Час пик в городе — это пробки на проспектах, коэффициенты на такси, заполненное метро. Час пик в городе — это утро и вечер каждого буднего дня без исключения. Час пик в городе — это наша с вами дорога на работу и с работы, на учебу, по делам. Никому не нравится тратить время в пробках, особенно летом, когда жара и духота и хочется пломбир в стаканчике, а не вот это вот все. Мы решили выяснить, какой транспорт окажется самым быстрым в час пик. Действительно ли свой автомобиль или такси вне конкуренции или жетон на метро позволяет успевать везде в том же ритме? А может быть, давно пора пересесть на электросамокат — быстрый, индивидуальный и при этом не затратный в использовании?
Случайным образом мы выбрали четыре маршрута, соединяющих места притяжения в центральной части города и «спальники» на окраинах. Едем в утренний или вечерний час пик, а затем сравниваем время, которое ушло на дорогу на разных видах транспорта.
У нас в распоряжении популярный электросамокат Ninebot Kickscooter Max G30 — модель во многом идентичная тем, которые используются в городском кикшеринге. На самокате мы проедем по каждому маршруту, зафиксировав потраченные минуты. Эти данные сравним с тем, что предложит навигационный сервис, рассчитывающий автомобильные маршруты в городе, а также варианты использования общественного транспорта. Для объективности автомобильной части исследования сравним статистику трех разных дней: это на тротуаре все предсказуемо, а вот дорожная ситуация может сильно отличаться в зависимости от различных факторов.
• Для взрослых и детей.
• Вернем 5% на карту «Клевер» для будущих покупок.
• Можно в рассрочку по Халве до 4 мес.
> Купить электросамокат с доставкой на дом в Каталоге
Первый маршрут — из Уручья в центр города. Главная транспортная артерия для этой части столицы — проспект Независимости. Альтернативные варианты: МКАД со съездами на Всехсвятскую — Калиновского и Логойский тракт — Якуба Коласа с одной стороны, а также Франциска Скорины и Ваупшасова — с другой.
Стартуем с адреса: улица Руссиянова, 18. Дом длиной в целый квартал от проспекта Независимости до улицы Никифорова. В шаговой доступности метро, а для водителей отсюда удобный выезд на проспект. Конечная точка — торгово-развлекательный центр Galleria Minsk в самом начале проспекта Победителей. Важнее не конкретное здание, а именно локация с ее загруженностью в час пик.
Маршрут простой: водители наверняка поедут по проспекту Независимости до Немиги и дальше на проспект Победителей. Пассажиру общественного транспорта достаточно одного жетона на метро: дойти до станции «Уручье», затем пересадка на «Купаловскую» и еще короткая поездка до «Немиги». Дорога на самокате во многом будет повторять автомобильную с той лишь разницей, что в районе цирка мы постараемся съехать на велодорожку — это позволит чуть срезать путь и объехать пару-тройку лишних светофоров.
Начинаем на самокате примерно в 8:00 — утренний час пик.
Наш Ninebot Kickscooter Max G30 едет со скоростью 25 км/ч. Разгоняется по-электрически резко (спросонья кажется, что даже слишком резко), быстро достигая максимума. Важный нюанс: скорость ограничена программно, самокат мог бы ехать быстрее. В подъем на проспекте Независимости темп не теряется совсем. С другой стороны, и на спусках больше положенного разогнаться не получится — система все контролирует. Держим в голове то, что в октябре вступят в силу обновленные Правила дорожного движения, в которых наконец появится место электросамокатам и прочим средствам персональной мобильности. Двигаться им разрешено по велодорожке, а при ее отсутствии — по тротуару (не создавая препятствий для пешеходов) со скоростью не более 25 км/ч. Такой темп признается специалистами допустимым в городе, с такой скоростью ездит кикшеринг.
Субъективно: этой скорости действительно в среднем хватает. Да, на каких-то длинных и хорошо просматриваемых участках проспекта, когда пешеходов мало, хотелось бы разогнаться посильнее. С другой стороны, в более плотном потоке на тротуаре следует ехать куда спокойнее, и отзывчивость рычажка ускорения на руле ощущается даже чрезмерной. В мобильном приложении можно выбрать один из режимов движения самоката: от экономичного (максимальная скорость — 15 км/ч) до спортивного (25 км/ч). Смену можно производить двойным нажатием кнопки на самокате. Выехал на узкую улицу с пешеходами — понизил лимит скорости, вырвался на широкий проспект — повысил.
Выйти за пределы позволенного мы не можем, остается надеяться, что выбранный маршрут окажется оптимальным. Сразу становится понятно, что каждый пешеходный светофор будет существенно влиять на время поездки: прождать на нем в утренний час пик иной раз можно и минуту. А что, если таких светофоров на пути встретится штук пять или даже больше? Выбираем тактику уклонения. К примеру, на развязке улицы Руссиянова и проспекта Независимости горит красный: ну и ладно, рванем по стороне McDonald's в направлении учебного корпуса БНТУ.
В Уручье все знают, что развязка проспекта и кольцевой — крайне неудобное место для велосипедистов, самокатчиков и пешеходов. Как таковых пешеходных переходов здесь нет, то есть водители не особо стремятся притормаживать, а скорости высокие. Тротуар есть, и есть необходимость пересекать съезды и выезды. В час пик это означает стоять у края дороги и с надеждой смотреть на проезжающие автомобили, пока кто-нибудь не сжалится и не остановится вас пропустить. И таких пересечений — четыре в каждую сторону. Теряем время.
Но выбранная сторона проспекта все же оказывается выигрышной. Во-первых, в районе ТРЦ Dana Mall ехать удобнее: утром остановка в направлении Уручья относительно свободна, а на противоположной стороне, у высоток с мозаикой, куча дворовых проездов с неприятными бордюрами. Во-вторых, на пересечении проспекта и улицы Макаенка по нашей стороне есть удобный наземный переход, в то время как через дорогу такого перехода нет: придется либо спускаться под землю, либо делать крюк в направлении оживленной остановки на улице Волгоградской.
Пересечь проспект все же нужно, поэтому на ходу вспоминаем все доступные варианты, которых не так и много. Воспользоваться подземным переходом — значит, потерять время. Остаются возможности возле парка Челюскинцев, медцентра «Лодэ», площади Якуба Коласа и так далее. Где с ходу попадем на зеленый сигнал светофора — там и переедем.
На площади Победы тоже по ступеням не спускаемся, а выруливаем через переход на улице Захарова. Короткий рывок через мост, и съезжаем на улицу Янки Купалы, к велодорожке. По ней, вдоль реки, выезжаем на Немигу, откуда по удобному выезду попадаем к наземному пешеходному переходу через проспект Победителей. Еще 200 метров до Galleria, и останавливаем секундомер: 39 минут, и ощущение, что можно было быстрее. Общая дистанция — почти 11 км, средняя скорость — всего 16,6 км/ч (это все светофоры, которых на маршруте было слишком много).
Ну а что же остальной транспорт? С общественным все максимально просто: ни пересадок, ни длительного ожидания на остановках, нужно всего лишь дойти до метро. Сторонний сервис рассчитал, что вся дорога заняла бы 35 минут.
А вот водители всегда оказываются в заложниках у дорожной обстановки в конкретный день, а она непредсказуема. Так, маршрут по проспекту Независимости за три дня наблюдений в одно и то же время занимал от 23 до 39 минут (последнее значение было тогда, когда возле «Лодэ» произошла серьезная авария). Застрянете в такой пробке — приедете наравне с самокатом. Если успеть сориентироваться заранее, то можно рвануть в объезд через Логойский тракт — дорога займет 29 минут. В итоге среднее время автомобильной поездки на основе трехдневного мониторинга — 26 минут. Это быстрее, чем на самокате, но мы ведь понимаем, что личное авто еще нужно где-то припарковать, а в центральной части столицы с этим могут возникнуть проблемы. В таком разрезе проигрыш в 13 минут не выглядит чем-то значительным. Впрочем, это лишь первый этап эксперимента.
Автомобиль — 26 минут.
Общественный транспорт — 35 минут.
Самокат — 39 минут.
Вторая серия: отправляемся из Малиновки, с улицы Космонавтов, на Комаровский рынок. На этот раз начальная точка расположена подальше от главной артерии этой части города — проспекта Дзержинского. Впрочем, хорошо понятно, что и на автомобиле, и на самокате нужно будет прорываться именно туда, чтобы затем через Верхний город выруливать к финишу. Вариант с общественным транспортом также усложнился значительно: до метро нужно ехать на автобусе. Благо, что станция «Площадь Якуба Коласа» находится на той же ветке, что и «Малиновка». В общем, посмотрим, чья возьмет.
Выезжаем в пасмурное утро. Время старта — примерно 7:50.
У самоката есть преимущество в мобильности по сравнению с автомобилем, но нужно заранее просчитать свой маршрут, чтобы найти кратчайшую дорогу. Долгое изучение карты приводит к тому, что (по крайней мере, по ощущениям) на полпути к проспекту Дзержинского мы все еще опережаем график конкурентов. По улице Есенина, аккуратно объезжая пешеходов, пробираемся к широкому тротуару возле станции метро и уж там-то стараемся выжать максимум. Тротуары на главных проспектах Минска широки и обычно не загружены, ехать здесь на самокате — легко и приятно, да и не ехать вовсе — лететь «валасы назад». С удовлетворением видим, что на проезжей части то и дело возникают небольшие заторчики. А еще видим тучи, которые сгущаются над головой.
Первые капли застают нас в районе метро «Грушевка». А спустя пару минут начинается такой ливень, что продолжать движение становится неразумно — прячемся под навес пешеходного перехода. Дождь — крайне нежелательный спутник при движении на таком транспорте, приходится это признать. Но есть и запасной план на этот случай: ничто не мешает сложить самокат и поехать с ним на автобусе либо спуститься в метро (впустят — мы проверяли). Мы же для чистоты эксперимента остаемся ждать под крышей, остановив секундомер, но высчитывая, сколько времени в действительности потратим за эту паузу.
Пока ждем, впору поговорить об одежде. Опытные люди подсказывают, что свои правила, в чем ехать на самокате, все же существуют. В частности, нужно позаботиться о защите от ветра или, точнее, от воздушного потока, который вы собираетесь рассекать на скорости, в пять раз превышающей пешеходную. Даже в теплый день долгая поездка с таким ветерком окажется прохладной, причем это не вполне спорт — вы не на велосипеде едете, согреться не получится. Тонкая ветровка будет весьма кстати, тем более что она и от дождика сможет неплохо защитить. Имеет смысл надевать очки, даже если день не особо солнечный. В хозяйственных магазинах за недорого можно купить прозрачные защитные очки — они неплохо подойдут на этот случай. Смысл в том, чтобы защититься от ветра и всяких мошек, которые летят в глаза. Потерять концентрацию из-за этого — крайне опасно. Безусловно, правильно использовать велошлем: поездка на электросамокате не является более безопасной, чем любая велопрогулка, подстраховка не будет лишней. Ну и любителям быстрой езды порекомендуем использовать удобную плотную обувь: в шлепанцах ускоряться и маневрировать на самокате будет не слишком удобно.
Дождь лил 10 минут, после чего подустал — поплелся на пляжи Минского моря. Торопимся возобновить поездку, пока он не передумал.
Этот маршрут оказывается в каком-то смысле сложнее предыдущего, избежать использования подземных переходов не удается: на площади Богушевича спускаемся под землю, чтобы выйти на Немигу. Что сказать: если есть пандус, у вас не возникнет проблем со спуском самоката, разве что на всякий случай придерживайте тормоз. Если пандуса нет, лучше поискать другой вариант, где он будет. Самокат весит 20 кг, даже в сложенном виде нести его по лестнице тяжеловато.
После дождя тротуары вымокли. Конструкция самоката продуманная, из-под колес на штаны ничего не летит, несмотря на все опасения. Но приходится чаще снижать скорость, чтобы не обдать прохожих из какой-нибудь лужи. Поездка, которая начиналась так удачно, грозит итоговым фиаско.
Еще одна особенность нашего транспортного средства — система торможения. Спереди имеем механический тормоз, который по ощущениям очень напоминает велосипедный: та же ручка на руле, те же ощущения при различном усилии. Важно: за эффективность торможения на двухколесном транспорте отвечает именно передний тормоз. Но задний тоже важен — он обеспечивает устойчивость. У Ninebot Kickscooter Max G30, как и у большинства кикшеринговых моделей, задний привод. Торможение заднего колеса осуществляется электротормозом. Чтобы почувствовать, как он работает, разгонитесь и отпустите рычаг ускорения: самокат начнет ощутимо замедляться, гася инерцию. Так вот этот электротормоз заднего колеса в сложных погодных условиях работает не идеально. На мокрой тротуарной плитке (а на Немиге возле торгового центра она очень скользкая) хочется притормозить заранее, дозируя усилие, чтобы не допустить заноса самоката и в принципе лучше его чувствовать на такой дороге. Передний тормоз справляется с задачей без нареканий, а вот задний, после короткой попытки замедлиться, просто блокирует ведущее колесо. В результате с визгом оно уходит в срыв, заднюю часть самоката то и дело чуть заносит, что, разумеется, не добавляет спокойствия.
Существуют модели электросамокатов (у кикшеринговых компаний тоже), оборудованные двумя механическими тормозами: спереди и сзади. Так вот (опять же субъективно) такие самокаты лучше, они более предсказуемо ведут себя на мокрой дороге, а торможение в любых условиях оказывается эффективнее.
Пользуясь собственной мобильностью, у Большого театра через парк уходим направо, на улицу Куйбышева, и совсем скоро выезжаем к Комаровке. Что там на секундомере? 44 минуты чистого хода. Плюс 10 минут было потрачено на ожидание под навесом под аккомпанемент дождя.
Теперь к другим видам транспорта. Расчетное время на поездку в общественном транспорте (автобус плюс метро) — те же 44 минуты. Что ж, при прочих равных самокат кажется гораздо более индивидуальным видом — для многих это ценно.
Автомобиль с улицы Космонавтов до главного столичного рынка доехал бы за полчаса. Да, он снова выиграл, но снова менее 15 минут. Как там с парковкой возле Комаровки, не знаете?
Автомобиль — 31 минута.
Общественный транспорт — 44 минуты.
Самокат — 44 минуты.
Чуть изменим сценарий и вместо длинного маршрута через весь город запланируем поездку покороче. Поедем из Дражни к Тракторному заводу, как ездят каждый день многие и многие жители расположенных здесь районов, когда добираются на работу или к ближайшей станции метро.
Жилой массив по улице Солтыса, известный как «Красные дома», строился в 1990-е с участием тракторозаводцев. Отсюда есть прямая дорога к МКАД, отсюда удобно выезжать в разные части города, но здесь нет метро, а значит, личный транспорт приобретает особое значение. Дорога совсем короткая и в любом случае будет пролегать по улицам Ваупшасова и Долгобродской — не важно, на чем именно вы поедете.
Стартуем совсем спозаранку, так как рабочая смена на заводе начинается куда раньше, чем в офисах в центре города. Отъезжая от дома №58 на самокате, мы решаемся на небольшую хитрость и не сворачиваем на Ваупшасова сразу, а поднимаемся по незаметному переулку к улице Радиальной, а оттуда через небольшой парк срезаем угол к мосту через железнодорожные пути. Пейзаж вокруг впечатляет: эдакий индастриал в чистом виде.
На мосту уже видны ремонтные работы, но он открыт для движения. Тем не менее при езде по тротуару это не всегда безопасно: нужно смотреть под колесо, чтобы не налететь на здоровенную дыру в асфальте, а мелкие ямки и повреждения полотна уже не воспринимаются здесь как нечто неестественное.
И подобное тоже нужно учитывать в связи со спецификой электросамоката. Колеса у такого транспорта, как правило, достаточно невелики, в результате выбоины, бордюры и ямы ощущаются действительно жестко. Кроме того, есть риск потерять управление, уткнувшись в такой дефект дорожного полотна. Чтобы этого не произошло, следует быть внимательным: снижать скорость и объезжать все то, что можно объехать. Возможно, иной раз придется даже спешиться — это лучше, чем пытаться штурмовать чересчур большую преграду.
Есть модели самокатов с амортизацией: только передней или передней и задней. Она действительно работает, но нужно понимать, что с учетом короткой базы и общей жесткости самоката один передний амортизатор спасает ситуацию ровно наполовину. То есть при заезде на бордюр передняя часть отработает неровность, но вам тут же прилетит от заднего колеса.
Маршрут короткий и заканчивается быстро. После моста никаких трудностей не возникает: тротуар на Ваупшасова что надо, людей там мало, затем нерегулируемый и оттого достаточно опасный пешеходный переход возле АЗС, и финишная прямая по улице Долгобродской. Всё, осталось лишь найти место на парковке у Тракторного завода.
Подводим итоги. Дорога на самокате заняла всего 10 минут. Средняя скорость при расстоянии в 3 километра с небольшим — 19 км/ч. Совершенно потрясающий результат, который заставляет констатировать: на малых и средних дистанциях в большом городе электросамокат — весьма удобное и эффективное средство передвижения, выигрывающее у общественного транспорта, причем много.
Сторонний сервис подсказывает, что на общественном транспорте на тот же маршрут у нас ушло бы 15 минут, то есть в полтора раза больше. Это при том, что Дражню и Тракторный связывают сразу несколько прямых автобусных маршрутов, да и идти пешком нужно не так много. Плюс учтите, что транспорт здесь в часы пик загружен весьма прилично, поэтому о комфорте говорить бывает сложно.
Автомобиль с его восемью минутами выиграл у самоката совсем немного. Вдумайтесь: то, что некоторыми воспринимается как игрушка, на популярном городском маршруте оказывается лишь на две минуты медленнее машины!
Автомобиль — 8 минут.
Общественный транспорт — 15 минут.
Самокат — 10 минут.
Хочется проехать вечером, когда заканчивается рабочий день и город возвращается в свои «спальники» отдыхать. Мы наметили четвертый маршрут и поедем от железнодорожного вокзала в сторону Каменной Горки, на улицу Лобанка. Самый быстрый вариант из общественного транспорта — маршрутное такси. Не всем нравится его специфика, но правила есть правила — при подсчете времени будем ориентироваться на маршрутки. Если интересно, то на метро (с пересадкой на автобус или с частью маршрута пешком) потратите минут на 8—10 больше.
Автомобильный навигатор предложит разные маршруты: можно по Кальварийской и Притыцкого, можно по проспекту Дзержинского с поворотом на улицы Алибегова и Горецкого — все будет зависеть от текущей дорожной ситуации.
На самокате мы решаем рвануть как раз через проспекты Дзержинского и Жукова для того, чтобы вырваться на финишную прямую по улицам Одоевского и Одинцова — по крайней мере, на карте это выглядит предпочтительным вариантом.
Стартовать удается бодро: на Привокзальной площади людей много, но тротуар к площади Богушевича, как обычно, почти свободен, так же как и пешеходная дорожка на проспекте Дзержинского. Сворачиваем на Щорса и вдоль старого жилфонда едем к проспекту Жукова. Там на мост и прямо.
Знание маршрута играет важную роль, если мы говорим о затраченном времени. Повернуть в правильном месте, удачно пересечь дорогу, объехать неудобный участок со светофором или подземным переходом — из таких мелочей складывается хороший результат.
Но бывают и внезапные открытия. Нам не удалось доехать по проспекту Пушкина до поворота на Одоевского: дорогу по всей ширине преградила тяжелая техника. Что делать?
Сворачиваем во дворы. Удивительное дело: интуиция начинает работать не хуже, чем навигатор, достать который попросту нет времени, и как-то сама собой отыскивается нужная дорога — мы выезжаем на улицу Одоевского не с потерями во времени, а с выигрышем (удалось немного срезать маршрут).
Чем отличаются даже крупные улицы в старых районах от лощеных проспектов, так это качеством тротуаров. На проспектах, наверное, можно к чему-то придраться, но именно что придраться. А в стороне от них можно запросто влететь на никак не обозначенный участок с отсутствующим покрытием: будто из пазла потерялся элемент и никто этого не заметил. В светлое время суток опасность можно увидеть заранее, а вот в темноте... У самокатов есть штатный фонарь, но его хватает скорее на то, чтобы обозначить транспортное средство, а не на то, чтобы эффективно освещать путь. Какой выход? Не лететь.
Концовка маршрута оказалась спокойной: на Лобанка вынырнули в подходящем месте и после короткого рывка по дворам (где, разумеется, нужно быть еще более осторожным, чем обычно, потому что и машина может выехать из ниоткуда совершенно неожиданно, и пешеходы могут выйти на дорогу) зачекинились в конечной точке.
Результат на электросамокате — 32 минуты. Средняя скорость при расстоянии в 10 километров — 18,8 км/ч.
Расчет маршрута на общественном транспорте стабильно выдает 37 минут — дольше, чем на самокате. И это на маршрутке. На метро же, мы помним, уйдет еще больше времени, минут 45 минимум.
Среднее время на автомобиле — 28 минут. С одной стороны, можно сказать, что машина выиграла и этот заезд тоже, но с другой стороны, посмотрите — выиграла смешные 4 минуты. Как вам такое?
Автомобиль — 28 минут.
Общественный транспорт — 37 минут.
Самокат — 32 минуты.
Читайте также:
Самокат не может стоить дорого? Сравнили цены на кикшеринг и такси
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by