. Общая сумма чека составила 33 рубля.

— Mobil Super 3000 X1 Formula FE не имеет ничего общего (кроме вязкости 5w-30) с Mobil 1™ ESP 5W-30 и Mobil 1™ ESP Formula 5W-30, — прокомментировали позже специалисты. — Это масло предназначено для автомобилей азиатских и североамериканских производителей. Имеет допуски Ford и так необходимые азиатским автомобилям A5/B5, которые заточены под экономию топлива. Но нет высокоэкологичных допусков MB/VW/BMW, которые актуальны для нашего региона.

Разумеется, эти две банки по указанной выше причине из исследования были исключены. Деньги оказались потрачены впустую... Не только нам наука: внимательно читайте информацию о допусках и не слушайте советчиков по ту сторону прилавка.

Переехав в ТЦ, расположенный на ул. Некрасова, все же нашли нужный нам продукт. Канистра обошлась в 21 рубль 50 копеек (кстати, в соседней точке такая же с виду банка продавалась на 10 копеек дешевле).

Емкость получила 13-й порядковый номер, а акциз привел к «Белтехноойл», на сайте которой указано, что компания является «официальным представителем торговых марок „Волга-Ойл“, „Sintec“, „Sibiria“».

Во время исследования масел Elf и Total нам уже попадались контрольные марки, выводившие на данную организацию. В канистрах якобы французского производителя оказалось минеральное масло.

Однако и эта канистра была отклонена, хотя как раз она единственная по внешним признакам вроде бы соответствовала эталону. Уже после закупки обнаружили несоответствие (ESP — ESP Formula). Обратились за пояснениями к специалистам, а те прокомментировали разницу. Что делать, раз уж большинство купленных банок оказались ESP Formula? Решено было исследовать именно это масло, а образец №13, увы, исключить.

Эти три банки были исключены из исследования: масло Mobil Super 3000 X1 Formula FE (№№8 и 10) предназначено для автомобилей азиатских и североамериканских производителей, а Mobil 1™ ESP 5W-30 (№13) — слишком новый продукт для нашего рынка и найти его оказалось затруднительно

синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 1 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 1 л
Снят с продажи
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, 1 л

Покупка нужного масла и проверка акцизов

В качестве эталонного образца была выбрана канистра масла, купленная на одной из заправок. Да, на АЗС найти продукцию именитых брендов сложновато, но с Mobil нам повезло. А поскольку над душой не стоял продавец-бегунок, то воспользовались возможностью спокойно проверить код, указанный на акцизах, не доходя до кассы. Во всех случаях был один результат — «Гамма плюс», то есть официальный поставщик данного масла в Беларусь.

Отметим, что цена за банку официального Mobil 1™ ESP Formula 5W-30 объемом один литр составила 27,47 рубля.

Не без труда нашли данный продукт на рынках и в торговых центрах Минска. В частности, в ТЦ на ул. Уборевича, где приобрели образец, получивший 17-й порядковый номер.

— При транспортировке лопнуло кольцо крышки. Она даже не вскрывалась, отдадим за 15 рублей. А так стоит более 20 рублей, — объяснял продавец.

— Разница только в этом?

— Да! Как раз повезло вам...

Проверка контрольной марки через blank.bisc.by вывела на ООО «ДоронЗапчасть». Поисковая система подсказала, что следует обратиться на сайт Nikey.by. Там сказано: «Свою работу на рынке продажи запчастей для автомобилей компания Nikey начала в 2010 году. За это время нам удалось не только наладить тесные партнерские отношения с ведущими поставщиками мира, но и обзавестись большим количеством постоянных клиентов».

Переместившись в торговый центр, расположенный на ул. Тимирязева, совершили самую странную покупку. Нам продали литровую канистру Mobil без акциза. На крышке банки, получившей 20-й порядковый номер, имелась только наклейка «New». Отковырнули ее, но нет — контрольной марки не обнаружилось. Стоила безакцизная канистра 28 рублей!

Проверить, кто поставщик, стало быть, невозможно. Тем интереснее, что покажет экспертиза.

В другом павильоне этого же торгового центра нам продали аналогичную банку масла Mobil (в рамках расследования присвоен 18-й порядковый номер), но теперь за 22 рубля. Акциз получен... ООО «Город масел».

Именно эта организация фигурировала в материалах судебного дела о конфискации большой партии масел Elf и Total.

Экспертиза установила, что под видом полусинтетики и синтетики продавалась обычная «минералка».

Сравниваем этикетки, канистры, шрифты

Прежде чем передать образцы для исследования, по традиции сверяем внешний вид канистр. Все банки, кроме одной, очень похожи. Образец №18 (ООО «Город масел») имеет явные отличия, начиная от более светлого оттенка лицевой этикетки и другой верстки и заканчивая изображением гоночного автомобиля, чего нет на других канистрах. Вместо фразы «Maintains Fuel Economy» указано «Advanced Full Synthetic».

Как нам пояснили поставщики, возможно, это старый дизайн этикетки. Внешний вид канистр так часто меняется, что уследить порой сложно даже специалистам.

Что касается остальных трех банок, то отличия не столь заметные. Возле обозначения вязкости «5W-30» у эталона и №20 (без акциза) имеется тень. У №17 (ООО «ДоронЗапчасть») такого нет.

У эталона и №17 маркировка «1L» имеет более явное контурное обозначение.

Крышка эталонного образца имеет особенность — каждый четвертый зубчик длиннее, чем другие. Кроме того, в глаза бросается цветовая палитра. Оттенки крышек у разных образцов варьируются от салатового до темно-зеленого.

Поворачиваем банки торцом к себе. Шкала индикатора уровня масла как будто бы не отличается. Но заметна разница в маркировке «ml»: буква «l» то с хвостиком (№№17 и 18), то без (у эталона и №20).

Контрэтикетка. Бросается в глаза сиреневый цвет №18. Опять-таки разница в упаковке?

Наклейка трех образцов (эталона, а также №№17 и 20) имеет разные оттенки зеленого, а по обозначению «5W-30» можно увидеть разницу в шрифтах, начертаниях и межбуквенном интервале.

На самой канистре под наклейкой (у трех образцов — эталона и №№17, 20) размещены номер партии и дата, по которым очевидно несоответствие шрифтов и начертаний.

Дно банки вряд ли что-то скажет обывателю. Разве что у №17 имеется буква S, взятая в ромбик. В остальном — отличия минимальные.

Наконец, разливаем содержимое по прозрачным стаканчикам. Цвет у эталона явно более темный, у №18 (ООО «Город масел») чуть светлее. Образцы №№17 и 20 (ООО «ДоронЗапчасть» и безакцизное соответственно) еще более светлые.

Остается принюхаться. Содержимое банок №№17 и 18 имеет, как нам показалось, пластиковый запах, «аромат» №20 напомнил мазь Вишневского. Труднее всего описать ощущение после вдыхания паров эталонного образца: какая-то сложная химия...

Экспертиза: существенная разница

Четыре канистры Mobil 1™ ESP Formula 5W-30 (эталон и три купленные нами банки — №№17, 18 и 20) были переданы в Государственный комитет судебных экспертиз. Процедура оформляется официально, описывается внешний вид канистр. В частности, специалисты делают отметки о том, запечатаны ли крышки и пр. Только после этого начинается исследование. Подчеркнем, эксперты видели лишь номера образцов, а вот о содержимом заключение предстояло сделать им самим.

Напомним, исследование моторных масел было разделено на два этапа. Во время первого использовался метод газожидкостной хроматографии. Специальный прибор (хроматограф) исследует масло, разделяя пробу на компоненты. На финише детектор регистрирует каждый компонент. Получившийся результат оформляется в виде хроматограммы (графика), которая требует комментариев экспертов. Непосвященному человеку график ничего не скажет, но для специалиста каждый пик (читай: вещество) — информация к размышлению.

Как объясняют эксперты, гребенки пиков веществ соответствуют неразделенным высококипящим углеводородам. При анализе учитывается симметрия и ширина гребенки пиков, особое внимание обращается на отдельные пики.

В данном случае разница довольно существенная. Один график (эталонного образца) заметно отличается от трех других. «Мощные» пики как бы сами заявляют о высоком качестве. У остальных профиль получился взъерошенным, неаккуратным: пики, словно вихры, торчат в разные стороны.

— Очевидно, что в состав первого образца (эталона) добавлен синтетический компонент, а минеральная основа прошла очистку, — анализирует полученный результат Сергей Громыко, главный эксперт отдела исследования нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов Государственного комитета судебных экспертиз. — Об этом, в частности, свидетельствует целый набор хорошо разделенных пиков веществ, которые входят в состав синтетических компонентов масла.

По словам специалиста, гребенка пиков у образцов №№17, 18 и 20 (ООО «ДоронЗапчасть», «Город масел» и банка без акциза) характерна для минеральных масел. В начале графика «выбиваются» парафины.

Сверху вниз: эталонный образец, №№17, 18 и 20 (ООО «ДоронЗапчасть», «Город масел» и канистра без акциза)

Второй метод (тонкослойной хроматографии) позволяет определить структурно-групповой состав данных масел. На пластину с сорбентом наносят образцы исследуемого масла. Затем ее помещают в камеру с растворителями, где происходит процесс разделения компонентов: в зависимости от молекулярной массы входящие в состав масла вещества растягиваются по зонам. Чем они тяжелее — тем ниже располагаются. После этого пластину проявляют специальным реактивом. В итоге получается хроматографическая картина.

— Обратите внимание, какая существенная разница, — подчеркивает Сергей Громыко. — У оригинала структура окрашена лишь розовыми пятнышками, что говорит о незначительном содержании в образце ароматических углеводородов, оставшихся после очистки минеральной основы. Наличие вытянутой от старта и отличающейся от фона пластины бесцветной зоны неправильной формы свидетельствует о присутствии в образце пакета синтетических присадок. У остальных трех образцов (№№17, 18 и 20), напротив, факелообразная форма. Видны зоны коричневого, зеленоватого и бурого цветов, что свидетельствует о наличии полиароматических и гибридных углеводородов. Такая картина типична для обычного минерального масла, не прошедшего гидроочистку и не содержащего в своем составе пакета присадок.

Слева направо: эталонный образец, №№17, 18, 20 (ООО «ДоронЗапчасть», «Город масел» и канистра без акциза) и дизтопливо

Характерно, что выводы эксперта коррелируют с оценкой Oil Club: сложная технология обработки, пакет присадок, соответствующая стоимость.

Вывод: оригиналу не соответствует ни один образец

Образцы масел №№17, 18 и 20 (ООО «ДоронЗапчасть», «Город масел» и банка без акциза) отличаются по качественному химическому составу от образца, предоставленного в качестве эталона, сказано в заключении экспертизы.

— Все образцы, кроме эталона, представляют из себя обычные минеральные масла, которые не прошли должной обработки и не содержат в своем составе пакета синтетических присадок, — подытоживает Сергей Громыко. — Заливать содержимое данных канистр (№№17, 18 и 20) рискованно для двигателя современного автомобиля. Это может привести к преждевременным поломкам мотора.


Всего во время расследования Onliner было приобретено около 20 литровых канистр моторных масел. Часть из них по разным причинам мы отклонили от исследования. Экспертизу прошли 19 образцов (включая четыре эталона), что достаточно для оценки ситуации на рынке. А теперь внимание: лишь два (!) масла оказались оригинальными, причем одну банку мы умышленно включили как проверочный образец, так как она была поставлена официальным импортером. Кажется, ситуация не требует особых комментариев... Но продолжение следует.

Дополнено

После выхода публикации в редакцию Onliner поступило сообщение от представителей ООО «ДоронЗапчасть». Напомним, контрольная марка, размещенная на одной из банок Mobil, вывела на данную организацию. Приводим комментарий полностью:

«Компания Nikey.by (ООО „ДоронЗапчасть“) является интернет-платформой, где можно заказать любую автозапчасть (техническую жидкость) по номеру детали. На сайте собрано большое количество предложений от разных поставщиков с разными сроками / ценами / вероятностью поставки. Nikey.by поставляет автозапчасти оптом и в розницу, и, соответственно, для розничных клиентов на сайте одни цены, а для оптовых клиентов — другие. Отличие заключается не только в ценах. Для розничных клиентов на сайте выводится информация только от проверенных поставщиков/дилеров, которые зарекомендовали себя только с положительной стороны и проверены временем. Для оптовых покупателей под их авторизацией на сайте выводится расширенное предложение по поставщикам, в поиске участвуют новые поставщики без статистики либо поставщики с долгим сроком поставки, но с интересными ценами. Бывают также ситуации, когда мы отключаем какого-либо поставщика (например, был замечен в контрафакте). Через некоторое время этот же поставщик попадает в базу под новым названием, но продукция остается прежней.

Оптовые клиенты предупреждены и знают, с чем могут столкнуться, заказывая заведомо дешевое предложение. Для клиентов предусмотрена процедура возврата некачественного товара, пересорт/контрафакт, а мы на основании полученной информации постоянно удаляем таких поставщиков из базы. Есть уникальная база (https://kontrafakta.net/), где автолюбители и профессионалы обмениваются информацией о контрафакте и выявляют отличительные особенности оригинала от подделки. Проблема контрафакта может касаться любого бренда и группы товаров, мастерство подделки растет с каждым днем. Из-за некачественного товара появляется много лишней работы, но мы с энтузиазмом подходим к процессу удаления из базы недобросовестных поставщиков».

Моторные масла в каталоге Onliner

Предыдущие публикации в рамках расследования:

Благодарим за помощь в проведении расследования компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком ряда моторных масел.

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by