В середине 2010-х по КНР прокатилась волна громких судов с китайскими брендами. Например, BMW судилась с автопроизводителем ShuangHuan из-за клонов X5 и Smart и выиграла тяжбу. Со временем ShuangHuan вынужден был закрыться. К началу этого десятилетия штамповка реплик прекратилась, хотя и сейчас на улицах китайских городов можно встретить автомобили местного производства, уж больно похожие на «европейцев». Однако нельзя не признать, что КНР сделала серьезный шаг на пути к оригинальному дизайну. Насколько большой? Вместе с представителями компании WESTMOTORS, оказывающей помощь в доставке машин из-за границы в Беларусь, мы решили взглянуть, какие модели сегодня презентуют фирмы, получившие дурную славу из-за клонов.
— Это правда, что в китайской культуре сделать копию — не зазорно? — спрашиваем у гида по Шанхаю.
— Абсолютно. Мы считаем, при развитии можно копировать, чтобы потом создать свое. Как с учителем: сначала впитываешь его знания, и только после рождаются новые, собственное творчество. Если похожий по дизайну товар сильно дешевле оригинала, то в чем тогда обман? — говорит наш проводник с типичным китайским именем Ли. — Всем было известно, что качество автокопий — обычное или даже не очень, но цена подкупала. Сейчас, с ростом автопроизводителей, отношение к явлению изменилось — слишком большой выбор разных машин, чтобы присматриваться к покупке клонов. Их в целом стало меньше. Хотя иногда встречаются.
В 1980-х Китай взял курс на новую экономическую политику. Идея была такой: прямые инвестиции из-за рубежа открывают дорогу к знаниям в области технологий и управления. Начали открывать особые экономические зоны: с иностранцев — инвестиции и технологии, а им в ответ — доступ к рынку и мизерные траты на производство. Последние на тот момент ноу-хау стали известны и спецам из КНР. А раз есть знания, почему бы не делать почти те же самые продукты, только дешевле?
Одним из первых таких совместных предприятий стал завод Volkswagen, его открыли в Шанхае в 1978 году. В начале 1990-х запустили производство FAW-Volkswagen в Чанчуне. Спустя около десяти лет работы на этих предприятиях опытные сотрудники уже могли клонировать и собирать собственный автомобиль. Со временем капиталы китайских автокомпаний росли, они смогли позволить себе перекупать европейских дизайнеров. Например, недавно зашедший на наш рынок JAC не скрывает, а даже гордится: «К внешности седана J7 вопросов быть не может: над экстерьером поработал Даниэль Гальоне — дизайнер Alfa Romeo и Maserati».
Таким образом началась новая эра оригинального дизайна автомобилей из КНР. И, надо сказать, теперь это совсем другой уровень, оснащение некоторых китайских моделей покруче, чем у современных европейских. Представители того же BMW, которые еще десять лет назад судились с ShuangHuan за экстерьер X5, сегодня признают: «Китай опережает автомобильные тенденции». Давайте посмотрим, как именно.
В свое время BAIC решила не мелочиться и замахнуться на «Гелендваген». В дизайне было интересное отличие — решетка радиатора в стиле Jeep. Известно, что в распоряжении немецкого концерна есть более 10% акций BAIC и даже совместное предприятие. Но это не помешало (а быть может, и поспособствовало) созданию BJ80. Основная же доля предприятия принадлежит государству. На первые модели устанавливали 2,3-литровый турбомотор от Saab.
Собственно, именно эту модель BAIC и показал на Шанхайском автосалоне.
В Шанхай привезли и младших братьев китайского «Гелика» — внедорожники BJ40 и BJ60. Оба оснащаются 2-литровыми двигателями, у первого есть версии с моторами объемом 2,3 и 2,4 литра.
И все же без эволюции не обошлось. Была презентована премиальная версия в стиле Maybach с 2-цветной окраской кузова — BJ60 с приставкой Neon Shadow. Эта машина далеко ушла от прародителя (или, лучше сказать, вдохновителя?). Под капотом — 2-литровый ДВС с турбонаддувом мощностью в 267 л. с., работающий в паре со стартер-генератором. Да, теперь это мягкий гибрид. В качестве коробки — 8-ступенчатый «автомат» от ZF.
В свое время Zotye SR9 была одной из самых популярных в КНР машиной-копией — 20 000 экземпляров были распроданы за два дня после старта продаж. Владельцы массово скупали шильдики с лого Porsche и просто переклеивали. Правда, история взлета довольно быстро закончилась.
«В течение уже первого года выпуска этих моделей стали поступать массовые жалобы от покупателей, — вспоминает наш гид Ли. — Оказалось, в SR9 устанавливали не лучшие по качеству моторы. Об этой ситуации даже писали в государственных газетах. Тут же вспомнили и про схожесть Zotye SR7 с Audi Q3, Zotye Domy X5 — с Volkswagen Tiguan, T600 — с Touareg. Одним словом, их стало заметно меньше на дорогах».
Компания Zotye не закрылась, существует до сих пор. Однако дела у нее после упомянутой истории с двигателями стали идти не очень, если верить словам гида. Тот случай, когда люди проголосовали рублем. На Шанхайском автосалоне этот производитель не присутствовал.
«Вообще, в нашей практике не было ни одного случая, когда белорусы просили бы найти себе в КНР копию известного европейского авто. Как оказалось, здесь нет любителей дешевых Porsche или Geländewagen, — заметили представители WESTMOTORS. — Был случай с заказом от россиянина — он искал китайский аналог „Чайки“ с электродвигателем. Правда, дальше слов дело не зашло. Хорошим спросом в нашей стране пользуются китайские бренды с оригинальным дизайном: BYD, Li, Zeekr, Voyah. Еще заказывают Geely, Changan, китайские Volkswagen ID 4 и 6».
Да, известный всем белорусам бренд не стал исключением: перед тем как выпустить GE в свет, китайцы озаботились вопросом авторских прав — чтобы не нарваться на иск, сделали модель чуть непохожей и немного короче и ýже. В качестве мотора выступал 2,4-литровик на 163 л. с., который сочетался с двумя электродвигателями. Цена на машину была в шесть раз ниже стоимости Rolls-Royce. Британцы не стали долго терпеть — пригрозили неприятностями. И Geely пошла на попятную — следующий GE имел более серьезные отличия.
Ну а на Шанхайском автосалоне 2023 года вряд ли вообще кто-то вспомнил эту историю. На стенде Geely было на что посмотреть без оглядки на прошлое. Ни много ни мало 21 новинка! Из наиболее интересного — полноценное семейство автомобилей под названием Galaxy. Первым (по дате выхода) в нем станет 390-сильный кроссовер Galaxy L7. Нельзя не отметить оригинальный футуристичный дизайн машины, которая должна появиться в салонах Китая уже во втором квартале этого года.
Не менее интересен и концепт купе Galaxy Light с совершенно фантастической внешностью и космическим интерьером.
Дизайнерские баталии могут идти и в сверхбюджетном сегменте. Так, компания Chery не стала переживать из-за своей довольно широкой известности и выпустила клон Matiz. Причем такой, что некоторые детали — такие как двери, например — запросто можно было поменять, сняв их с Matiz. То есть налицо совсем откровенное заимствование. При этом китайцы позаботились, чтобы комплектации были побогаче, чем у Daewoo. Правда, на фоне общего не самого высокого качества их модель все равно проигрывала. Владельцем бренда Daewoo с начала нулевых является американский концерн GM. Он подал в суд на Chery, однако не добился компенсации из-за разницы в колесных базах QQ и Matiz. В любом случае последующие генерации автомобильчиков от Chery уже больше отличались от первой.
В Шанхае компания среди прочего показала новый ситикар с электромотором. Белорусов эта машина вряд ли сможет заинтересовать, а вот в КНР маленькие ситикары занимают 40% от всех проданных «электричек».
Но раз мы собрались изучать оригинальный дизайн современного автопрома КНР, лучше обратить внимание на другие модели от Chery. Например, на флагманский кроссовер Tiggo 9. Он оснащен 2-литровой «турбочетверкой» мощностью 261 л. с. и 8-ступенчатым «автоматом». В Китае новинка поступит к дилерам до конца весны. А еще есть Tiggo 9 C-DM, то есть в гибридном исполнении: с запасом хода в 1400 км (165 км — только на электротяге), полным приводом, ДВС мощностью 254 л. с., разгоном за 4,26 секунды до 100 км/ч и расходом в 4,2 литра. И все это за $23 000 на рынке КНР.
По соседству на стенде Chery можно было заметить концепт гибридного седана Arrizo Star. Обещают, что на одной зарядке он сможет проехать 1500 км, а восполнить 80% заряда можно будет за 15 минут. Заявленный расход — 3,8 литра. Разгон до сотни — 3 секунды. Чуть дальше стоял электромобиль EQ7 с запасом хода в 500 км и зарядкой до 80% всего за 30 минут.
Ну и для любителей авангарда в дизайне — TJ-1 C-DM. Информация о модели пока остается секретом. Известно немного: это гибрид, в котором «воплотились разработки компании в области экологически чистых транспортных средств».
Также стоит напомнить, что у Chery есть несколько суббрендов: премиальный Exeed, внедорожный Jetour и электрический iCar.
Еще одна яркая копия, которую трудно развидеть. В конце 1980-х AM General привез на пекинскую выставку несколько Hummer, там же и оставил их для изучения. Еще несколько Hummer купила полиция КНР в начале 1990-х. Вжух — и в 2002-м был презентован Dongfeng. Почему его назвали сумасшедшим солдатом, наверное, лучше не спрашивать. Как бы то ни было, Dongfeng доехали и до Беларуси. Впервые на наших землях их заметили в середине 2012 года. Машина представляет собой высокомобильный вездеход. Под капотом — 152-сильный дизель с водяным охлаждением и рабочим объемом 3,9 литра. Максимальная скорость при полной нагрузке — 105 км/ч. Расход — 19 литров на 100 км. Автомобиль оборудован 5-ступенчатой МКПП и 4-ступенчатой раздаточной коробкой.
Так а что Dongfeng показывает сейчас? Продолжателем брутальной темы стал Mengshi M-Hero: огромный, угловатый, экстраординарный.
Но главная новинка от Dongfeng — суббренд со странным названием eπ. По задумке авторов, оно должно символизировать электрон, отсылать к числу Эйлера в степени π. Но это слишком сложно для понимания. Просто скажем, что это «электрички» и водородные машины.
Также показали электрический внедорожник Aeolus S01 и модель Mage PHEV. Скорее всего, дальше внутреннего рынка эти автомобили не уедут.
Ну и не стоит забывать про суббренд Voyah — его нередко заказывают из Китая в Беларусь и Россию.
Не будем спорить, в эту подборку попало немало концептов, которые могут отличаться по дизайну от заводских версий. Однако и в них видно устремление китайских производителей оставить век копирования в прошлом и приблизиться к будущему. Похоже, что получается. Возможно, даже быстрее, чем мы думаем.
Компания WESTMOTORS оказывает услуги подбора и организации доставки автомобилей из Китая, США, Европы, Кореи и ОАЭ в Беларусь.
Подробную консультацию по приобретению автомобилей из-за границы можно получить у специалистов компании по телефону +375 29 170 70 01 (Telegram, Viber, WhatsApp).
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by