Снег обидчивыми сугробами остался лежать за полярным кругом, обделил Европу. Зато там, далеко на севере, настоящая зимняя сказка. Безмолвные стражи-снеговики провожают удивленным взглядом проезжающий автомобиль, а тот мчит себе, разбрасывая из-под шипованных колес фонтаны пушистого, дефицитного теперь снега. Машина летит по обледенелой дороге вглубь загадочной страны, казалось бы, совсем непригодной для вождения — настолько сурова здесь бывает погода. И все же мороз не запугал, а закалил местных жителей, научил их ездить зимой. А они передали этот навык всем остальным. Мы в Финляндии, на родине зимних шин.
Наш путь лежит в Лапландию: это почти тысяча километров до Хельсинки, а затем еще столько же на север, туда, где за полярным кругом живет финский Дед Мороз — Йоулупукки. Путь неблизкий, поэтому развлечемся-ка хорошей историей.
Вы не помните 1898-й, а именно тогда все началось — с финского предприятия Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö: оно базировалось в Хельсинки и занималось производством изделий из резины. По-настоящему фабрика гордилась своими калошами — вот что пользовалось спросом в конце XIX века. Калоши, возможно, были и неплохие, но в них далеко не уйдешь, компания терпела убытки.
В 1900 году были приняты, как сказали бы сейчас, антикризисные меры: у предприятия сменилось руководство. Техническим директором стал Антти Антеро, которого сегодня называют не иначе как основателем финской резиновой промышленности. Тогда ему было 30: еще молодой, но уже с достаточным опытом и образованием инженера-химика, Антти оставался на руководящих должностях следующие 40 лет.
Новое правление Suomen Gummitehdas перенесло производство из Хельсинки, где стало тесновато, в городок Нокиа. История обошлась с ним причудливо: каждый, наверное, слышал это название, но мало кто связывает его с населенным пунктом в окрестностях Тампере. Да, именно там рождался промышленный потенциал Финляндии.
Впрочем, это потом, а пока Антти Антеро изо всех сил старался сделать продукцию компании конкурентоспособной. Чего и говорить: хватало сильных игроков на калошном рынке в те годы, потеснить их было непросто.
Отгромыхала Первая мировая, разодрав Европу траншеями и гусеницами изобретенных танков. Мир возвращался к миру, и людям снова нужны были простые вещи в хозяйстве. Дела у Suomen Gummitehdas пошли в гору: калоши и прочие резиновые изделия стоили дорого и были нарасхват. На этой волне компания скупила акции других предприятий, в том числе Nokia, которая занималась и производством бумаги, и выработкой электроэнергии, а также фирмы Suomen Kaapelitehdas, производившей электрические кабели. Образовалась объединенная компания, одно из подразделений которой выпускало резиновые изделия, другое производило электронные устройства, третье имело дело с древесиной и так далее.
Много лет спустя, во время очередного экономического кризиса, это предприятие распадется, подразделения уйдут в свободное плавание. Появится финская Nokia, казалось бы, совсем недавно удивлявшая мир своими мобильными телефонами. Появится Nokian Tyres, которая поставляет свои автомобильные шины в 61 страну.
Забежали вперед, давайте возвращаться. В 1925 году Suomen Gummitehdas налаживает производство велосипедных шин. Но Антти Антеро понимал, что этого недостаточно, что по-настоящему заявить о себе компания сможет лишь выпуская автомобильные шины. На подготовку ушло еще несколько лет, и вот в 1932-м предприятие наконец представляет Kesäpinta — «Летнюю шину».
Импортная продукция в те годы точно так же, как и сейчас, облагалась дополнительными пошлинами, что играло на руку Suomen Gummitehdas — спрос на их шины был. Но гнаться за конкурентами, имеющими больший опыт, можно бесконечно, требовался прорыв. Теперь в компании очень этим гордятся, хотя, откровенно говоря, логично, что первую зимнюю шину (не путать с первой ошипованной) изобрели именно в Финляндии — они просто это умеют, такими их сделала погода. В 1934 году публике была представлена шина Kelirengas («Шина для определенной погоды»), которая и вошла в историю как первая. Модель была предназначена для автобусов и грузовиков, которым требовалось проезжать в том числе по глубокому снегу. Что придумали финны: протектор стал гораздо глубже, а в центральной части появились канавки зигзагообразной формы — все гениальное просто (даже не пытайтесь перевести эту фразу на финский).
А дальше пошло как по накатанной и заснеженной финской дороге. В 1936-м появляется, как теперь говорят, первое поколение Hakkapeliitta — зимняя шина для легковых автомобилей. Много раз с тех пор в Финляндии выпадал и таял снег, сменялись поколения. Сейчас, к слову, Nokian Tyres выпускает Hakkapeliitta 9. Она бесконечно отличается от той, самой первой шины, но все же преемственность сохранена.
Лапландия — это там, где зима. В этом году финны просто решили не поставлять это великолепие на экспорт — оставили все себе. Здесь, за полярным кругом, многие топовые производители автомобильных шин стремятся протестировать свою продукцию. Сама погода принимает этот суровый экзамен, причем поблажки не делаются никому, даже своим.
Аэропорт в Ивало совсем крохотный — кажется, больше одного самолета тут не уместится. Никаких автобусов, никаких «телескопов»: спустился по трапу и побрел за чемоданом. Воздух к вечеру — под –25 по Цельсию. Но как дышится!
Этот малютка-аэропорт в сезон принимает какое-то невообразимое количество рейсов со всей Европы. Туристы прилетают в настоящую зиму, где можно встретить северного оленя, покататься на лыжах, снегоходах и даже на собачьих упряжках — последние стоят дороже всего, по 200 евро на человека за пятичасовую прогулку. «Вы слышали? Говорят, ночью есть шанс увидеть северное сияние!» — местных совершенно не впечатляет эта фраза, по ней здесь определяют приезжих.
Помимо всех этих чудес севера, здесь неподалеку, надежно спрятанное за высокими соснами, есть место, где довелось побывать совсем немногим даже в Финляндии. White Hell — «Белый ад». Не то чтобы им пугали детей, но мурашки по спине все же пробегают (а может, это от холода).
В 1986 году компания Nokian Tyres выкупила в собственное владение 300 гектаров земли в Лапландии. Некоторое время заповедную тишину нарушал шум тяжелой техники, затем снова стало тихо. И теперь, как говорят старожилы, откуда-то из-за деревьев стали слышаться диковинные звуки — это гонщики-испытатели на свежих Porsche и Tesla испытывают новые финские шины.
White Hell — это собственный испытательный центр Nokian Tyres, включающий целый комплекс зданий и полигонов и позволяющий проводить любые тесты зимних автомобильных шин. Сто километров трасс с различными покрытиями от голого льда до заснеженной, почти непроезжей дороги. Три замерзших озера, на которых также проводятся заезды. Изо дня в день люди гоняют на мощных машинах сквозь все это великолепие исключительно во имя науки и технического прогресса. Благородное занятие, к которому нельзя не приобщиться.
В «Белый ад» нам повезло попасть в хорошую погоду, что для этих мест, может, и не редкость, но и не обязательное условие. Хотя профессионалы здесь, в центре, были недовольны: солнце в это время года серьезно влияет на верхний слой снежного покрытия — оно подтаивает даже в сильный мороз. При проведении тестов это имеет громадное значение, поскольку «убивает» репрезентативность.
К хорошим шинам предъявляют немало требований, но самое важное — водитель должен уверенно чувствовать себя за рулем в любых погодных и дорожных условиях. К этому и стремятся производители.
— Мы разделяем зимние шины на три вида в зависимости от условий эксплуатации. При самом суровом климате выбирают так называемый скандинавский вариант: он может быть с шипами или без. Такая резина популярна в Северной Европе, России, Северной Америке. Для более мягкой зимы создается центрально-европейский вариант шин. И наконец, в регионах с очень мягкой погодой иногда используются всесезонные шины, — отмечают специалисты.
Белорусам в этом отношении бывает сложно определиться — никто же не знает, отгрузят ли нам снег во время очередной зимы. Когда вспоминают о настоящих морозах и метелях как встарь, то думают о скандинавских шинах. Но еще две-три такие зимы, как эта, и народ будет активно брать «всесезонку».
А вот в Финляндии такой вопрос не стоит, особенно на севере страны. Абсолютное большинство автомобилей, которые мы видели, включая автобусы и грузовики, «обуты» в серьезную шипованную резину. Если сугробы величиной с человека, с погодой не шутят, понимаете?
«Белый ад» огражден от нежелательных посетителей, но временами туда прорываются. Знаете кто? Олени. Северные, ну а какие же еще? Ходят, смотрят вызывающе, готовы принять вызов от любого, кто захочет погоняться: но не по трассам, а по пересеченке через лес. На слабо берут, ага.
Олени, к слову, в Финляндии создания всеми любимые. Не то чтобы священные, нет: исторически как-то не сложилось, поэтому и по сей день здесь можно встретить немало блюд из оленины. Но обижать оленя в этой стране не позволено никому. Кроме того, они здесь не бесхозные: каждая особь подучетна и находится под защитой.
На дорогах вне полигона также есть вероятность повстречаться с оленем, что является еще одной причиной не разгоняться. При этом ограждений вдоль второстепенных направлений нет, зато предупреждающих знаков в избытке — остается полагаться на везение и быть осторожным.
Кстати, если специально созданных трасс недостаточно, тесты проводят в том числе и на запасной взлетно-посадочной полосе местного аэропорта — она сдается в аренду для таких случаев. Говорят, местные любители разогнаться до предела активно пользуются этой возможностью.
— А финны вообще любят водить машину?
— Ну да... У многих это вынужденная мера. Я, например, учился далековато от дома, поэтому рано научился водить. Взять машину и поехать — бывает, это единственный адекватный вариант, чтобы куда-то добраться, — рассказал один из самых молодых водителей-испытателей, которых мы повстречали в «Белом аду».
— Ну, быстро ездить финны умеют: Хаккинен, Райкконен...
— Ты про Формулу-1? Нет, я больше люблю ралли. У нас многие следят за гонками — популярный спорт. Некоторые сами занимаются, стараются пробиться.
— А как же хоккей?
— Мало им интересуюсь. Вообще, мне кажется, как-то спадает его популярность в Финляндии. Эй, осторожней на вираже!
Я крутил руль и тихонько думал про себя: «Ага, спадает у них интерес. Финны — действующие чемпионы мира и среди национальных команд, и среди молодежных. У нас бы так интерес спадал!»
И заканчивая про финский хоккей. В White Hell есть закрытая площадка с чистым льдом, просто кристальным. Здесь, спрятавшись от солнечных лучей, тестируют поведение шин именно в таких условиях — на голом льду. Выглядит это завораживающе: автомобиль чуть разгоняется и затем тормозит. Что происходит? Ну почти ничего — он скользит. Я сам раза два упал, хотя просили быть осторожнее.
Так вот, по большому секрету нам рассказали, что сотрудники полигона в свободное время устраивают тут импровизированные хоккейные матчи. Только не говорите никому, а то парням может влететь.
Как же сегодня можно охарактеризовать структуру Nokian Tyres? Штаб-квартира и один из заводов по-прежнему расположены в городке Нокиа, где, по всей видимости, благодатная почва для бизнес-начинаний. Завод, к слову, относительно небольшой, занимается в основном выпуском индустриальных шин и (в меньших объемах) покрышек для легковых автомобилей. Объем — около 4 млн шин в год.
Здесь же, неподалеку от предприятия, находится еще один испытательный полигон компании. Это, конечно, не White Hell, он куда компактнее, но тут также проводят важные испытания, в основном на асфальтовом покрытии. В северных странах структура асфальта, который используют при укладке дорожного полотна, имеет свою особенность — он, если так можно выразиться, крупнозернистый. Финны, разумеется, хорошо это понимают, когда разрабатывают шины, предназначенные для северных регионов.
В компании открыто говорят, кто основные потребители их зимней продукции — страны Северной Европы, а также Россия. В российском Всеволожске (Ленинградская область) работает и самый крупный завод Nokian Tyres. Его производственная мощность — 17 млн шин в год, то есть в четыре раза больше, чем выдает завод в Финляндии.
Кроме того, сейчас очевидна нацеленность компании на североамериканский рынок: новый завод был открыт в Дейтоне (США, штат Теннесси). Пока он не вышел на расчетную мощность, но в планах — еще 4 млн шин ежегодно, которые, понятно, предназначены в первую очередь для потребителей в Канаде и Соединенных Штатах.
У многих бренд Nokian Tyres ассоциируется именно с зимней резиной, но компания намерена прибавить и в летнем сегменте. К концу года в Испании, недалеко от Мадрида, будет открыт центр технологий, позволяющий проводить исследования и испытания шин, в том числе при высокоскоростных тестах.
Такие вот амбиции у финского производителя, общий оборот которого в 2019 году составил порядка 1,5 млрд евро.
Хороший бизнес должен предугадывать будущее и даже отчасти его формировать. Неужели кто-то изобретет шину заново или она по-прежнему останется круглой и черной? Представители компании обозначили несколько возможных векторов развития.
Во-первых, уже в 2020-х годах ожидается серьезный прорыв в плане цифровизации. Шина, которая сообщает водителю свою температуру, давление, степень износа, — очертания такой реальности уже вполне сформированы. Пока эти технологии обкатываются в грузовом сегменте, где они имеют большее значение.
Во-вторых, производители автомобильных покрышек внимательно следят за развитием рынка электрокаров. Такие машины тяжелее и зачастую обладают значительно большим крутящим моментом. Уже проводятся тесты шин, адаптированных именно для электромобилей.
Прошли «Белый ад», давайте возвращаться к нормальной жизни, тем более что жить финны умеют. Вот лишь несколько сделанных нами наблюдений.
Благодарим ООО «НОКИАН ШИНА» за помощь в организации репортажа.
Автомобильные шины в Каталоге Onliner
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by