Раз-два за год появляются новости о том, что жизнь велосипедистов, а теперь и любителей самокатов и всего такого прочего, становится все лучше и лучше. Вполне возможно, что есть данные, которыми то и дело машут перед носом изумленных туристов, о том, что в Минске постоянно увеличивается протяженность велодорожек и вообще такие экологичные, безопасные, модные маршруты оплели всю столицу густой сетью. На деле же этот город велосипедистов пока не жалует, то и дело расставляя у них на пути почти непроходимые ловушки.
Оказывается, недостаточно строить широкие и просторные улицы и проспекты. Пространством нужно распорядиться так, чтобы было удобно всем категориям жителей, иначе изначальное благо превращается в настоящее проклятие и, отрезанные широкими полосами асфальта, целые микрорайоны оказываются в изоляции.
Для примера проследуем по проспекту Независимости в направлении выезда из города. Подающая надежды часть столицы, застраивающаяся новыми микрорайонами. Сюда тянется ниточка метро, а в объявлениях о продаже квартир громко рассказывают о близости проспекта и МКАД. Водители рады, хоть иной раз подолгу стоят в пробках. У остальных жителей этой части города поводов для радости куда меньше.
Проспект разделил эту часть столицы надвое, а кольцевая отрезала ее от всего остального Минска.
Итак, чтобы выехать на велосипеде в город, объявив себя приверженцем здорового образа жизни, движемся по проспекту Независимости — самый прямой, самый логичный маршрут. Велодорожки нет, но тротуар достаточно широкий и почти ровный — не станем придираться. Все идет хорошо до того момента, пока тротуар не упирается в развязку проспекта и минской кольцевой. Два съезда, два выезда, бесконечный поток автомобилей. Четыре участка, где тротуар пересекается с проезжей частью, но нигде нет и намека на пешеходный переход либо велопереезд.
Кажется, что такое просто невозможно. Если есть тротуар, то у пешеходов должна быть возможность безопасно пересечь проезжую часть, верно? Формально такая возможность есть. Вообще-то, пешие участники дорожного движения обязаны перебираться через дорогу в специально отведенных местах, но в Правилах дорожного движения есть и оговорка (п. 17.3): «При отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств».
Прочитали? Наверняка представили себе деревенскую дорогу, где никому и в голову не пришло нарисовать «зебру» — зачем, если автомобилей там почти не бывает.
А что делать на пересечении МКАД и главного проспекта столицы? Неужели и здесь обозначенный переход совсем-совсем не нужен?
Но других правил на такой случай, кажется, нет. Пешеход, велосипедист, человек на самокате или моноколесе имеют право пересечь дорогу где попало (но по кратчайшей траектории), раз в пределах видимости нет никакой другой возможности сделать как-то иначе, безопаснее.
Велосипедисты, кстати, могут даже не спешиваться, ПДД обязывают это делать только на пешеходном переходе (п. 151).
Работает это так: человек останавливается у края проезжей части и напряженно смотрит по сторонам. Машины движутся плотным потоком, интенсивность движения здесь высокая. Перехода нет, соответственно водители не обязаны никого пропускать. Изредка попадаются те, кто останавливается, — спасибо. Тех, кто этого не делает, обвинить в чем-либо трудно: во-первых, действительно же не обязаны, а во-вторых, многие опасаются того, кто едет следом. Ты затормозил, чтобы пропустить велосипедиста, а другой водитель этого не ожидал — кому нужны эти проблемы?
Соответственно, задача пешехода или велосипедиста — дождаться, когда машин будет поменьше, и проскочить на другую сторону, не создав при этом препятствия автомобилистам. Какой-то нелепый парадокс: самые незащищенные участники дорожного движения оказываются в самой рискованной для себя ситуации.
Хотите выехать из Уручья в центр города? Четыре раза рискните жизнью по дороге в одну сторону и еще четыре, когда будете возвращаться.
Она есть. Самый удобный вариант — ехать через улицы Всехсвятскую и Калиновского. Правда, прибавите к дистанции в общей сложности километров пять за одну такую покатушку. Много это или мало — у каждого свое мнение на этот счет.
Другой вариант — объезжать через ПВТ, по улице Академика Купревича. Почувствуете пульс на затяжном по городским меркам подъеме, а кольцевую придется пересекать по подземному пешеходному переходу — велосипедисты знают, насколько это увлекательное занятие.
Кто-то вспомнит пешеходный мост возле гипермаркета «Корона». Тоже вариант, только с велосипедом нужно будет не спускаться под землю, а наоборот, подниматься.
В любом случае чтобы просто выехать в город, вам придется страдать: либо рисковать, перебегая дорогу, либо наматывать круги и тащить велосипед по ступеням.
А почему дворы, где среди деревьев на обустроенных площадках могли бы играть дети, превратились в сплошные стихийные парковки? Почему ремонтируют не дороги, а ямы? Ответ все знают — потому что.
Вместо пешеходных переходов на развязке проспекта Независимости и МКАД установили знак, предупреждающий об опасности. Причем он даже установлен так, чтобы в первую очередь его видели те, кто движется по тротуару. Их безопасность — это их проблема.
И можно долго рассуждать о том, что поток автомобилей здесь куда больше, чем поток пешеходов и велосипедистов. Что, появись тут «зебра», люди стали бы менее осмотрительными, смелее шли через дорогу, в то время как водители на этом участке ездят на большой скорости — мало ли.
Проблема требует более тонкого решения, но куда проще оставить все как есть. Не объясняйте, мы привыкли.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by