Вчера мы обсуждали новый метод работы некоторых водителей «Яндекс.Такси» в Минске: получаешь заказ и назначаешь клиенту свой собственный ценник в обход приложения. Судя по всему, минимальный тариф — десять рублей. Случай не единичный, и некоторые встали на защиту водителей, предполагая, что они имеют право действовать таким образом. Так ли это?
Известно, что один и тот же таксист может сотрудничать с различными агрегаторами и сервисами. Мы рассматриваем тот случай, когда водитель соглашается на заказ через «Яндекс.Такси». Все понимают, как работает это приложение: клиент делает заказ и получает информацию о времени прибытия автомобиля и стоимости поездки. Клиент, что важно, ожидает, что такой и будет цена.
Все так и было, пока минские водители не придумали свой метод: прислать клиенту сообщение с другой ценой. Если она клиента не устраивает — поездка отменяется, нужно вызывать другую машину. Если стоимость, которую указал водитель, клиента устраивает, поездка через приложение тоже отменяется — водитель любезно примет оплату наличными в обход приложения.
Однако появилось мнение, что такие действия водителей являются обоснованными и правильными. В качестве аргумента приводится информация, размещенная в том числе на официальном сайте «Яндекс.Такси» в разделе «Тарифы». Вот, в частности, что там сказано: «Тарифы партнеров сервиса могут отличаться. Указана максимальная стоимость услуг без учета коэффициента „Горячие часы“. Указанная в сервисе или приложении „Яндекс.Такси“ расчетная стоимость поездки может быть изменена в зависимости от тарифов партнеров сервиса, а также в случае изменения пункта назначения во время поездки, остановок по требованию пассажира и в иных случаях».
Что имеется в виду: действительно ли партнер сервиса, водитель, выполняющий заказ, может самостоятельно менять стоимость поездки? Этот вопрос корреспондент Onliner адресовал «Яндекс.Такси». И мы получили оперативный ответ, который проясняет ситуацию.
— На сайте указан максимальный тариф, который определяется рынком по соглашению с парками — партнерами сервиса. Цена может быть ниже, если у партнеров тариф ниже указанного, — объяснили в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Соответственно, у водителей нет причин требовать с клиентов дополнительную оплату, тем более делать это в обход сервиса. Цена может быть ниже, но не выше той, что указана в приложении.
Тарифы, кстати, указаны на сайте «Яндекс.Такси»:
Вернемся ко вчерашней ситуации с требованием 10 рублей за поездку. В редакцию Onliner позвонил человек, который представился директором частного предприятия «АвтоТора».
— Я считаю, что задеты и опорочены честь и достоинство моего частного предприятия. И опорочена честь моего водителя. Вы просто не проверили факты. Я съездил специально сегодня в «Яндекс.Такси», взял распечатки, сделал скриншоты выполнения водителем этих заказов.
Он сказал, что водители не работают по такой схеме, напрямую у пассажиров деньги не требуют. Опубликованная пассажиром переписка была не с его водителем. А пассажир сделал фейковые заказы, чтобы иметь повод обратиться в СМИ.
— По Рокоссовского, 145, фейковые заказы — есть такое понятие, — утверждает собеседник. — Водитель берет этот заказ, приезжает, а они его отменяют, на Острожских, 10. Сам пассажир, юзер. Потом через минуту с этого же адреса делают фейковый заказ. То бишь они его заказывают, водитель приезжает, пассажир его просто тупо отменяет. С этого же адреса через две минуты (Рокоссовского, 145, — Крупской, 10) он заказывает. Опять этот же водитель берет заказ, так как он ближняя машина и у него высокий рейтинг. Он опять, пассажир этот, отменяет. Получается, смотрите: то, что он сделал скриншот у себя на телефоне и предоставил его вам, — там указана машина. А вот эти скриншоты слева и справа, которые ему писали водители, — да, может быть, такая ситуация и есть — это не переписка конкретно с этим водителем. Не с моим водителем переписка. Он работает под ЧТУПом, он работает на кассовом аппарате. Поэтому чек из таксометра он априори выдать не может. Он может выдать его с кассового аппарата. В законодательстве дырка, и можно этим пользоваться. Пока мы этим пользуемся.
— А для чего пассажирам делать фейковые заказы?
— Ну он должен был с каким-то аргументом прийти к вам.
— То есть он сделал фейковый заказ специально, чтобы написать на Onliner?
— Да, чтобы было кого наклонить.
Собеседник рассказал, что сотрудничает с разными диспетчерами и агрегаторами.
Таксист может работать на себя. Все очень просто и логично: тот, кто сотрудничает с диспетчерскими службами или агрегаторами и сервисами, должен соблюдать их правила. И цена за услуги, как правило, формируется службой такси или сервисом, оказывающим такие же услуги. Если же перевозчик является предпринимателем и работает на себя, он вправе самостоятельно определять стоимость своих услуг.
И мы не раз писали об этом. Чаще всего те таксисты, которые берут пассажиров «от борта», при условии соблюдения законодательства и предоставления пассажиру чека, работают законно, какой бы тариф они ни назначили.
Пункт 169 постановления Совета министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах автоперевозок пассажиров» определяет, что размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади. Размер платы при этом определяется по таксометру.
Честно ли найти пассажира через сервис «Яндекс.Такси», а затем единолично поменять правила? Клиент получает не то, что заказывал (если бы он хотел машину «от борта» — он бы искал машину «от борта»), сервис не получает от партнера соблюдения взятых обязательств.
С момента выхода публикации о «водительских» тарифах мы получили несколько писем от читателей, которые оказывались в столь же неприятных для себя ситуациях.
Валентин рассказал о том, что во время одной из поездок водитель много расспрашивал о стоимости, указанной в приложении. После завершения поездки водитель принял оплату наличными. А затем клиент заметил в приложении, что его поездка, оказывается, была отменена и стоила, соответственно, 0 рублей. Как такое возможно?
— У меня тоже была похожая ситуация: я заказал такси в приложении, водитель принял заказ и тут же перезвонил. Спросил сумму и куда я еду. Потом сказал, что за такие деньги он не поедет, и добавил, чтобы я отменил заказ. Я по своей глупости его отменил: в приложении было написано, что я должен 2 рубля за отмену заказа. Если бы была привязана карта, то эту сумму сняли бы оттуда. Я обратился в поддержку, они ответили, мол, будут контролировать этого водителя, деньги с меня не снимут. Во второй раз водитель принял заказ, тоже хотел, чтобы я отказался, но я не повелся — в итоге он отменил заказ сам, — рассказал свою историю наш читатель Виктор.
Еще случается, что приложение генерирует одну стоимость поездки, и водитель вроде бы ничего не требовал. А с карточки списывается сумма в два раза больше. Это произошло с еще одним нашим читателем. Обстоятельства становятся понятны из переписки клиента со службой поддержки.
Есть и другое мнение. Его в своем письме сформулировал наш читатель Василий.
Напомним, за последние месяцы некоторые водители провели ряд встреч, во время которых обсуждали свои проблемы и взгляды на то, каким должен быть рынок пассажирских перевозок. Там, в частности, была высказана схожая идея.
— Вообще нужно убрать «Яндекс.Такси» из страны — это самый лучший вариант. Пусть все будет, как и было.
Читайте также:
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей