Как сервисы каршеринга реагируют на агрессивное и опасное вождение. Разбор на примере случая в «Минск-Мире»

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков
04 июля 2020 в 8:00

Около трех лет назад в Беларуси начал работать первый сервис каршеринга. За это время услуга совместного использования легковых машин стала весьма популярной. Это удобно, предполагает гибкость и помогает снизить уровень автомобилизации. Однако есть и минусы. Подчас водители шеринговых авто ездят агрессивно, дрифтят, играют в «шашечки» и в конечном счете вызывают всеобщее осуждение. В компаниях утверждают: «Это редкие случаи, о которых вскоре становится известно службе безопасности. По факту каждого инцидента впоследствии принимаются решения о штрафе или блокировке пользователя». Очередной инцидент в Минске Юрий Краснов предложил рассмотреть в деталях и узнать, что грозит возмутителю спокойствия: «Напрасно многие не читают главу „Ответственность“ в пользовательском договоре».

Что случилось?

Сразу несколько наших читателей пожаловались на то, что в ночь с воскресенья на понедельник (с 28 на 29 июня) их разбудила громкая музыка и визг шин под окном многоэтажного дома по ул. Братской в Минске («Минск-Мир»).

Выглянув, они увидели, как водитель каршерингового Volkswagen Polo Sedan «крутит пятаки». По словам очевидцев, это продолжалось около 10—20 минут, да еще под громкую музыку.

— Вскоре водитель припарковал машину. Из-за руля вышел мужчина в возрасте, компанию ему составляла девушка. Они удалились в направлении одного из подъездов, — сообщили невыспавшиеся жители дома. — Впоследствии на место приехал экипаж ГАИ, сделал фото автомобиля и уехал.

После этого несколько человек обратились в службу поддержки компании Anytime, которой принадлежит автомобиль. А вскоре на редакционную почту поступил скриншот ответа сервиса, мол, «не можем найти [автомобиль] в это время».

Представители компании сообщили нам, что имел в виду сотрудник службы поддержки: «На видеозаписи регистрационные номера автомобиля не видны, поэтому логист решил уточнить информацию, чтобы ускорить процесс поиска. Личность водителя так или иначе была бы установлена, но пришлось бы обработать большой массив данных о поездках, совершенных в это время в данной зоне».

Как заверили нас в Anytime, имя возмутителя спокойствия уже известно. Служба безопасности намерена выставить ему штраф в 1000 рублей, что предусмотрено договором: «Кроме того, будет произведен технический осмотр автомобиля, и при выявлении неисправностей/повреждений пользователя попросят возместить ущерб, разумеется, после оценки на автосервисе или независимой экспертизы».

В подобных случаях практика сервиса также предусматривает анализ предыдущих поездок водителя на предмет выявления нарушения ПДД или правил пользования каршерингом. Если они будут обнаружены, то клиенту может грозить блокировка.

Штраф может превышать 5 тысяч рублей!

— Про штрафные санкции я как раз и хотел поговорить! — восклицает Юрий Краснов. — У нас договор, пользовательское соглашение и прочие документы практически не читают, автоматически соглашаясь с условиями при установке приложения. А ведь там много всего интересного. Если кто-то не знал, штрафы компаний могут превышать 5 тысяч рублей!

Например, на сайте Anytime существует раздел «Как не получить штраф». Оттуда можно узнать, что, например, за завершение аренды с горящим индикатором низкого уровня топлива предусмотрено взыскание в размере 30 рублей. А за оставление машины в неположенном месте — 350 рублей. Дрифт «оценивается» в 1000 рублей.

У сервиса «Везуха» предусмотрены штрафы до 30 базовых величин (сейчас — 810 рублей) за ряд действий, в том числе дрифт, чрезмерное загрязнение салона, езду по бездорожью и т. д.

Найти информацию о санкциях компании Hello оказалось непросто. Подсказываем: читайте сразу часть 7 договора присоединения. Там тоже сказано про ответственность за дрифт, опасное вождение, причинение вреда третьим лицам (штраф — 10 б. в.).

Наиболее серьезные санкции у всех каршеринговых сервисов предусмотрены за вождение в состоянии опьянения, без действующего удостоверения, передачу права управления третьим лицам, отключение систем телеметрии, а также в случае ДТП и сокрытия с места происшествия. Штраф может превышать 5 тысяч рублей. Плюс придется компенсировать стоимость ремонта автомобиля.

«Система даже фиксирует невключение поворотника во время маневрирования»

Каждый более-менее продвинутый пользователь понимает, что каршеринговые машины напичканы датчиками и за действиями водителя могут следить (и следят!) дистанционно. Рассказывая о мерах профилактики, компании предпочитают не углубляться в детали, но признают, что используют продвинутые системы телеметрии. Почему же технологии не помогли в рассматриваемом случае на ул. Братской?

— Наша система мониторинга позволяет зафиксировать момент вхождения в управляемый/неуправляемый занос, — заверяет Ярослав Рожманов, операционный директор Anytime. — В данном случае клиент, скорее всего, не использовал ручной тормоз, иначе система идентифицировала бы это как недопустимое действие и прислала бы сообщение диспетчеру.

Юрий Краснов и Ярослав Рожманов

— А что насчет резкого начала движения автомобиля с пробуксовкой? Неужели не фиксируете? — спрашивает Юрий Краснов.

— Фиксируем, но с некоторыми оговорками. Система обратила бы внимание, если бы стрелка тахометра приблизилась к красной зоне. Но, судя по имеющейся информации, водитель разгонялся, а потом отпускал газ.

Система телеметрии в любом случае бы идентифицировала это как элемент агрессивного вождения. Но с такими инцидентами мы разбираемся во вторую очередь.

По словам представителя сервиса, в приоритете — отслеживание превышения скорости и иных опасных действий: «Так, при превышении скоростного лимита система автоматически присылает пользователю push-уведомление в приложении. Если водитель не среагировал, оператор связывается с ним по телефону. При игнорировании аккаунт блокируется, дело передают в службу безопасности, которая разбирает каждый случай индивидуально и выставляет штраф, предусмотренный условиями договора. Затем принимается решение об окончательной блокировке пользователя или допуска к сервису. В последнем случае клиент будет находиться некоторое время на карандаше, а при рецидиве его внесут в блэк-лист без права на амнистию».

Как подчеркивает операционный директор крупнейшего в Беларуси сервиса каршеринга, используемая система телеметрии в самом деле очень сложная: «Технологии позволяют нам увидеть, даже если водитель при маневре не включил указатель поворота».

Однако информацию сотрудники компании получают не только с помощью датчиков и системы навигации.

Отдельная служба отслеживает факты агрессивного вождения (и не только) в соцсетях, Telegram-каналах, на YouTube. Эти инциденты также анализируются, и впоследствии принимается решение о штрафах.

Образ связан с тем, что нарушают ярко, а машины заметны в потоке

Юрий Краснов вспоминает: однажды сам настолько возмутился действиями водителя каршерингового автомобиля, что решил сообщить в службу поддержки. Из этого возникает вопрос; как используется данный ресурс и многие ли звонят?

— Довольно часто. Причем связываются не только пользователи, но и граждане, не связанные с сервисом. Все случаи обрабатываются и анализируются, — утверждает Ярослав Рожманов.

По мнению нашего собеседника, массовые нарушения ПДД водителями каршеринговых автомобилей — это преувеличение. Он ссылается на имеющуюся у него статистику и объясняет устоявшийся в обществе образ тем, что такие случаи хорошо запоминаются, а машины заметны в потоке.

— Обычно после того, как оператор связывается с клиентом и выносит предупреждение, пользователи реагируют адекватно, — приводит пример операционный директор Anytime. — По треку мы можем видеть, что линия поведения меняется. В редких случаях мы фиксируем в последующем нарушения. Но тогда уже без вариантов: штраф и блокировка.

К крайним мерам, по словам Ярослава Рожманова, они прибегают очень редко, хотя в самом начале работы пришлось отправить в блэк-лист определенное количество теперь уже бывших пользователей сервиса.

— А судебные заседания и вовсе крайняя мера, — уверяет наш собеседник. — Как правило, стараемся договориться с клиентом в досудебном порядке. Хотя иногда приходится подавать исковые заявления, но уже включив в сумму иска пеню, лизинговые издержки, дополнительные санкции. Ни одного суда мы еще не проиграли.


— Я пользуюсь всеми сервисами каршеринга, которые присутствуют на рынке Беларуси, — подытоживает Юрий Краснов. — Честно сказать, замечал за собой, что, садясь в арендованную машину, веду себя иначе. Начинаю ускоряться, выбираю более агрессивный стиль вождения. Это связано и с тем, что автомобиль чужой, и с тем, что часики тикают... Для себя я решил проблему выбором более гибких тарифных планов. Это позволяет не спешить, а получать удовольствие, не переживая за деньги. Так что ездить на каршеринге можно безопасно, аккуратно и не нарушая грубо ПДД. Проверено на личном опыте.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by