«В Видзы? Это где? И почему именно туда?» — такой град вопросов задавали нам перед стартом тест-драйва китайского кроссовера-гибрида Li One. Среди довольно большого спектра недавно появившихся в Беларуси брендов из КНР эта модель отличается вполне демократичной ценой на фоне действительно богатой комплектации. Что ж, сразу ответим на поставленные вопросы. Видзы — городок на севере страны, стоящий на границе с Литвой. Именно в этом районе можно наблюдать белое пятно на карте электрозарядных станций. Очевидно, даже с учетом довольно быстрого развития инфраструктуры зарядки здесь появятся нескоро. В принципе, как и электромобили. А вот гибриды вполне могли бы стать альтернативой. Что по этому поводу думают в регионах, в самой, так сказать, электрической глуши? Поедем узнаем.
Первые автомобили компания Li Auto, или Li Xiang, выпустила четыре года назад. В Беларусь шестиместную полноприводную модель Li One стали привозить сравнительно недавно — в начале этого года. Почему мы обратили внимание именно на этот гибрид? Ответ даст статистика: если в 2020-м было продано 33 457 машины, то в 2022-м уже 133 246. Автомобиль стал хитом на родине — за счет большого количества опций и вполне доступной для машины такого уровня цены.
«Популярность таких авто в России растет, повышается спрос и в Беларуси, — заметили представители WestMotors — компании, оказывающей помощь в доставке модели из Китая. — Многие клиенты делают ставку на большой запас хода и уверенность в возможности продолжить движение в любых условиях, даже при отсутствии ЭЗС. Ну и цену можно назвать приемлемой. В нашей стране One с пробегом до 40 тыс. км обойдется примерно в 40 тыс. долларов в эквиваленте. Срок поставки — 2,5 месяца».
«При отсутствии ЭЗС» — как раз наш случай. Видзы, несмотря на приграничье и близость к пункту пропуска, не имеют собственной общественной зарядной станции. Ближайшие — под Поставами и в Браславе. Возможно, устанавливать там зарядку экономически нецелесообразно, и она бы большую часть времени пустовала. Тем не менее пробел на карте покрытия сети Malanka бросается в глаза. Быть может, и там есть готовые шагнуть в электрическое будущее люди, которым подошел бы такой внедорожный гибрид?
Автомобиль представляет собой последовательный гибрид. Что это значит? Во-первых, он подключаемый, предусмотрен один лючок для заправки топливом и еще один — для подзарядки. В этих машинах ДВС не соединен ни с одной из осей, а подключен к генератору, вырабатывающему электроэнергию. Электричество используют тяговые электромоторы, вращающие колеса. Часть технологии — батарея, которая накапливает энергию от ДВС и при рекуперативном торможении, она же повышает отдачу при пиковых нагрузках.
Это если в общем. А если конкретно про One, то здесь установлен турбодвигатель объемом 1,2 литра и мощностью 131 л. с., на каждой из осей — по одному электромотору (именно им ДВС передает энергию). Суммарная мощность силовой установки — около 330 л. с. Запас хода кроссовера составляет 1000 км (при полном заряде батареи емкостью в 40,5 кВт·ч и полном 45-литровом баке). Можно выбирать, как ехать: на электричестве, бензине или в гибридном режиме.
Стартуем в Видзы. Собственно, ничего особенного для этого делать не нужно: ни поворачивать ключ, ни нажимать на кнопку. Просто разблокировал двери, сел с ключом в кармане за руль, нажал на тормоз, включил Drive — и поехал. Начинает авто движение с места так же бесшумно, как и электрокар. С непривычки даже как-то не по себе: то ли One поехал, то ли припаркованная машина покатилась...
Недолгая поездка в городской черте продемонстрировала возможности датчика адаптивного круиз-контроля. Он считывает все предметы и существа вокруг машины, рисует их силуэты на водительском планшете. Показывает легковушки, грузовики, пешеходов. Распознает светофоры, полосы и знаки. Характерным звуковым сигналом в салоне предупреждает о препятствиях в мертвых зонах при перестроениях. Конечно, не обходится и без приколов: например, ребенка на детском велосипеде система распознала как мотоциклиста. Хотя, в принципе, какая разница? Лишь бы сработало автоторможение в случае реальной опасности.
Отдельного упоминания заслуживает камера на 360 градусов, которую можно задействовать при парковке. Особенно полезна она при проезде по нашим узким дворам.
Сразу за МКАД захотелось слегка покуражиться. И One позволил это сделать. По паспорту автомобиль разгоняется до сотни за 6,5 секунды. Динамика вполне ощутима при наборе скорости, что даже немного удивительно для такого «бегемота». Тем не менее в креслице приятно вжимает. Отлично подхватывает также при резких ускорениях (например, во время обгона), без характерных пауз.
Интересно было пощупать и работу адаптивного круиз-контроля. Он отлично держит дистанцию до машины впереди и, само собой, поддерживает скорость. Немного неожиданно самостоятельно сбрасывает скорость (примерно на 10 км/ч) на закруглениях дороги — даже при достаточном повороте рулевого колеса. Датчики весьма неплохо считывают по-весеннему потертую разметку, отличают прерывистую линию от сплошной. Однако при пересечении последней никаких сигналов или предупреждений система не выдает. Возможно, стоило бы покопаться в настройках, но точно не в движении. Фишек встроено много, и для глубокого погружения во все многочисленные настройки пришлось бы остановиться. Но мы же спешим на встречу с видзовцами (или с видзянами?).
Региональные дороги в эту пору года пребывают не в самом лучшем состоянии, однако подвеска One проглатывала неровности и ямки, не тревожа людей в салоне лишней тряской. Тем не менее спустя несколько часов езды пассажира несколько укачало. Сконцентрировались на ощущениях и пришли к выводу, что действительно можно говорить о валкости в загородном режиме движения. Напомним, здесь три ряда сидений, и последний из них, судя по размерам прохода, предназначен в первую очередь для детей. Вот кому точно не понравится описанная валкость.
Неизвестно, придется ли пассажирам с галерки кричать, чтобы добиться реакции водителя, но для общения со средним рядом повышать голос не нужно. Шумоизоляцию можно назвать средней для авто такого класса. Посторонние звуки проникают в салон только от колес, а вот двигателя не слышно совсем.
Спустя три часа езды и впитывания впечатлений оказываемся в приграничных Видзах. Здесь, на площадке у одного из самых высоких и красивейших костелов в Беларуси, есть возможность рассмотреть машину повнимательнее. Во внешности можно заметить некие сходства с Range Rover и Jaguar, даже некоторые отсылки к BMW, хотя современный автопром Китая даже как-то неприлично сравнивать с «европейцами». Все же это самостоятельное произведение инженерной и дизайнерской мысли.
Но самое интересное ждет внутри. Взгляните на этот салон. В условиях, когда цены даже на бэушный премиум переваливают за 60 тыс., One выглядит довольно солидно изнутри. Давайте перечислять: шесть мест для сидения, у четырех кресел есть электрорегулировка, память положения, режим отдыха, подогрев/вентиляция и массаж, в качестве отделки использована светлая кожа, предусмотрен панорамный люк, раздельный климат-контроль. Передняя панель выделяется тремя планшетами, на центральной консоли — еще один, отвечающий за климат-контроль, теплые функции, свет и переключение между режимами питания: электро, гибрид или топливо.
Внимательный читатель явно обратил внимание, что крайний справа монитор выключен. Дело в том, что планшет, предназначенный для мультимедиа и развлечения пассажира, завязан на китайскую SIM-карту, без доступа в сеть не работает. Специалистам предстоит придумать, как «подружить» SIM-карты белорусских операторов с этой машиной.
Еще во время фотосессии местный мужчина с велосипедом долго и внимательно рассматривал незнакомую модель. Чтобы удовлетворить его любопытство, начинаем разговор первыми:
— Машина называется Li One. Это гибрид. Слышали о такой?
— Ли? А почему не Си? Явно же из Китая. Ого! У нее два лючка для заправки.
— Тот, что справа, — для подзарядки электричеством.
— Понятно. К нам такое приезжает редко.
— А сами бы взяли себе гибрид?
— А зачем? Об экологии думать, живя на земле озер? Или о расходе? Нам тут больше дизель подходит — сами понимаете. Чтобы ездила, не ломалась и практичной была, большего и не нужно.
Что ж, это мнение имеет право на жизнь, хоть мужчина явно не из целевой аудитории таких авто. Перемещаемся на соседнюю улицу, паркуемся у местного кафе и колледжа — очевидного центра притяжения для молодежи. Вскоре появляются двое парней, один из них физическим ключом открывает немолодой Golf. Вновь начинаем беседу первыми:
— Не знаете, где здесь ближайшая зарядка?
— Наверное, только в Браславе. А это электромобиль?
— Не совсем. Гибрид.
— Поэтому номера зеленые? Если честно, не видели таких.
— Да, такие выдают всем машинам, которые можно заряжать (с тяговым электромотором). Поменяли бы на свою?
— Конечно. С вашей доплатой.
— А серьезно?
— Думаю, когда такие машины будут стоить до 20 тыс., у нас найдутся желающие. Заряжали бы в своих домах. Тут бóльшая часть поселка — частный сектор. Особенно если выходило бы дешевле, чем на топливе. Любителей сэкономить хватает.
Вопрос цены сокрален, поэтому поищем домик с фасадом побогаче. Интересно, что там скажут: скучают ли без электробудущего? Вскоре коттедж был найден — с припаркованным Mercedes ML во дворе. У ворот появляется хозяин. Оказалось, мужчина живет в Литве, в Видзах построил дачу на родительском участке и периодически приезжает на отдых:
— «Электрички» здесь только проезжают мимо. Самая популярная машина тут — Passat в универсале. У меня же раньше был Volvo XC90, а сейчас вот «Мерс» — сын подарил. На самом деле у меня утилитарное отношение к автомобилям. Важны комфорт и минимум хлопот — чтобы машина не отвлекала от основной жизни. С «китайцами» все непросто. С одной стороны, компании из КНР молодцы: делают красивые, приятные внутри автомобили, которые стоят дешевле «европеек» или «американок». Этот же гибрид меньше стоит, чем что-то похожее от BMW или Toyota, верно? Но с другой стороны, что я буду делать, если она сломается или — того хуже — попадет в аварию? Как заменить кузовщину? Искать на сайтах с доставкой из КНР? Мне бы не хотелось так заморачиваться. Так что пока белорусский рынок ими не заполнится и не появятся запчасти на разборках, это не моя история.
Фактически собеседник повторил мысли столичных «теславодов»: мол, купить можно, а что дальше? Пока что это вопрос риторический, но с учетом развития нашего рынка и активного привлечения китайских брендов ответ в ближайшее время найдется. Как утверждает руководство крупного белорусского автохолдинга, «Китай здесь надолго». Следовательно, за спросом появится и предложение. Со смешанными чувствами, но с верой в светлое будущее (в том числе для Видзов) возвращаемся в Минск.
По пути обратно в столицу мы немного побаловались с разными режимами питания. Очевидно, что в городе в качестве основного лучше использовать электричество, а на трассе — гибрид и бензин («переваривает» не ниже АИ-95). Нас предупредили: если батарея заряжена, расход топлива будет минимальным (1,9 литра на сотню). Но если заряд упадет ниже 20%, то лучше не продолжать ехать в режиме «Электро», а переключиться на «Топливо». Правда, в этом случае заметно ухудшится динамика.
Итак, эксперимент. Покидаем Видзы с 80% заряда и 421 км запаса на топливе. Переключаем режимы через каждые 30 км и смотрим, как меняются показания борткомпьютера по запасу хода. Скорость, зафиксированая круиз-контролем, — 100 км/ч. Резко не газуем, не обгоняем, тормозим по требованию знаков и на всякий случай перед переходами. Остальные настройки остаются неизменными: режим движения, рециркуляция энергии, подвеска, тяжесть руля (да, машина позволяет все это настроить).
Фиксируем результаты.
Основные выводы: при движении исключительно на электротяге бензобак почти не задействуется; в гибридном режиме на трассе расход и зарядка батареи примерно равны, запас электроэнергии сохраняется на том же уровне; во время питания только за счет топлива батарея подзаряжается.
Уже по прибытии в Минск зафиксировали значения среднего расхода во время всей 700-километровой поездки (для всех режимов, для населенки и загорода). Вышло 8,5 литра бензина на сотню и 22,9 кВт·ч (для сравнения: Tesla Model 3 потребляет 17,3 кВт·ч, Zeekr 001 — 27 кВт·ч).
О высокой экономичности судить не беремся, однако именно гибрид позволяет не переживать насчет запаса электроэнергии, лишает страха в духе «дотянем ли до зарядки?». Специалисты по привозу авто из Китая говорят, что в КНР уже столкнулись с проблемами инфраструктуры и слишком оптимистичными заявлениями о запасах хода со стороны производителей. А потому темпы «электрификации» в последнее время там несколько замедлились — китайцы стали чаще присматриваться именно к современным продвинутым гибридам. Вроде бы и в тренде, и шанс застрять в пути минимальный.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by