Задача — полностью восстановить Tesla. Проследили за процессом на всех стадиях

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич
29 августа 2020 в 9:36

Перед нами Tesla Model S 2014 года. Прибыла она в страну из США в слегка битом состоянии. Казалось бы, главное — чтобы начинка была в целостности, а «кузовщину» исправить не проблема. На самом деле, как показывает опыт мастеров, и в кузовном ремонте электрокаров хватает нюансов. Мы проследили за восстановлением одного EV от момента заказа на аукционе до выезда с СТО.

Аукцион

Купили поврежденную серебристую Model S первого поколения версии Performance на аукционе в Техасе. Пробег — 63 тысячи миль. В документах было указано, что автомобиль не на ходу. После ДТП у владельца был выбор: либо чинить, ездить с техпаспортом битой машины и столкнуться с другими условиями страхования, либо передать поврежденный авто страховой компании в обмен на выплату. На распространенном аукционом фото заметно, что замята дверь, но стеклоподъемники и механизмы ручек не повреждены. Также видно, что вывернуто колесо (из-за чего и появилась пометка «не на ходу»), подбито заднее крыло, вырезана его часть. Так делают американские страховщики, чтобы выяснить «глубину» повреждений.


«Торги состоялись в апреле, в пик коронавирусного падения рынка, цены в тот период заметно просели, — рассказал Алексей, руководитель компании WestMotors, занимавшейся привозом. — Потому приобретение оказалось весьма удачным — отдали за около 13,2 тысячи долларов плюс 1,8 тысячи за доставку (Техас — Клайпеда — Минск) и еще 500 за утильсбор и разгрузку. При этом в Беларуси такая же машина (но целая) стоила около 40 тысяч в эквиваленте. В начале июля эту Model S растаможили на льготных условиях и отправили на ремонт».


Фронт работ

Когда машина оказалась на СТО в Минске, первым делом оценили плюсы, незаметные на снимках: передний бампер, капот, корпусы боковых зеркал оказались покрыты армирующий пленкой.

Потом присмотрелись к скрытым минусам — определили, почему вывернуто колесо. Покупать такой экземпляр было своего рода риском: элементы подвески после удара могли войти в электромотор. Но специалисты по фото установили, что речь скорее о сломанных рычагах, полуосях. Когда сняли колесо, версия подтвердилась: пострадал верхний рычаг из алюминия. На фото — временное решение для перегона машины по территории СТО. После будет установлена новая деталь.


Итак, определились: машине нужны новый рычаг, замена двери, накладки крыла, восстановление диска. После — покраска и сборка всех элементов. Кажется, фронт работ невелик.


Но тут нужно напомнить, что поиск целых деталей кузова на Tesla — серьезная проблема. Завод-изготовитель не поставляет запчастей в свободную продажу. Можно заказать у дилера, но требуют указать VIN, и факт покупки автоматически запишется в историю автомобиля. Владельцы говорят, что есть проблемы даже с заказом второго комплекта зарядного кабеля. Потому в ремонте чаще всего используют детали б/у — в основном из Украины. Южные соседи пользуются в своей стране нулевой растаможкой на покупку электромобилей для распила на запчасти. Там уже сформировался рынок. Детали для этой машины покупали в Польше: накладка крыла — 900 долларов, накладка двери — 280 долларов (с доставкой), 800 у. е. нужно отдать за кузовные работы, примерно столько же — на покраску.


Сняв крыло, мастера столкнулись с еще одним нюансом. Форма американского порта зарядки отличается от европейского. Пришлось вырезать и заменять внутреннюю часть крыла.

Работа с металлом

Директор СТО, на котором восстанавливают эту Tesla, — известный минский байкер Дмитрий Питбуль. Очевидно, он ездит не только на мотоцикле, но и на автомобиле. И уже достаточно давно в качестве четырехколесного средства передвижения он выбрал именно электрокар — чтобы самостоятельно понять процесс восстановления и эксплуатации. Как он сам говорит, попробовали на себе, а потом предложили услуги людям. За несколько месяцев работ именно с кузовами Tesla накопилось немало опыта. Дмитрий рассказал об основных нюансах.


— Это полностью алюминиевые машины. Только в «тройке» используется железо. Поэтому к ним нужен совершенно другой подход. Плюс у Tesla есть множество собственных технологий, которые не применяются на кузовах других производителей. И наоборот: технологии кузовных работ для обычных машин не применимы на Tesla.


— Сварка требует особого оборудования — в аргоновой среде с применением алюкремния (для подрамников, лонжеронов), алюмагния (для крыльев, например). Если в большинстве машин для замены лонжерона достаточно его отрезать, а потом приварить новый, здесь все не так. Лонжероны в Tesla — на болтах. Сначала нужно открутить старый, потом новый промазать клеем, прикрутить, дождаться высыхания клея, а после — дополнительно скрепить точечной сваркой.


— Параллельно со сваркой используется клей с заклепками. На фото можно увидеть два вида клея: желтый вспененный — в местах, где возможна температурная деформация металла; красный плотный — для схватывания намертво, предотвращения попадания влаги в точечные швы. Клей двухкомпонентный. Сначала нужно его нанести, пока он сохнет (максимум 1,5 часа), произвести заклепывание либо сварку.

Машина мощная, нагрузки на кручение во время вхождения в поворот могут быть очень велики. Поэтому если нарушить заводскую технологию и приварить на мертвую сварку участок, где должен быть клей с заклепками, то автомобиль начнет себя весьма странно вести. Это может привести к аварии.



По сути, кузов представляет собой раму, к которой крепится батарея. Устойчивость электрокара достигается тем, что центр тяжести находится ниже оси колеса. Пороги — часть этой рамы. Один клиент просил вместо подбитого порога вварить кусок похожего по форме металла (он раздобыл его у ребят, торгующих водосточными трубами). Но в пороге Tesla предусмотрены ребра жесткости. При таком подходе, который предлагал клиент, один порог будет жестким, а второй полым. При повороте это может обернуться несчастьем: машину начнет крутить. Работники СТО отказались от такой работы, еще раз пожалев, что законом не предусмотрена ответственность за некачественный ремонт, повлекший ДТП.


— Алюминий не ржавеет, но при этом очень легко отдает тепло. Поэтому при окраске обязательно необходима теплопушка в камере (60—70 градусов в течение полутора часов). То есть самостоятельно машина не высохнет, краска просто не схватится.

«Кузовщина» позади. Что еще?

Через две недели после начала работ серебристая Model S выехала из бокса СТО. Былых повреждений — как и не было. Следы ремонта еле заметны под резиновыми уплотнителями.

Обращают внимание на зазор у бамперов. Мастера заметили, что эти детали даже на новых дорестайлинговых Model S (2011—2016 г. в.) стоят неидеально. Очевидно, детская болезнь первой серийной модели Tesla.


Однако восстановление машины еще не закончено. Еще нужно наладить процессор управления автомобилем — в нашем случае (до 2018 года) это Nvidia Tegra. «Модуль памяти, на который устанавливаются обновления ПО, имеет определенный цикл перезаписей, — объясняет Дмитрий. — Если этот ресурс превышен, автомобиль начинает вести себя странно: выключается монитор, не запускается с первого раза при старте. Нужно извлекать монитор, выпаивать флеш, скачивать с нее всю информацию, перезаписывать все на новую флеш (с большим циклом) и устанавливать. Наиболее важные данные — сертификаты. Считай, это паспорт машины, ее пропуск к официальному серверу Tesla, откуда поступают обновления. Если не проделать эту процедуру, автомобиль будет работать лишь офлайн».

Многие владельцы Tesla специально приезжают на СТО, чтобы сделать резервную копию. На профильных станциях стали появляться довольно внушительные серверы.


Еще один нюанс: битые Tesla из США могут не подключаться к быстрым зарядным станциям, работающим на постоянном токе (Supercharger и CHAdeMO). Как только починенный серебристый Model S стал онлайн и связался с официальным сервером Tesla, тот определил его местоположение. Если не Штаты, значит, быстрая зарядка отключается. «Скорее всего, так происходит по юридическим причинам, — говорят специалисты. — Организации, которые в Америке устанавливают на своей территории Supercharger, присылают компании Tesla счета за электричество, Tesla их оплачивает. Потому как до 2018 года всем покупателям гарантировали неограниченное число бесплатных зарядок. Когда авто меняет регион, уезжает в Европу, сервер Tesla понимает: в другой стране никто не будет оплачивать счета за водителя. И поступает команда отключить бесплатные зарядки. Команда распространяется на все станции с постоянным током. У нас на станциях электрики производят правку конфигурации и запускают доступ к CHAdeMO».




Подчеркнем, Model S, за восстановлением которого мы наблюдали, называют весьма удачным вариантом с не самыми серьезными повреждениями. В страну приходят и более побитые варианты. Но и их приводят в хорошее состояние.


Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!