«Запорожцы» в наших дворах 25 лет назад: от «Горбатого» до «Таврии»

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
33 882
27 февраля 2023 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

«Запорожец» — легендарная марка советских автомобилей, сейчас уже почти не встречающаяся. А когда-то она была заметным явлением автомобильной жизни и городов, и сельской местности. Сдуем пыль с архивных пленок и посмотрим, как выглядели эти машины в наших дворах 25 лет назад.

А теперь «Горбатый»

Этот автомобиль начали разрабатывать еще в конце 1950-х в Москве на заводе МЗМА. Параллельно решили приспособить под выпуск малолитражки комбайновый завод «Коммунар» в украинском городе Запорожье. В 1958 году на «Коммунаре» создали собственное КБ, а серийный выпуск планировали начать во втором полугодии 1960-го. В марте 1959 года машине присвоили обозначение ЗАЗ-965 и имя собственное — «Запорожец». Как ни странно, но в серию автомобиль пошел без задержек, с октября 1960 года, как и предусматривал план. Уже к 1963-му машину основательно доработали в области моторного отсека, присвоив ей новый индекс — ЗАЗ-965А. В 1965 году с конвейера сошел 100-тысячный «Запорожец». Производство базового ЗАЗ-965А прекратили в апреле 1969-го. Общий тираж всех модификаций составил 309 595 экземпляров.

Этот «Горбатый», снятый в декабре 1999 года в Минске, относится уже к поздним моделям, у которых на передке нет надписи «Запорожец», зато присутствует символическое изображение ДнепроГЭС. На момент съемки автомобилю точно было больше 30 лет, но им пользовались. И состояние — близкое к оригиналу.

Заводские конструкторы долго бились над охлаждением моторного отсека, но владелец этой зеленой машины всех перещеголял, вставив в крышку капота самодельную большую решетку. Кадр снят во дворе дома №23 по улице Одинцова летом 1999 года.

Неожиданная встреча с «Горбатым» на обычной стоянке произошла в октябре 2008 года. Это парковка в районе площади Бангалор. Автомобиль «приукрасили» и предлагали купить «от 5000 у. е.». Обращаться нужно было в McDonald’s.

«Ушастый»

История «ушастого» «Запорожца», получившего такое прозвище из-за формы воздухозаборников, началась в 1960 году. В производстве еще только осваивался ЗАЗ-965, но конструкторы уже работали над собственной оригинальной машиной. Ей придали совершенно новые формы, салон стал просторнее, увеличился передний багажник, двери открывались по ходу движения. Было построено несколько серий опытных образцов с разным внешним видом. Мелкосерийное производство начали в 1966 году, параллельно с «Горбатым», а полностью на новую модель завод перешел в мае 1969 года. Собирали их до 1973-го, общий тираж составил 273 769 экземпляров.

Но в Минске 1990-х ЗАЗ-966 был откровенной редкостью. «Горбатых» во дворах стояло больше, чем первых «Ушастых». А вот следующая модель Запорожского автозавода — ЗАЗ-968 — уже была относительно массовой. Речь об основательно доработанной 966-й, с усиленным кузовом, переработанным рулевым управлением и т. д. Основной моделью завода ЗАЗ-968 стали считать с января 1972-го, хотя еще больше года 966-я и 968-я выпускались параллельно. Постепенно в конструкцию вводились измененные или вовсе новые элементы. В марте 1974 года завод «Коммунар» провел очередную модернизацию машин: вместо фальшрадиаторной решетки появился хромированный молдинг. Модель ЗАЗ-968 собирали до 1980 года, а с 1974-го — параллельно с обновленной версией ЗАЗ-968А, постепенно уменьшая количество старых машин. Общий выпуск всех вариантов перевалил за миллион: всего сделали 1 002 953 экземпляра.

Вот классический «ушастик» во дворе на Одинцова, май 1999 года. Еще используется советский черный номерной знак, непременный багажник на крыше в наличии. Рядом чинят 123-й Mercedes — эпоха во всей красе.

Каково же было мое удивление, когда почти такой же, даже в том же цвете, автомобиль я увидел в потоке на проспекте Независимости осенью 2017 года. Вероятно, это был уже «коллекционный» экземпляр, которым кто-то владел for fun, или семейная реликвия, которую, судя по состоянию, берегли как зеницу ока.

«Глазастый»

На смену модели 968А пришла 968М. За характерный внешний вид автомобиль прозвали «Глазастым», но популярной эта кличка не стала. Проектирование «Запорожца» с измененной внешностью, улучшенной вентиляцией и отоплением салона начали в 1971 году, а первые опытные образцы построили только в 1976-м. На модели 968М исчезли травмоопасные выступающие воздухозаборники, появились бамперы с резиновыми накладками в центре, фары с черными пластиковыми ободками и задние прямоугольные фонари. Первую «почти серийную» такую машину собрали на главном конвейере 7 декабря 1978 года. Массовое же производство стартовало только в декабре 1979-го, в 1980-м завод перешел на эту модель полностью. Суммарный выпуск ЗАЗ-968М до 1991 года включительно составил 1 645 402 экземпляра. Но после распада СССР их продолжили изготавливать. Последний автомобиль  это модели сошел с конвейера ЗАЗа в июне 1994 года.

Классический ЗАЗ-968М «нашей молодости» должен был быть именно таким — со слегка выцветшей краской, но бодрым. Помню, у соседей по даче был такой, только белый. Какое же счастье, когда подвозили на таком от домика до железнодорожной станции — с многочисленными сумками-клунками, корзинками и ведрами, наполненными дарами приусадебного участка. Про тесноту и неудобство «забирания» на заднее сиденье никто и не думал.

Классический «дачный» ЗАЗ-968М обязательно должен был быть оснащен накрышным багажником, а самодельная антенна для радиоприемника — элемент роскоши.

На зиму же большинство «Запорожцев» оставляли во дворах. Так они и стояли под покровом снега, в наиболее массовом для себя белом цвете, сливаясь с окружающим пейзажем. Как здесь, в одном из дворов по улице Якубовского.

Был в гамме и пикап. Назывался ЗАЗ-968МП. Хоть выпускался он в небольших объемах, но все же был серийным легким коммерческим автомобилем. Его делали с 1990 по 1994 год. Сфотографирована машина на улице Пономаренко, недалеко от перекрестка с проспектами Пушкина и Жукова. Сейчас от целого комплекса душевных одноэтажных домиков остался только один автосервис по адресу Пономаренко, 27.

«Восьмерка» на минималках

История переднеприводной «Таврии» была очень долгой. Проектировать свой автомобиль с принципиально другим приводом в Запорожье начали еще в 1967 году. Первые опытные машины и близко не были похожи на то, что в итоге пошло в серию. Это были совсем другие кузова и другие агрегаты. Концепцию отрабатывали долго. Нечто похожее на будущий серийный ЗАЗ-1102 появилось только в 1978 году. Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года, а их устойчивый выпуск начали в апреле 1988-го, фактически через 10 лет после того, как облик автомобиля сформировался. Если бы не бюрократические проволочки, то «Таврия» вполне могла бы стать первой советской переднеприводной машиной, а так вазовская «восьмерка» ее все-таки обогнала. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» с трехдверным кузовом хетчбэк был завершен в 2007 году, хотя еще как минимум две партии (вероятно, по заказу органов соцобеспечения) были собраны в 2008 и 2009 годах.

Сзади «Таврия» действительно выглядела почти как очень престижная «восьмерка». Некоторые их даже путали между собой, чем владельцы иногда пользовались, чтобы поднять своего рода статус в глазах окружающих.

Спереди же «Таврию» было несложно отличить от изделий «АвтоВАЗа»: «плоская» накладка между фарами «Таврии» и «клюв» «восьмерки» все-таки выглядели очень по-разному. Самый массовый вариант был именно таким:

Ранние же «Таврии» можно отличить по прямоугольным фарам, утопленным в специальные «очки», и черной пластиковой решетке радиатора. Есть мнение, что именно такой вариант внешности был самым удачным.

Был еще и вариант оформления «а-ля 41-й „Москвич“». Самый «младший» советский переднеприводный автомобиль постоянно пытался мимикрировать под «старших» братьев. Кадр сделан в 1999 году в Минске на улице Карла Маркса, недалеко от пересечения со Свердлова.


Еще «при жизни» «Запорожцы» стали героями анекдотов, а на владельцев этих машин хозяева даже «Москвичей», не говоря уже про «вазоводов», смотрели сверху вниз. Однако это вполне себе был народный автомобиль. «На „Запорожце“ всяко лучше, чем на трамвае», — утешали себя обладатели таких машин. А уж для дачников это вообще была палочка-выручалочка. Все, кому нужно было топать на электричку, соседу с «Запорожцем» завидовали. Эти машинки вызывают настоящую ностальгию.

Читайте также:


для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 98 (750 кг), евроэтикетка: C/C/70 дБ

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by