«Такого еще не было». Выявлять нарушителей в Минске будут камеры в салонах общественного транспорта

Источник: Вероника Уласевич. Фото: Александр Ружечка
06 сентября 2021 в 8:00

Столичные автовладельцы заметили, что на улице Притыцкого (между станциями метро «Кунцевщина» и «Спортивная») появились новые знаки. Они информируют о выделенной полосе движения для общественного транспорта, а оранжевые таблички под ними предупреждают о контроле с помощью камер фото- и видеофиксации. Вроде все понятно, только вот самих камер не видно. В ГАИ заверяют: речь о новом виде контроля — следить за дорогой и снимать нарушения будут устройства, установленные в салонах автобусов и троллейбусов. Более того, это лишь тестовая зона, подобную практику могут распространить и на другие улицы города.

«Сегодня контроль не осуществляется, а завтра можно получить штраф»

В ГАИ Минска подтвердили: по Притыцкого, на участке дороги от улицы Лещинского до улицы Жудро, действительно осуществляется контроль проезда по выделенной полосе общественного транспорта, а также на трех участках — в районе остановок и стоянок.

Только вот технология, с помощью которой отслеживают нарушителей, не совсем привычна. Это не стационарные устройства на столбах или мобильные камеры на газоне у проезжей части. «Технические средства» разместили в салоне общественного транспорта, который как раз двигается по первой полосе.

Камеры представляют собой компактные мобильные устройства. При необходимости их могут перебрасывать с маршрута на маршрут. Сегодня аппарат стоит в троллейбусе, завтра — в автобусе, а послезавтра — вообще в маршрутке. На выбранном участке дороги по улице Притыцкого работают несколько таких устройств, все — в автоматическом режиме.

Принцип работы новой системы такой же, как и в «Паркрайте», который появился в столице лет пять назад. Устройство устанавливается в салоне, что позволяет, например, автобусам, проезжающим по одному маршруту с разницей более чем в пять минут, выявлять нарушения. Если за это время одна и та же машина попадается на камеру дважды, она автоматически считается нарушителем правил стоянки. Сейчас технология фиксации нарушений из салона общественного транспорта используется лишь на одном участке Минска.

— Пока что это пилотный проект, — пояснили в ГАИ. — Это так называемая тестовая зона, на которой апробируется новая технология. В других странах камеры по фиксации нарушений из салона общественного транспорта используются давно, но у нас такого еще не было. Сегодня камеры работают в тестовом режиме, однако в ближайшее время планируем осуществлять контроль уже с вынесением постановлений. Так что сегодня контроль не осуществляется, а завтра можно получить штраф.

Как это работает

Предложения по оборудованию выделенных полос для общественного транспорта и по контролю на них поступают от ГП «Столичный транспорт и связь». Предприятие собирает актуальную информацию от водителей общественного транспорта: где возникают сложности с перевозкой пассажиров, на каких участках чаще всего автомобили заезжают на выделенку и создают препятствие, на каких остановках трудно разгрузиться или где нельзя проехать из-за проблем с парковкой.

Утверждают, именно так и был выбран для «пилота» участок улицы Притыцкого. Несмотря на то что большинство пассажиров на данном маршруте выбирают метро и едут до конечной станции «Каменная Горка», интенсивность движения наземного общественного транспорта в этом районе очень высокая. Здесь большое количество троллейбусов и автобусов, которые съезжают и на Жудро, и на Лещинского, и на Ольшевского, и на Глебки. На некоторых участках тестовой зоны интенсивность движения — одна из самых высоких в Минске.

Вообще, в столице не так много крупных магистралей, где общественный транспорт движется по отдельной полосе. Кроме улицы Притыцкого это проспект Победителей, проспект Дзержинского и маленький кусочек улицы Немиги. В ГАИ не исключают, что в ближайшее время там тоже появятся предупреждающие знаки и нарушения будут фиксироваться с помощью мобильных камер из салона общественного транспорта. Отдельная полоса для маршрутных транспортных средств выделена также на улицах Ташкентской и Кабушкина. Правда, там из-за параметров проезжей части, уровня загрузки и небольшой интенсивности движения нарушения правил проезда по выделенной полосе не создает значительных помех.

Отмечается, что с появлением по улице Притыцкого новых предупреждающих знаков уровень загрузки проезжей части из-за перераспределения транспорта практически не изменился и находится в пределах нормы. Вместе с тем, по данным инспекторов, количество нарушителей снизилось с 10 до 1% от всех водителей. Как утверждают, произошло это несмотря на тот факт, что самих камер не видно, поскольку они находятся в салонах маршрутных транспортных средств.

Принцип фиксации уже знаком. Аппарат в автоматическом режиме находит нарушителей, делает снимки. Затем информацию обрабатывают специалисты, выносят постановление. Уверяют, если у человека возникают сомнения по факту нарушения, делу не дают ход. «Письмо счастья» должно сопровождаться доказательствами: есть фотография, четко определены регистрационные знаки, место, дата и время нарушения. Постановление приходит в течение десяти дней по почте.

И когда камеры заработают в штатном режиме? Когда начнут высылать постановления?

— На данный момент мы обрабатываем информацию и анализируем, как новая технология покажет себя в перспективе, — прокомментировали инспекторы. — Чуть позже станет понятно, будет ли применяться опыт пилотного проекта по всему городу. Сейчас он на этапе согласования, обсуждаются зоны фиксации нарушений и конкретные статьи КоАП. Окончательное решение еще не принято.

Насколько известно, на указанном участке водителей могут привлекать к ответственности за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части (ч. 7 ст. 18.13 КоАП) и за нарушение правил остановки/стоянки (ст. 18.18 КоАП). Напомним, за езду по выделенке грозит штраф от 1 до 5 б. в., за парковку в неположенном месте — 1 б. в. для легковушек, 5 б. в. для грузовиков и автобусов. По новому КоАП правило освобождения от ответственности при проступке (когда штраф меньше 10 б. в. для физлиц) при фиксации камерами не работает. Представители ГАИ уверяют: социальный эффект от такого нововведения будет масштабным. Правда, достоверно просчитать его пока невозможно.

— Технология поможет снизить аварийность с участием общественного транспорта. Автобусы и троллейбусы больше не будут задерживаться, из-за действий нарушителей перестанут испытывать неудобства сотни пассажиров, — убеждены в ГАИ. — Так, меньшим количеством технических средств мы охватим большую зону для контроля за нарушениями. Грубо говоря, получим за меньшие деньги больший эффект.


С доставкой к миске — много видов и брендов кормов для кошек в Каталоге по выгодным ценам

сухой корм, для взрослых, основной компонент: продукты мясной переработки, образ жизни: домашний, для стерилизованных
сухой корм, для взрослых, основной компонент: птица, образ жизни: домашний, для стерилизованных

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by