Обычно в так называемых прогонах участвуют машины ГАИ или скорой. С их помощью смотрят, как быстро и насколько охотно городские автомобилисты пропускают авто оперативного назначения. Порой даже штрафуют нарушителей. Мы же решили проехать на машине газовой службы — с «маяками и сиреной». Ведь в какой-то степени пропуск спешащего на ЧП автомобиля — часть водительской культуры. Признаться, ничего экстраординарного не ждали, однако минчане нас удивили.
Для прогона мы выбрали вечерний час пик в будний день и довольно загруженную ул. Притыцкого. Важное условие: всю поездку снимаем на видеорегистратор, а параллельно — еще и на фотокамеру. Изучаем реакцию водителей, делаем выводы. Ненадолго нашим автомобилем стал Citroen со спецокраской и надписью «104. Аварийная газовая служба», оборудованный проблесковыми маяками и звуковой сигнализацией. Таких машин (этой и других марок) в столице чуть больше полдесятка. Все они курсируют по городу почти всегда от вызова к вызову. Практически во всех случаях это говорит о том, что где-то произошла утечка газа, нужно срочное вмешательство. За рулем — опытный водитель САВР (службы аварийно-восстановительных работ) Вадим с 20-летним стажем.
«Последствия несвоевременного приезда работников службы аварийно-восстановительных работ может повлечь за собой гибель людей, ожоги, травмы от взрывов и пожаров, а также отравления и удушья при пользовании газом в быту, — подчеркнул первый замгендиректора — главный инженер УП „Мингаз“ Андрей Вирочкин. — Поэтому мы вновь напоминаем водителям о необходимости пропускать автомобили оперативного назначения».
Присутствующий во время прогона инженер по безопасности движения технической инспекции Владислав Шаметько напомнил пункт 26 ПДД, в котором закреплена эта обязанность: «При приближении ТС оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд».
Как на деле исполняют этот пункт ПДД? Давайте проверим. Первый прогон — от «Каскада» в сторону МКАД. Водитель сразу обозначил: эта поездка — стихийная, без заранее выбранного ряда, стратегия движения меняется по ходу обстоятельств. Но начинаем с крайней левой полосы — не самое удобное для водителя положение. Надо сказать, так быстро до МКАД мы никогда не доезжали.
Стоит отдать должное нашим водителям. Тех, кто не уступал дорогу Citroen, практически не встретилось. Можно видеть, как смещаются автомобили всех марок: от малолитражек до внедорожников. В случаях, когда принять правее невозможно, некоторые автомобилисты в соседнем ряду просто снижают скорость, таким образом предоставляя коридор «автомобилю с мигалками». Кто-то даже ныряет в «карман», чтобы освободить дорогу. Другие — выезжающие с прилегающих улиц — просто ждут и не решаются на маневр. Иные решают повременить с перестроением. Водители троллейбусов и, что удивительно, маршруток тоже не являются исключением. Да, без нюансов не обходится: кто-то поздно замечает синие маяки, тормозит в полосе и не знает, что делать дальше.
«В этот раз, да и в целом каждый день, водители ведут себя достойно, — так охарактеризовал трафик с экстремальной ситуации Вадим. — Сегодняшняя поездка не нечто выдающееся, а скорее рядовой случай. Как видите, все уступают. Могу сказать, в этом вопросе в Минске культура сильно повысилась по сравнению с тем, как это было еще пять лет назад или в сравнении с той же Москвой (я раньше работал на международных перевозках)».
Во время паузы говорим о потенциальных конфликтных ситуациях. Не скрывают: «Да, случаются. Чаще не во время движения, а во дворах, когда мы перекрываем опасный участок. Некоторые водители едут как привыкли. Другие подопрут и ждут. Однажды был случай: подошел мужчина с вопросом, достаточно ли у нас полномочий, чтобы перекрывать дорогу. Мы стоим с включенными синими маячками, сразу за машиной опасная зона, где можно пострадать. А у нас спрашивают про полномочия. Как бы то ни было, да, они есть. Примечательно, что в момент, когда на объекте работают экипажи машин скорой или МВД, никаких вопросов не возникает. Но после их отъезда тут же все расслабляются».
Собеседники подчеркивают: у сотрудников «Мингаза» есть нагрудные видеорегистраторы, работа при авариях фиксируется на видео. А конфликтные ситуации могут стать основанием для отдельного разбирательства.
Прогон в сторону центра решили начать в более приближенных к реальности условиях. Водитель сразу занимает крайнее правое положение. Говорит, это самая быстрая полоса — и не только на улицах, где предусмотрена «выделенка». Однако если в первый раз Citroen повезло попасть в «зеленую волну» и двигаться практически без остановок, то обратный путь был не столь легок: на пути немало светофоров, периодически натыкаемся на красный свет.
Тут уже несколько иные условия. Опасность есть не только от попутных ТС, но и от поворачивающих налево, разворачивающихся, двигающихся по перпендикулярной траектории. И если первый (крайний слева) из тех, кто едет по пересекаемой улице, точно видит синие огни, то те, кто движется на полосах правее, — не всегда.
Отдельной осторожности требуют пешеходы. Нередко они реагируют на приближение оперативного авто с большим опозданием, чем водители легковушек. Дети и вовсе в силу возраста не могут оценить скорость и расстояние до приближающегося автомобиля «с мигалками». По словам водителя, некоторые пешеходы продолжают идти прямо, демонстративно не поворачивают голову с мыслями, что их обязательно заметят и объедут. Дает такой совет: «Лучшая стратегия — остановиться на месте, не двигаться ни вперед, ни назад. Объехать стоящего человека всегда проще».
Вадим дал и общий совет всем автомобилистам: «При приближении авто с маяками лучше притормозить и не менять полосу, если есть свободное место. Я объеду. Той же тактики стоит придерживаться, если вы слышите приближение оперативного транспорта, но не видите его. Если места нет и образовался затор, все равно лучше дождаться момента, когда машина с маяком попадет в поле зрения, и только тогда принимать решение: останавливаться, смещаться левее либо правее».
Удивительным образом реакция водителя даже с небольшим опытом как будто сама подсказывает, как действовать в пробке, чтобы «дать коридор». Кажется, запускается некое групповое мышление, машины разъезжаются чуть ли не синхронно. Кто в левом ряду — уходит еще левее, а соседи их пропускают. Кто правее — прижимается сильнее к бордюру. Авто с высоким клиренсом порой запрыгивают на этот самый бордюр. Можно заметить такой случай и в финале нашего видео о прогоне в сторону центра: водители Volvo и Suzuki не пожалели ни шин, ни дисков.
«У меня такие водители вызывают большое восхищение и искреннюю благодарность», — констатирует Вадим.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро