Прогон машины газовой службы по Минску: уступают ли водители «синим маякам»?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
14 571
24 мая 2023 в 18:10

Обычно в так называемых прогонах участвуют машины ГАИ или скорой. С их помощью смотрят, как быстро и насколько охотно городские автомобилисты пропускают авто оперативного назначения. Порой даже штрафуют нарушителей. Мы же решили проехать на машине газовой службы — с «маяками и сиреной». Ведь в какой-то степени пропуск спешащего на ЧП автомобиля — часть водительской культуры. Признаться, ничего экстраординарного не ждали, однако минчане нас удивили.

Для прогона мы выбрали вечерний час пик в будний день и довольно загруженную ул. Притыцкого. Важное условие: всю поездку снимаем на видеорегистратор, а параллельно — еще и на фотокамеру. Изучаем реакцию водителей, делаем выводы. Ненадолго нашим автомобилем стал Citroen со спецокраской и надписью «104. Аварийная газовая служба», оборудованный проблесковыми маяками и звуковой сигнализацией. Таких машин (этой и других марок) в столице чуть больше полдесятка. Все они курсируют по городу почти всегда от вызова к вызову. Практически во всех случаях это говорит о том, что где-то произошла утечка газа, нужно срочное вмешательство. За рулем — опытный водитель САВР (службы аварийно-восстановительных работ) Вадим с 20-летним стажем.

«Последствия несвоевременного приезда работников службы аварийно-восстановительных работ может повлечь за собой гибель людей, ожоги, травмы от взрывов и пожаров, а также отравления и удушья при пользовании газом в быту, — подчеркнул первый замгендиректора — главный инженер УП „Мингаз“ Андрей Вирочкин. — Поэтому мы вновь напоминаем водителям о необходимости пропускать автомобили оперативного назначения».

Присутствующий во время прогона инженер по безопасности движения технической инспекции Владислав Шаметько напомнил пункт 26 ПДД, в котором закреплена эта обязанность: «При приближении ТС оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд».

Как на деле исполняют этот пункт ПДД? Давайте проверим. Первый прогон — от «Каскада» в сторону МКАД. Водитель сразу обозначил: эта поездка — стихийная, без заранее выбранного ряда, стратегия движения меняется по ходу обстоятельств. Но начинаем с крайней левой полосы — не самое удобное для водителя положение. Надо сказать, так быстро до МКАД мы никогда не доезжали.

От центра — к выезду из города

Стоит отдать должное нашим водителям. Тех, кто не уступал дорогу Citroen, практически не встретилось. Можно видеть, как смещаются автомобили всех марок: от малолитражек до внедорожников. В случаях, когда принять правее невозможно, некоторые автомобилисты в соседнем ряду просто снижают скорость, таким образом предоставляя коридор «автомобилю с мигалками». Кто-то даже ныряет в «карман», чтобы освободить дорогу. Другие — выезжающие с прилегающих улиц — просто ждут и не решаются на маневр. Иные решают повременить с перестроением. Водители троллейбусов и, что удивительно, маршруток тоже не являются исключением. Да, без нюансов не обходится: кто-то поздно замечает синие маяки, тормозит в полосе и не знает, что делать дальше.

«В этот раз, да и в целом каждый день, водители ведут себя достойно, — так охарактеризовал трафик с экстремальной ситуации Вадим. — Сегодняшняя поездка не нечто выдающееся, а скорее рядовой случай. Как видите, все уступают. Могу сказать, в этом вопросе в Минске культура сильно повысилась по сравнению с тем, как это было еще пять лет назад или в сравнении с той же Москвой (я раньше работал на международных перевозках)».


О конфликтах

Во время паузы говорим о потенциальных конфликтных ситуациях. Не скрывают: «Да, случаются. Чаще не во время движения, а во дворах, когда мы перекрываем опасный участок. Некоторые водители едут как привыкли. Другие подопрут и ждут. Однажды был случай: подошел мужчина с вопросом, достаточно ли у нас полномочий, чтобы перекрывать дорогу. Мы стоим с включенными синими маячками, сразу за машиной опасная зона, где можно пострадать. А у нас спрашивают про полномочия. Как бы то ни было, да, они есть. Примечательно, что в момент, когда на объекте работают экипажи машин скорой или МВД, никаких вопросов не возникает. Но после их отъезда тут же все расслабляются».

Собеседники подчеркивают: у сотрудников «Мингаза» есть нагрудные видеорегистраторы, работа при авариях фиксируется на видео. А конфликтные ситуации могут стать основанием для отдельного разбирательства.

От МКАД — в центр

Прогон в сторону центра решили начать в более приближенных к реальности условиях. Водитель сразу занимает крайнее правое положение. Говорит, это самая быстрая полоса — и не только на улицах, где предусмотрена «выделенка». Однако если в первый раз Citroen повезло попасть в «зеленую волну» и двигаться практически без остановок, то обратный путь был не столь легок: на пути немало светофоров, периодически натыкаемся на красный свет.

Тут уже несколько иные условия. Опасность есть не только от попутных ТС, но и от поворачивающих налево, разворачивающихся, двигающихся по перпендикулярной траектории. И если первый (крайний слева) из тех, кто едет по пересекаемой улице, точно видит синие огни, то те, кто движется на полосах правее, — не всегда.


Отдельной осторожности требуют пешеходы. Нередко они реагируют на приближение оперативного авто с большим опозданием, чем водители легковушек. Дети и вовсе в силу возраста не могут оценить скорость и расстояние до приближающегося автомобиля «с мигалками». По словам водителя, некоторые пешеходы продолжают идти прямо, демонстративно не поворачивают голову с мыслями, что их обязательно заметят и объедут. Дает такой совет: «Лучшая стратегия — остановиться на месте, не двигаться ни вперед, ни назад. Объехать стоящего человека всегда проще».

Наилучшая стратегия для водителей

Вадим дал и общий совет всем автомобилистам: «При приближении авто с маяками лучше притормозить и не менять полосу, если есть свободное место. Я объеду. Той же тактики стоит придерживаться, если вы слышите приближение оперативного транспорта, но не видите его. Если места нет и образовался затор, все равно лучше дождаться момента, когда машина с маяком попадет в поле зрения, и только тогда принимать решение: останавливаться, смещаться левее либо правее».


Удивительным образом реакция водителя даже с небольшим опытом как будто сама подсказывает, как действовать в пробке, чтобы «дать коридор». Кажется, запускается некое групповое мышление, машины разъезжаются чуть ли не синхронно. Кто в левом ряду — уходит еще левее, а соседи их пропускают. Кто правее — прижимается сильнее к бордюру. Авто с высоким клиренсом порой запрыгивают на этот самый бордюр. Можно заметить такой случай и в финале нашего видео о прогоне в сторону центра: водители Volvo и Suzuki не пожалели ни шин, ни дисков.

«У меня такие водители вызывают большое восхищение и искреннюю благодарность», — констатирует Вадим.

Пропускаете ли вы оперативные авто газовиков?
1157 человек уже сделали свой выбор!


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро