ВелоПетрович

Свой электросамокат или кикшеринг? Прикинули, что выгоднее

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
32 343
04 июля 2023 в 8:00

Сезон электросамокатов ограничивается, по сути, только снегом. Это значит, что бóльшую часть года (если повезет, то месяцев 8—9) можно смело ездить на двух колесах: использовать самокат как альтернативу общественному транспорту или личному авто либо просто кататься в свое удовольствие. Но что выбрать: раскошелиться на собственный самокат или всякий раз платить за кикшеринговый? Вот уже долгое время мы сравниваем эти варианты и готовы поделиться некоторыми выводами.

Доступность: все зависит от того, где вы живете

Важно сразу сказать, что эксперимент мы проводили в Минске, который может похвастаться наибольшей концентрацией арендных электросамокатов. Таким образом, здесь действительно можно выбирать между покупкой средства персональной мобильности и кикшерингом, в то время как во многих других населенных пунктах такой вопрос не стоит в принципе.

Мы осознанно старались пользоваться самокатом как можно чаще и, что называется, вошли во вкус. Во-первых, это удобно. Вне зависимости от того, какой транспорт в качестве основного вы используете, свои плюсы самокат вам предложит. Не нужно топать на остановку, не нужно ждать автобус и потом ехать в тесноте (к чему у многих еще со времен пандемии выработалась стойкая неприязнь). Не нужно стоять в пробках, не нужно искать парковочное место.

И первое очко в нашем эксперименте зарабатывает собственный самокат: просто он всегда под рукой. Удивительно, сколько времени можно сэкономить, стартуя на скорости под 25 км/ч прямо от подъезда. Кто-то успеет дойти до остановки и дождаться автобуса, а вы уже проделаете половину своего обычного маршрута. И завершите поездку именно там, где вам нужно, не потратив ни минуты впустую.

С кикшерингом так точно не получится. Арендный самокат еще нужно найти, и, по нашим наблюдениям, необходимое для этого время напрямую зависит от вашего местоположения. Кикшеринг по городу распределен неравномерно, и для этого есть объективные причины. К примеру, каждое утро большое число людей уезжает из «спальника» в направлении центра города: кто пришел раньше — тот на самокате и уехал. Субъективно, может показаться, что и сервисы выставляют свои самокаты по-разному. По крайней мере, шансы быстро найти доступные колеса в «Новой Боровой» и где-нибудь на Ангарской будут существенно отличаться.

Но даже если вам повезло и в своем районе вы не испытываете дефицита арендного транспорта, то на то, чтобы дойти от подъезда до места начала аренды, уйдет какое-то время, и хорошо, если минут 5. Между тем в кикшеринговых компаниях признают, что весьма значительная часть людей использует самокат для коротких поездок: доехать до метро, до парковки и так далее. Может оказаться, что искать свободный самокат вы будете столько же, сколько потом на нем проедете.

взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 55 км/ч, мощность 1200 Вт, запас хода 77 км, аккумулятор 21 А·ч, задний привод, колеса 11"/10", вес 37.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 11.7 кг

Специфика: придется искать место

Один из кикшеринговых сервисов ввел в Минске правило: оставить арендованный самокат можно только в специально предусмотренном для этого месте. То есть мало того что за самокатом нужно куда-то идти, так потом его еще и не оставишь где попало. И придется затем топать какое-то расстояние до вашей конечной локации. Причем уже сейчас в Минске по такому принципу работает большое число арендных самокатов — приходится это учитывать. Такая поездка больше напоминает принцип работы общественного транспорта: нужно потратить время на дорогу до остановки и от остановки. В то время как использование личного самоката — это будто такси: едете от подъезда до подъезда.

Объявили бы 2:0 в пользу личного транспорта, но есть нюанс. Кикшеринговый самокат остается на улице, и после завершения аренды вы не беспокоитесь о его сохранности. С личным дело обстоит иначе. Его можно постоянно забирать с собой, но это не всегда удобно. Низкий вес вообще не является достоинством электротранспорта. К примеру, та модель, на которой мы колесим с самого начала сезона, весит почти 25 кг и не отличается компактностью. Теперь прикиньте, кто на каком этаже живет и работает и сколько лестничных пролетов приходится преодолевать каждый раз. Плюс нужно найти для самоката место: в квартире, в офисе — везде, где вы собираетесь его оставлять. Это не всегда радует окружающих — будьте к этому готовы. В общем, все это может стать серьезной проблемой — поверьте.

взрослый/подростковый (макс. 125 кг), до 24 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 55 км, аккумулятор 16 А·ч, задний привод, колеса 11"/11", вес 23.5 кг
Нет в наличии
взрослый/подростковый (макс. 125 кг), до 24 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 55 км, аккумулятор 16 А·ч, задний привод, колеса 11"/11", вес 23.5 кг
Нет в наличии
взрослый/подростковый (макс. 125 кг), до 24 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 55 км, аккумулятор 16 А·ч, задний привод, колеса 11"/11", вес 23.5 кг
Нет в наличии

Другой вариант — оставлять свой электросамокат где-то на улице. Но тогда необходимо позаботиться о его сохранности. У кикшеринговых моделей вне времени аренды блокируются колеса, эти самокаты оборудованы звуковой сигнализацией, в конце концов их местоположение отслеживается. Наше средство персональной мобильности такими функциями похвастаться не могло, соответственно, приходилось пристегивать его велозамком к каким-нибудь перилам.

В общем, в этом раунде ничья.

Удобство: все дело в привычке

Покупая себе самокат, вы долго изучаете Каталог, сравниваете модели, решаете, какие функции для вас важны, что вам нравится, а что нет. В результате можно обзавестись вещью, которая будет радовать вас всякий раз и полностью отвечать вашим представлениям о комфорте.

Арендный самокат — это чуть-чуть лотерея. Безусловно, мы замечаем усилия технических служб, которые в течение всего сезона поддерживают флот этих двухколесных электричек в достойном состоянии, но бывают и огрехи. Кроме того, особенности арендных моделей могут не подходить вам идеально. Это становится заметно, когда есть с чем сравнивать.

взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 25 км/ч, мощность 450 Вт, запас хода 75 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 24.3 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 40 км, аккумулятор 10.2 А·ч, колеса 10"/10"

В Минске все еще есть самокаты, не оборудованные активным задним тормозом: колесо замедляется программно при активации переднего тормоза. Вкусовщина, конечно, но всякий раз это кажется очень спорным решением, не позволяющим дозировать усилие при торможении и полноценно чувствовать свой транспорт, что принципиально в особенности на мокрой дороге.

Некоторые сервисы оборудовали свой флот по собственному усмотрению. С одной стороны, массивный навес над рулем с каким-то функционалом и креплением для смартфона — это удобно. С другой стороны, утяжеленный верх руля сказывается на управляемости: самокат куда отзывчивее, если руль легкий, без дополнительного обвеса. Нужно попробовать, чтобы определиться с тем, что подходит именно вам.



Расположение фары: во многих моделях, в том числе арендных, фара находится вверху, почти у самого руля. На нашем личном электросамокате две довольно мощные фары размещаются внизу, сразу над колесом. Возьмемся утверждать, что это очень удачное решение. Во-первых, весьма неплохо освещается дорога перед самокатом, что важно при движении в темное время суток. Во-вторых, две яркие фары выполняют и другую важную функцию — они делают самокат заметным для тех, кто находится впереди, по ходу его следования, но если высоко расположенная фара может невзначай и ослепить на мгновение, то фары внизу не доставляют никому дискомфорта.
Хорошая идея — крючок для пакета или рюкзака на основной трубе самоката. На некоторых арендных моделях он есть, на нашем личном самокате его не было, и всякий раз болела голова от того, как перевезти пакет с продуктами из магазина. На руле неудобно, да и небезопасно, под мышкой тоже не спрячешь — проблема.

Даже банальная подножка может быть удобной и нет. В этом вопросе, кстати, кикшеринговые компании, общающиеся напрямую с производителями самокатов, преуспели больше — у них опыт.

взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 55 км/ч, мощность 1200 Вт, запас хода 77 км, аккумулятор 21 А·ч, задний привод, колеса 11"/10", вес 37.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 11.7 кг
взрослый/подростковый (макс. 150 кг), до 65 км/ч, мощность 2000 Вт, запас хода 60 км, аккумулятор 18.2 А·ч, полный привод, колеса 10"/10", вес 35 кг

Ширина руля, ширина площадки для ног, возможность без опаски разместить ногу над задним колесом — все это, как оказалось, имеет свое значение, ко всему привыкаешь, и в действительности комфортно ездить на одном и том же самокате или по крайней мере на самокате одного и того же типа.

Обслуживание: стоит ли заморачиваться самому?

Мы уже упоминали о том, что за состоянием арендных самокатов следят целые команды специалистов: они заряжают батареи, меняют расходники, устраняют неполадки. Если с самокатом что-то было не так, всегда можно обратиться с жалобой в службу поддержки: нам известны случаи, когда деньги за аренду неисправного самоката возвращали.

Самая большая неприятность, с которой мы сталкивались, пользуясь кикшерингом, — разрядившаяся батарея. Чем меньше заряд, тем ниже скорость, и вот ты ползешь, надеясь, что сможешь доехать, и в один миг самокат становится колом — батарея на нуле. Приходится искать новый транспорт, зачастую повторно платить за аренду — обидно.

С собственным самокатом вы сами себе служба поддержки. Вовремя зарядить, убедиться в исправности всех узлов — это исключительно ваша задача. Что делать, если самокат сломался — тоже нужно решить. Едва ли среди нас так много специалистов, которые возьмутся чинить электрическую начинку. Значит, придется озаботиться поиском хорошего сервиса.

В общем, дело каждого, что выбрать. Кто-то не захочет заморачиваться, а для другого принципиально важно самому следить за состоянием своего транспорта. Выходит, снова ничья?

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 300 Вт, запас хода 20 км, аккумулятор 5.2 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5"
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 20 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 20 км, аккумулятор 5.1 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 12 кг
Onlíner рекомендует
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 12.5 кг

Стоимость: потратиться сразу или постепенно?

Цены на электросамокаты в Каталоге начинаются примерно с 400 рублей. Взрослые модели, которые разгоняются до 24—25 км/ч, как и кикшеринговые модели, стоят где-то от 800 рублей. Ну а самые дорогие версии — на порядок больше.

Самокаты, очень похожие на те, которые предлагает кикшеринг, оценены на рынке примерно в 1,8 тыс. рублей, а мы обкатывали модель стоимостью более 2,5 тыс. Это для понимания уровня цен.

Заявленный производителем запас хода в 55 км на практике означал, что заряжать самокат приходилось каждые два дня. Процесс этот небыстрый, поэтому удобнее всего было оставлять его на ночь. К слову, итоговая жировка от месяца к месяцу не особо-то изменялась. Делаем вывод, что энергозатраты на зарядку индивидуального транспорта не станут существенным обременением, скорее всего они просто растворятся в киловаттах, набегающих за месяц.

Собственный электросамокат
Нравится
Мобильность: взял и поехал
Можно выбрать самую подходящую модель
Расходы: потратиться нужно только раз
Сам следишь за своим самокатом
Всегда на одном, своем
Не нравится
Трудно таскать по лестницам
Страшно оставлять без присмотра
При необходимости ремонта придется заморочиться
Нужно найти место, где его хранить

Другое дело — стоимость кикшеринга. Мы уже проводили эксперимент, который показал, что зачастую арендовать самокат для поездки стоит столько же, сколько воспользоваться такси.

Понятнее будет на конкретных цифрах. Ежедневная поездка из дома на работу — 11 км. Можно было бы комбинировать с метро, но, как уже было сказано, спускать и поднимать тяжелый самокат по ступеням откровенно трудно. В итоге дорога занимала порядка 45 минут в одну сторону, и, как нам показалось, в хорошую погоду это вполне комфортное время для поездки на самокате — заскучать не успеете.

У разных сервисов действуют разные тарифы, к тому же часто применяются гибкие системы, мотивирующие оплачивать длительную подписку. И тем, кто использует кикшеринг регулярно, действительно стоит задуматься об этом. Но даже с подпиской оплачивать минуты придется.

Проводим вычисления из расчета 27 копеек за 1 минуту в пути. Выходит больше 12 рублей в одну сторону — действительно как такси (без значительного коэффициента). В две стороны — уже почти 25 рублей. Плюс стоимость подписки. Если так каждый день ездить на работу, получится более 500 рублей в месяц. Эдак всего за сезон можно отбить стоимость даже довольно дорогого электросамоката из Каталога. Расчеты, безусловно, усредненные. Где-то вмешается погода и прочие факторы. Мы лишь стараемся прикинуть уровень возможных затрат.

Кикшеринг
Нравится
Мобильность: нашел и едешь
Закончил поездку и выбросил из головы
Не нужно заниматься обслуживанием и ремонтом
Продуманные фишки: подножка, крючок для сумки
Не нравится
Нужно найти, где взять, и найти, где оставить
Дорогая аренда
Как книга из публичной библиотеки — может быть потрепанным
Модель может не соответствовать запросам

Второй вариант — комбинирование самоката и другого транспорта, ну, скажем, метро. Собственный пример: 10 минут от дома до ближайшей станции метрополитена, затем еще минут 8 от метро до места работы. Считаем с месячной подпиской (не платить же всякий раз по 2 рубля за начало аренды): выходит меньше 5 рублей в одну сторону, то есть где-то 9,5 рубля в день или чуть больше 200 рублей в месяц при использовании такого способа каждый рабочий день. Но придется приплюсовать сюда стоимость проездного на метро. В общем, отбивать недешевый самокат из Каталога таким способом будем два сезона.

взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 55 км/ч, мощность 1200 Вт, запас хода 77 км, аккумулятор 21 А·ч, задний привод, колеса 11"/10", вес 37.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 11.7 кг

Читайте также:



Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by