Пьяного «повторника» остановили на каршеринговой Tesla. Теперь машину конфискуют?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
14 сентября 2022 в 8:00

В суде Московского района г. Минска началось рассмотрение уголовного дела против 30-летнего минчанина, который в мае этого года попался пьяным за рулем каршеринговой Tesla Model 3. Ситуацию сильно осложняет то, что менее чем за год до этого его уже привлекали к ответственности за езду в нетрезвом виде. А значит, он «повторник», и теперь машину могут конфисковать. Либо будет установлено, что этот человек автомобилем завладел незаконно, то есть совершил угон. Рассказываем о том, что происходило в первый день судебного заседания.

Получил права, лишился прав и стал «повторником». Меньше чем за три года

Обвиняемому 30 лет. Он живет в Минске, работает на одном из предприятий, женат, имеет троих детей. Водительские права получил в феврале 2020 года. А в июне 2021-го лишился их за нетрезвую езду.

— Я тогда попал в ДТП. Повезли на освидетельствование — оно показало. Дали лишение на 5 лет и 200 базовых штрафа, — рассказал он в суде.

В 2021 году уже действовал обновленный Кодекс об административных правонарушениях. Смотрим ч. 2 ст. 18.15: «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации свыше 0,8 промилле» — влечет наложение штрафа в размере двухсот базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет. Короче, без вариантов.

А 21 мая 2022 года на проспекте Жукова в Минске сотрудники ГАИ остановили мужчину за рулем каршеринговой Tesla Model 3.

— Отвезли на освидетельствование, дунул в трубку — все. Машину увезли на штрафстоянку, а меня — в отдел составлять протокол, — так он сам описал те события.

То же нарушение, совершенное в течение года после наложения административного взыскания, — это уже уголовная статья, а именно 317-1. И в этом случае помимо прочего речь идет о специальной конфискации транспортного средства.

— Я гулял по улице. Захотелось прокатиться — сел, прокатился. Зашел в приложение Hello, посмотрел, где стоит Tesla. У меня есть свой аккаунт, я регистрировался еще в тот момент, когда у меня было водительское удостоверение. Нашел машину, сел, поехал. Утро было, уже светало, — рассказал обвиняемый суду.

Госавтоинспекция сообщала, что нетрезвого водителя каршеринговой Tesla остановили примерно в 5 часов.

— Я адекватно себя чувствовал. Машина была на Кабушкина, я поехал в сторону «Пушкинской». А возле ТЦ Outleto меня остановила ГАИ, — продолжил мужчина. — Сразу среагировал, остановился. Вышел, сказал сотруднику: «Прав нет, я в алкогольном опьянении». Мне в машине даже трубку не стали давать, сразу повезли на Передовую. В результате — единица (1 промилле. — Прим. Onlíner).

В суде он один, адвоката не брал, с обвинением соглашается, вину признает в полном объеме.

— Вы осознавали, что не имели права управлять транспортным средством? — спросила государственный обвинитель.

— Осознавал. Но не могу объяснить, по какой причине так поступил. Алкоголь, может, большую роль сыграл.

Мужчина говорит, что выпил больше половины бутылки коньяка.

— Как к содеянному относитесь? — уточняет судья.

— Раскаиваюсь.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, 5 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски API: SM; CF, 5 л

Угон или не угон?

Минчанина обвиняют по двум статьям Уголовного кодекса. И наряду со ст. 317-1 ему вменяется ч. 1 ст. 214 — «Неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения (угон)». Это важно, потому как напрямую влияет на судьбу Tesla Model 3, все это время простаивающей на ответственном хранении. Ведь законодательством предусмотрено, что по всем уголовным делам по ст. 317-1 применяется — наряду с наказаниями, предусмотренными санкцией этой статьи, — специальная конфискация транспортного средства, и она является обязательной. Причем вне зависимости от права собственности. Каршеринговая машина не принадлежит нетрезвому водителю, который на ней движется, но она может быть конфискована из-за преступления, которое он совершает.

В Hello нам рассказали, что случаи, когда из-за пьяного «повторника» конфисковывали каршеринговую машину, бывали и у них, и у других компаний.

— Сейчас ситуация несколько меняется, поэтому говорить о том, что автомобиль однозначно потерян, до решения суда, конечно, нельзя. В настоящий момент, к слову, в другом суде идет процесс по похожему уголовному делу — там также ждем решения, — рассказали в каршеринге.

Но вернемся к законодательству. Исключение, когда машина по ст. 317-1 не подлежит конфискации, — это случаи, когда транспортное средство выбыло из законного владения собственника против его воли или в результате противоправных действий других лиц, например кражи или угона. Однако причины такого выбытия подлежат проверке и должны быть подтверждены доказательствами.

Иными словами, если суд признает минчанина виновным в совершении угона, то мужчина понесет ответственность за это по уголовной статье (предусмотрен штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок), но Tesla не конфискуют.

И этому моменту уделяется пристальное внимание.

«Договор был, я его просто пролистнул»

Государственный обвинитель и судья подробно расспросили обвиняемого о процессе регистрации в мобильном приложении каршеринга Hello. Когда именно он регистрировался, минчанин не помнит, но согласился, что, вероятно, это произошло в феврале 2021 года: на тот момент у него еще были водительские права и был год стажа.

— Для регистрации нужно было сфотографировать водительское удостоверение, паспорт, — говорит обвиняемый.

— С договором вы ознакамливались?

— Нет, — мужчина качает головой. — Договор был, я его просто пролистнул.

Представитель каршеринговой компании, вызванный в суд в качестве свидетеля, уточняет, что пользователь, проходя регистрацию, должен прочитать договор присоединения и поставить галочку, подтверждая, что ознакомлен и согласен с условиями.

— Программа проводит регистрацию автоматически. В случае каких-либо сомнений сотрудники проверяют информацию вручную, — отметил свидетель.

Тогда, в 2021-м, никаких подозрений не возникло: права у человека были, галочку он поставил.

Что упустил начинающий пользователь каршеринга, не прочитав договор? Помимо четких требований соблюдать действующее законодательство, в том числе все требования Правил дорожного движения, а также предоставлять точную и достоверную информацию, в договоре присоединения есть пункт, который напрямую касается возникшей ситуации:

  • п. 4.2.11. В случае утери, изъятия и/или лишения, истечения срока действия водительского удостоверения пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом арендодателю и прекратить пользование сервисом Hello. Пользователь несет все риски неблагоприятных последствий, связанных с отсутствием такого сообщения.

Поставив галочку и обязавшись исполнять условия договора, мужчина еще в июне 2021 года должен был сообщить в каршеринговую компанию о том, что он на пять лет лишен права управления транспортными средствами. Доступ к аренде был бы заблокирован, истории с Tesla не произошло бы.

— Пользователь может сообщить всю необходимую информацию любым удобным ему способом: написать нам в приложении, позвонить, да хоть в офис приехать, — подтвердили в Hello.

На всякий случай государственный обвинитель уточнила, понимает ли обвиняемый, что не имел права брать в аренду автомобиль и вообще управлять транспортным средством, тем более находясь в состоянии алкогольного опьянения.

— Да, я понимаю, — ответил минчанин.

А почему каршеринг сам не ограничивает доступ «бесправникам»?

Дело в том, что у каршеринговой компании нет сведений о том, кого лишили прав, а кого нет.

— Мы направляли соответствующий запрос в ГАИ, но так как речь идет о персональных данных, нам эти сведения не предоставляют, — пояснили корреспонденту в Hello.

Это же прозвучало и в суде. Технически пользователь после успешной регистрации в приложении может взять в аренду автомобиль даже после того, как его лишили прав. Конечно, если он сам не предоставил информацию в соответствии с обязательством, с которым согласился при регистрации, на что мы указывали выше.

При этом в каршеринге отмечают, что у компетентных органов есть понимание того, что проблему нужно как-то решать. И возможно, в будущем будет создана база с информацией о водителях, которые лишены права управления транспортными средствами. Если у каршеринговых компаний будет доступ к этим сведениям, они смогут оперативно выявлять таких лиц среди своих пользователей и закрывать им доступ к услуге.

— Если бы мы знали, что у пользователя нет прав, мы бы ему машину ни в коем случае не дали. Пока же у нас нет никаких возможностей предотвращать подобные ситуации, — сообщила суду представитель Hello.

И в этом заключается принципиальная позиция: человек не взял автомобиль в аренду, а воспользовался им незаконно, нарушив правила, в том числе требования договора присоединения.

— С нашей точки зрения имеет место незаконное завладение транспортным средством без цели хищения, что квалифицируется как угон, — подчеркнула представитель компании.

Иск о взыскании

Помимо ответственности по обозначенным статьям Уголовного кодекса можно говорить и об ответственности пользователя перед каршеринговой компанией. Все в том же договоре присоединения предусмотрены штрафные санкции за нарушение его условий, в том числе за езду без прав, за управление в состоянии алкогольного опьянения и т. д. Также в Hello констатировали, что Tesla Model 3, которой управлял нетрезвый водитель, не эксплуатируется все лето.

— Машина находится у нас на ответственном хранении и пока приносит только убытки, так как оплачивается лизинг, страховка и так далее, — отметили в компании.

В адрес обвиняемого также подготовлен иск о возмещении ущерба. Было направлено ходатайство о рассмотрении этого иска в рамках уголовного процесса, но суд это ходатайство отклонил, пояснив, что речь в нем идет не об ущербе, причиненном непосредственно преступлением. То есть если бы автомобиль был поврежден нетрезвым водителем в ДТП, то это был бы ущерб, причиненный преступлением, а в данном случае уместнее говорить скорее о недополученной прибыли, то есть вопрос должен рассматриваться отдельным иском вне уголовного разбирательства. Но с обывательской точки зрения это мало что меняет: обвиняемому все так же угрожает достаточно крупный иск от каршеринговой компании.

Насколько крупный? Прозвучала сумма в без малого 31 тысячу рублей.

Обвиняемый успел заявить, что исковые требования не признает.

— Откуда такие суммы, мне интересно знать? — возмутился он.

И пока сохраняется риск конфискации автомобиля, в уме нужно держать и то, что собственник этой Tesla, лишившись машины, не будет с этим мириться. Наверняка встанет вопрос о компенсации, и ответчиком опять-таки будет обвиняемый. Короче говоря, для этого человека нетрезвая поездка на Tesla Model 3 может стать рекордно дорогой. Любое самое премиальное такси в Минске обошлось бы куда дешевле.

Впрочем, для каршеринговых компаний конфискация авто — это всякий раз событие с далеко идущими последствиями.

— Речь о том, что некоторые люди увидят, что ответственности для них просто нет. Не все исправно платят по долгам, а мер воздействия, предусмотренных законодательством, не так много. Человек должен понимать, что ответственность за свой поступок несет именно он. Если машину забирают у компании, то наказывают, по сути, компанию, что не кажется вполне справедливым, — говорят в Hello.

белый, седан, электро, автоматическая, задний привод
белый, седан, электро, автоматическая, задний привод
серый, седан, электро, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by