В расследовании Onliner настал черед крепких середнячков, как мы назвали очередную пятерку антифризов. Нам в руки попали канистры из хорошего пластика, со шкалой индикации уровня жидкости, даже цвет красителя совпал! Хотя куплены банки были в разных местах и по разной стоимости — в строительном гипермаркете за смешные 4 с лишним рубля, чуть дороже в специализированном торговом центре и на заправке почти за 10 рублей. В любом случае все они неминуемо попали в аккредитованные лаборатории двух организаций. Так в чем разница?
Повторимся, антифризы приобретались в разных местах Минска. Дело в том, что поддельных канистр охлаждающих жидкостей (в отличие от моторного масла) эксперты ни разу не встречали. В то же время рынок переполнен суррогатами. Эти продукты могут иметь красивое название, отличную упаковку, но содержать внутри жидкость, заливать которую в радиатор будет как минимум неосмотрительно.
Поэтому крайне важно знать, что именно вы приобретаете, а не в каком торговом объекте. В идеале покупатель знает бренд, маркировку антифриза (G11, G12, G13 и т. д.) и примерную стоимость. Цвет охлаждающей жидкости не имеет никакого значения, краситель просто призван помочь обнаружить утечку.
Нас интересует готовый продукт в канистрах объемом 1 литр, массой 1 кг или около того, который промаркирован как G12 или схожим образом.
Зашли на АЗС United Company, и взгляд сразу остановился на канистрах желтого, оранжевого и зеленого цвета, продающихся под брендом Luxe. Упаковка словно кричит: возьми меня!
Цена у данной охлаждающей жидкости существенно выше, чем у многих купленных нами антифризов. Банка весом в 1 кг и с маркировкой G12+ обошлась нам в 9,9 рубля. Контрольная марка, которую мы не преминули проверить, вывела на СООО «Юнайтед компани». Тут ничего подозрительного. Все кажется логичным.
Антифриз под брендом GreenCool примелькался и продается на рынке давно. Тем интереснее проверить, что скрывается за плотным пластиком. Килограммовая банка куплена в интернет-магазине за 5,61 рубля. С помощью сайта blank.bisc.by устанавливаем, что контрольный знак выдан СООО «М-Стандарт».
Судя по kartoteka.by, это предприятие зарегистрировано в Минском районе более 11 лет назад. Оно имеет в своей доле иностранный капитал и специализируется на выпуске охлаждающих жидкостей. Опять-таки характерная ситуация: производитель и поставщик в одном лице.
Антифриз Felix произведен в Дзержинске (Нижегородская область), где находится скопление изготовителей охлаждающих (и не только) автомобильных жидкостей. Одна поправочка: бренд известен гораздо лучше, чем многие другие ноунеймы из того же российского города.
Банку Felix с маркировкой 1 кг нашли за 5,16 рубля в гипермаркете ОМА. Контрольный знак выдан ООО «Боникс Авто Плюс». Эта компания не новичок на рынке. Зарегистрирована в 2010-м в Минске, получила ряд сертификатов и деклараций о соответствии (в том числе на техжидкости Champion), активно участвует в тендерных поставках.
Нехарактерного для антифриза черного цвета банка X-Freeze была приобретена за 4,3 рубля в том же строительном гипермаркете. Импортер, если информация, указанная на контрольном знаке, верна, — также ООО «Боникс Авто Плюс».
Пятым участником этой партии охлаждающих жидкостей стал антифриз ROLF. Куплен за 6 рублей в одном из павильонов ТЦ «Автоград» (Ждановичи).
Проверка по blank.bisc.by выявляет, что товар поставлен ЧТУП «АвтоКиликия». Тут уместно напомнить о публикации про пять антифризов, одинаковых с лица. Тогда экспертизе была подвергнута продукция предприятия, находящегося в Колядичах. Мы обнаружили связь между тремя организациями: ПТЧУП «КиликияПлюс», ЧТУП «АвтоКиликия» и ЧТУП «К плюс АВТО».
Брать в руки канистру Luxe приятно. Чувствуется добротный пластик. Но когда вспоминается цена почти в 10 рублей, умиление заканчивается и включается поисковый алгоритм: за что?
Оформление логотипа нам очень напомнило символ известного немецкого производителя автохимии.
На лицевой этикетке несколько важных обозначений, которые влекут определенные обязательства (помните про груздя, которому приходится лезть в кузов?): G12+, LONG LIFE и 1 KG.
Чуть больше данных содержится на контрэтикетке. Во-первых, хочется отметить, что есть перевод на белорусский язык (это приятно). Во-вторых, указан классический для антифризов состав (деминерализованная вода, этиленгликоль, пакет присадок, краситель). В-третьих, обозначен температурный режим окружающей среды, при котором «жидкость обеспечивает надежную работу системы охлаждения», — от −40 до +50 °C.
— Заявлен интервал замены в пять лет, что довольно смело, — комментирует Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Температура начала кристаллизации напрямую не указана. В качестве изготовителя значится АО «Делфин индастри», известное российское предприятие (г. Пушкино, Московская область).
Оно позиционирует себя как «одно из крупнейших предприятий в России по блендингу и фасовке автомобильных масел, смазок, технических жидкостей, автокосметики, автохимии».
Отметим, что для бренда Luxe создан отдельный сайт, на котором кроме антифризов представлены моторные масла, тормозные и стеклоомывающие жидкости и пр.
Белорусский антифриз под названием GreenCool существует на рынке далеко не первый год, хотя найти этот продукт нам удалось с трудом. Впрочем, сейчас нас интересуют не вопросы дистрибуции, а исследование этикетки.
Вот основные моменты: маркировка — G12, вес — 1 kg, ссылка на британский стандарт.
— На лицевой этикетке заверяется, что это охлаждающая жидкость №1 в Беларуси. На сайте предприятия сказано, что антифриз таковым был признан в одном из конкурсов пару лет назад. Подобная информация часто используется производителями в маркетинговых целях, — рассматривает этикетку Евгений Рязанов. — А на контрэтикетке сообщается: произведено по лицензии и под контролем Chamäleon GmbH. Это авторитетный немецкий изготовитель.
Что же касается СООО «М-Стандарт», то среди специалистов предприятие известное, регулярно получает сертификаты и декларации соответствия на охлаждающие жидкости. Например, последний документ оформлен на антифризы Glysantin, GreenCool и Samson. На сайте изготовителя содержатся ссылки на громкие бренды — BASF, Chamäleon GmbH, Verband der Automobilindustrie e.V.
Очередной крепыш — антфриз Felix. Бренд в Беларуси на слуху. Охлаждающая жидкость произведена в Дзержинске (Нижегородская область). Мы уже как-то упоминали, что этот город, в котором сейчас живет около 230 тыс. человек, во времена СССР являлся крупнейшим центром химического производства. В наследство осталось множество предприятий, часть которых выпускает автомобильные жидкости.
Многие дзержинские изготовители антифризов неизвестны, информации о них в сети минимум, но это не об ООО «Тосол-Синтез-Инвест». Организация, как сказано на сайте, основана в 1993 году и «является лидером среди российских компаний по производству охлаждающих, тормозных и стеклоомывающих жидкостей, а также выпускает колодки и фильтры».
— Качественная канистра отличается уникальной формой. Это можно считать попыткой выделить продукт среди других, — анализирует упаковку начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Заметно, что в описании используются грамотные формулировки. Впечатляет и упоминание, что антифриз прошел испытания на соответствие ряду международных стандартов.
Заметим также, что обозначен температурный диапазон — от –40 до +108 °C. Упоминается пробег в 250 тыс. км (вероятно, как межсервисный интервал) и термин carbox как отсылка к карбоксилатным присадкам.
В роли темной лошадки в этой партии выступала охлаждающая жидкость X-Freeze. Не только потому, что канистра выполнена из пластика черного цвета. Производитель, в качестве которого на контрэтикетке заявлено ООО «Синтез-Пак» (г. Дзержинск, Нижегородская область), не так хорошо известен в Беларуси. На его сайте упоминается три продукта: тосол «Полярник», тормозная жидкость SuperDOT 4 и, собственно, антифриз X-Freeze.
— Красным выделена фраза о суперцене и экономии в 20%, — обращает внимание Евгений Рязанов. — Традиционной маркировки «G12» я не вижу, но есть «Red 12», что может родить ассоциацию с классификацией, принятой Volkswagen. Состав? Ожидаемая информация: моноэтиленгликоль, обессоленная вода, присадки и добавки. Обещано, что жидкость можно использовать при температуре окружающей среды до минус 40 °C.
А вот продукция от ROLF (не путать с автодилером из РФ) — это заявка на премиум. Немецкий производитель моторных масел, который в особых представлениях не нуждается, изготавливает также охлаждающие жидкости.
— Заметно, что в упаковку производитель вложился: на лицевой этикетке имеется интересный голографический эффект, с двух сторон канистры есть рельефное обозначение бренда, — комментирует начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Что же касается технической информации, то она стандартная, в описании используются типичные формулировки, присутствует обозначение температуры в минус 40 °C. А вот место производства, судя по контрэтикетке, обозначено двояко: упоминается и немецкий, и российский адрес.
Увидеть содержимое канистр до передачи в Государственный комитет судебных экспертиз нам не удалось. Банки были переданы в закрытом виде, что отмечено в протоколе испытаний. Антифризы исследовали с помощью метода газожидкостной хроматографии. Прибор анализировал пробу, разделяя ее на компоненты. Затем детектор регистрировал их. Цифровая картинка получалась в виде хроматограммы.
Подчеркнем, что среди специалистов этот метод считается весьма достоверным при определении основного химического состава.
— В образце №18 (Luxe. — Прим. Onliner) кроме воды и этиленгликоля обнаружены глицерин и 2-этилгексановая кислота, — рассказывает Павел Шендик, заместитель начальника отдела химических исследований веществ неизвестной природы Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз. — Косвенным образом 2-этилгексановая кислота указана в составе, поскольку может использоваться в качестве присадки. А вот глицерин никак не задекларирован. Причем он присутствует не на уровне микропримеси, а в том же объеме, что и в образцах охлаждающей жидкости, где его четко обозначают.
Следующим исследовали образец №19 (GreenCool). Там тоже обнаружены 2-этилгексановая кислота и глицерин. Однако с одним «но»: формулировка «водно-гликолевая смесь» предполагает, что глицерин может присутствовать. По мнению эксперта, говорить о том, что этот компонент на этикетке не указан, нельзя.
Как отмечает Павел Шендик, образец №20 (Felix) исследовался несколько раз, поскольку и там был обнаружен глицерин. Дополнительное исследование понадобилось для определения его количества. «Достоверно можно сказать, что глицерин присутствует на уровне микропримеси», — констатирует эксперт.
А вот у образца №21 (X-Freeze) присутствие глицерина (также не указанного в составе на этикетке) нельзя называть погрешностью или случайностью. «Считаю, что такое количество могло бы быть указано. Хотя на этикетке этого нет», — замечает наш собеседник.
К образцу №22 (ROLF) никаких претензий у экспертов нет. Состав полностью соответствует указанному на упаковке: вода, этиленгликоль и 2-этилгексановая кислота (используется в качестве присадок).
После этого все охлаждающие жидкости были опечатаны специальной защитной наклейкой (при попытке сорвать ее появляется надпись «Вскрыто») и переданы в научно-исследовательскую испытательную лабораторию гидропневмосистем и нефтепродуктов БНТУ. Это орган по сертификации, который уполномочен проводить исследования технических жидкостей, в том числе антифризов.
— Испытания проводились по двум показателям, — напоминает Дмитрий Жилянин, старший научный сотрудник лаборатории. — По водородному показателю (pH) все образцы соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза (ТС).
Что же касается температуры начала кристаллизации, то результаты оказались разными. Например, для Luxe этот параметр выполнен даже с запасом: аж минус 42 °C (при норме по техрегламенту Таможенного союза минус 35 °C)!
У белорусского антифриза GreenCool — минус 37,5 °C (на этикетке указано минус 40 °C).
Охлаждающая жидкость из российского Дзержинска Felix начала замерзать только при минус 41 °C (на банке значится минус 40 °C).
Для темной лошадки X-Freeze температура начала кристаллизации составила минус 35,5 °C (в полном названии ОЖ сказано «Антифриз −40»).
Наконец, антифриз ROLF по данному показателю тютелька в тютельку попал в обещанное на лицевой этикетке: минус 40 °C.
Расследование по антифризам не завершено. Впереди еще несколько публикаций, а в завершение мы обязательно подведем итоги и расскажем о реакции регуляторов рынка.
Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс» — и сеть автосервисов «Евроавтосервис».
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by