ВелоПетрович

Электросамокат, автомобиль или метро: сравнили, что быстрее в час пик

04 июля 2022 в 7:47
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
ВелоПетрович

Электросамокат, автомобиль или метро: сравнили, что быстрее в час пик

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Час пик в городе — это пробки на проспектах, коэффициенты на такси, заполненное метро. Час пик в городе — это утро и вечер каждого буднего дня без исключения. Час пик в городе — это наша с вами дорога на работу и с работы, на учебу, по делам. Никому не нравится тратить время в пробках, особенно летом, когда жара и духота и хочется пломбир в стаканчике, а не вот это вот все. Мы решили выяснить, какой транспорт окажется самым быстрым в час пик. Действительно ли свой автомобиль или такси вне конкуренции или жетон на метро позволяет успевать везде в том же ритме? А может быть, давно пора пересесть на электросамокат — быстрый, индивидуальный и при этом не затратный в использовании?

Случайным образом мы выбрали четыре маршрута, соединяющих места притяжения в центральной части города и «спальники» на окраинах. Едем в утренний или вечерний час пик, а затем сравниваем время, которое ушло на дорогу на разных видах транспорта.

У нас в распоряжении популярный электросамокат Ninebot Kickscooter Max G30 — модель во многом идентичная тем, которые используются в городском кикшеринге. На самокате мы проедем по каждому маршруту, зафиксировав потраченные минуты. Эти данные сравним с тем, что предложит навигационный сервис, рассчитывающий автомобильные маршруты в городе, а также варианты использования общественного транспорта. Для объективности автомобильной части исследования сравним статистику трех разных дней: это на тротуаре все предсказуемо, а вот дорожная ситуация может сильно отличаться в зависимости от различных факторов.

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 19.1 кг
Нет в наличии

Цена актуальна на момент публикации
Электросамокаты в Каталоге от 372 р.

• Для взрослых и детей.

• Вернем 5% на карту «Клевер» для будущих покупок.

• Можно в рассрочку по Халве до 4 мес.

> Купить электросамокат с доставкой на дом в Каталоге


Уручье — ТРЦ Galleria Minsk

Первый маршрут — из Уручья в центр города. Главная транспортная артерия для этой части столицы — проспект Независимости. Альтернативные варианты: МКАД со съездами на Всехсвятскую — Калиновского и Логойский тракт — Якуба Коласа с одной стороны, а также Франциска Скорины и Ваупшасова — с другой.

Стартуем с адреса: улица Руссиянова, 18. Дом длиной в целый квартал от проспекта Независимости до улицы Никифорова. В шаговой доступности метро, а для водителей отсюда удобный выезд на проспект. Конечная точка — торгово-развлекательный центр Galleria Minsk в самом начале проспекта Победителей. Важнее не конкретное здание, а именно локация с ее загруженностью в час пик.

Маршрут простой: водители наверняка поедут по проспекту Независимости до Немиги и дальше на проспект Победителей. Пассажиру общественного транспорта достаточно одного жетона на метро: дойти до станции «Уручье», затем пересадка на «Купаловскую» и еще короткая поездка до «Немиги». Дорога на самокате во многом будет повторять автомобильную с той лишь разницей, что в районе цирка мы постараемся съехать на велодорожку — это позволит чуть срезать путь и объехать пару-тройку лишних светофоров.

Начинаем на самокате примерно в 8:00 — утренний час пик.

Наш Ninebot Kickscooter Max G30 едет со скоростью 25 км/ч. Разгоняется по-электрически резко (спросонья кажется, что даже слишком резко), быстро достигая максимума. Важный нюанс: скорость ограничена программно, самокат мог бы ехать быстрее. В подъем на проспекте Независимости темп не теряется совсем. С другой стороны, и на спусках больше положенного разогнаться не получится — система все контролирует. Держим в голове то, что в октябре вступят в силу обновленные Правила дорожного движения, в которых наконец появится место электросамокатам и прочим средствам персональной мобильности. Двигаться им разрешено по велодорожке, а при ее отсутствии — по тротуару (не создавая препятствий для пешеходов) со скоростью не более 25 км/ч. Такой темп признается специалистами допустимым в городе, с такой скоростью ездит кикшеринг.

Субъективно: этой скорости действительно в среднем хватает. Да, на каких-то длинных и хорошо просматриваемых участках проспекта, когда пешеходов мало, хотелось бы разогнаться посильнее. С другой стороны, в более плотном потоке на тротуаре следует ехать куда спокойнее, и отзывчивость рычажка ускорения на руле ощущается даже чрезмерной. В мобильном приложении можно выбрать один из режимов движения самоката: от экономичного (максимальная скорость — 15 км/ч) до спортивного (25 км/ч). Смену можно производить двойным нажатием кнопки на самокате. Выехал на узкую улицу с пешеходами — понизил лимит скорости, вырвался на широкий проспект — повысил.

Выйти за пределы позволенного мы не можем, остается надеяться, что выбранный маршрут окажется оптимальным. Сразу становится понятно, что каждый пешеходный светофор будет существенно влиять на время поездки: прождать на нем в утренний час пик иной раз можно и минуту. А что, если таких светофоров на пути встретится штук пять или даже больше? Выбираем тактику уклонения. К примеру, на развязке улицы Руссиянова и проспекта Независимости горит красный: ну и ладно, рванем по стороне McDonald's в направлении учебного корпуса БНТУ.

В Уручье все знают, что развязка проспекта и кольцевой — крайне неудобное место для велосипедистов, самокатчиков и пешеходов. Как таковых пешеходных переходов здесь нет, то есть водители не особо стремятся притормаживать, а скорости высокие. Тротуар есть, и есть необходимость пересекать съезды и выезды. В час пик это означает стоять у края дороги и с надеждой смотреть на проезжающие автомобили, пока кто-нибудь не сжалится и не остановится вас пропустить. И таких пересечений — четыре в каждую сторону. Теряем время.

Фото: Анна Иванова

Но выбранная сторона проспекта все же оказывается выигрышной. Во-первых, в районе ТРЦ Dana Mall ехать удобнее: утром остановка в направлении Уручья относительно свободна, а на противоположной стороне, у высоток с мозаикой, куча дворовых проездов с неприятными бордюрами. Во-вторых, на пересечении проспекта и улицы Макаенка по нашей стороне есть удобный наземный переход, в то время как через дорогу такого перехода нет: придется либо спускаться под землю, либо делать крюк в направлении оживленной остановки на улице Волгоградской.

Пересечь проспект все же нужно, поэтому на ходу вспоминаем все доступные варианты, которых не так и много. Воспользоваться подземным переходом — значит, потерять время. Остаются возможности возле парка Челюскинцев, медцентра «Лодэ», площади Якуба Коласа и так далее. Где с ходу попадем на зеленый сигнал светофора — там и переедем.

На площади Победы тоже по ступеням не спускаемся, а выруливаем через переход на улице Захарова. Короткий рывок через мост, и съезжаем на улицу Янки Купалы, к велодорожке. По ней, вдоль реки, выезжаем на Немигу, откуда по удобному выезду попадаем к наземному пешеходному переходу через проспект Победителей. Еще 200 метров до Galleria, и останавливаем секундомер: 39 минут, и ощущение, что можно было быстрее. Общая дистанция — почти 11 км, средняя скорость — всего 16,6 км/ч (это все светофоры, которых на маршруте было слишком много).

Ну а что же остальной транспорт? С общественным все максимально просто: ни пересадок, ни длительного ожидания на остановках, нужно всего лишь дойти до метро. Сторонний сервис рассчитал, что вся дорога заняла бы 35 минут.

А вот водители всегда оказываются в заложниках у дорожной обстановки в конкретный день, а она непредсказуема. Так, маршрут по проспекту Независимости за три дня наблюдений в одно и то же время занимал от 23 до 39 минут (последнее значение было тогда, когда возле «Лодэ» произошла серьезная авария). Застрянете в такой пробке — приедете наравне с самокатом. Если успеть сориентироваться заранее, то можно рвануть в объезд через Логойский тракт — дорога займет 29 минут. В итоге среднее время автомобильной поездки на основе трехдневного мониторинга — 26 минут. Это быстрее, чем на самокате, но мы ведь понимаем, что личное авто еще нужно где-то припарковать, а в центральной части столицы с этим могут возникнуть проблемы. В таком разрезе проигрыш в 13 минут не выглядит чем-то значительным. Впрочем, это лишь первый этап эксперимента.

День 1. День 2. День 3
Руссиянова, 18 — Победителей, 9


Автомобиль — 26 минут.

Общественный транспорт — 35 минут.

Самокат — 39 минут.

Малиновка — Комаровский рынок

Вторая серия: отправляемся из Малиновки, с улицы Космонавтов, на Комаровский рынок. На этот раз начальная точка расположена подальше от главной артерии этой части города — проспекта Дзержинского. Впрочем, хорошо понятно, что и на автомобиле, и на самокате нужно будет прорываться именно туда, чтобы затем через Верхний город выруливать к финишу. Вариант с общественным транспортом также усложнился значительно: до метро нужно ехать на автобусе. Благо, что станция «Площадь Якуба Коласа» находится на той же ветке, что и «Малиновка». В общем, посмотрим, чья возьмет.

Выезжаем в пасмурное утро. Время старта — примерно 7:50.

Фото: Анна Иванова

У самоката есть преимущество в мобильности по сравнению с автомобилем, но нужно заранее просчитать свой маршрут, чтобы найти кратчайшую дорогу. Долгое изучение карты приводит к тому, что (по крайней мере, по ощущениям) на полпути к проспекту Дзержинского мы все еще опережаем график конкурентов. По улице Есенина, аккуратно объезжая пешеходов, пробираемся к широкому тротуару возле станции метро и уж там-то стараемся выжать максимум. Тротуары на главных проспектах Минска широки и обычно не загружены, ехать здесь на самокате — легко и приятно, да и не ехать вовсе — лететь «валасы назад». С удовлетворением видим, что на проезжей части то и дело возникают небольшие заторчики. А еще видим тучи, которые сгущаются над головой.

Первые капли застают нас в районе метро «Грушевка». А спустя пару минут начинается такой ливень, что продолжать движение становится неразумно — прячемся под навес пешеходного перехода. Дождь — крайне нежелательный спутник при движении на таком транспорте, приходится это признать. Но есть и запасной план на этот случай: ничто не мешает сложить самокат и поехать с ним на автобусе либо спуститься в метро (впустят — мы проверяли). Мы же для чистоты эксперимента остаемся ждать под крышей, остановив секундомер, но высчитывая, сколько времени в действительности потратим за эту паузу.

Пока ждем, впору поговорить об одежде. Опытные люди подсказывают, что свои правила, в чем ехать на самокате, все же существуют. В частности, нужно позаботиться о защите от ветра или, точнее, от воздушного потока, который вы собираетесь рассекать на скорости, в пять раз превышающей пешеходную. Даже в теплый день долгая поездка с таким ветерком окажется прохладной, причем это не вполне спорт — вы не на велосипеде едете, согреться не получится. Тонкая ветровка будет весьма кстати, тем более что она и от дождика сможет неплохо защитить. Имеет смысл надевать очки, даже если день не особо солнечный. В хозяйственных магазинах за недорого можно купить прозрачные защитные очки — они неплохо подойдут на этот случай. Смысл в том, чтобы защититься от ветра и всяких мошек, которые летят в глаза. Потерять концентрацию из-за этого — крайне опасно. Безусловно, правильно использовать велошлем: поездка на электросамокате не является более безопасной, чем любая велопрогулка, подстраховка не будет лишней. Ну и любителям быстрой езды порекомендуем использовать удобную плотную обувь: в шлепанцах ускоряться и маневрировать на самокате будет не слишком удобно.

Дождь лил 10 минут, после чего подустал — поплелся на пляжи Минского моря. Торопимся возобновить поездку, пока он не передумал.

Этот маршрут оказывается в каком-то смысле сложнее предыдущего, избежать использования подземных переходов не удается: на площади Богушевича спускаемся под землю, чтобы выйти на Немигу. Что сказать: если есть пандус, у вас не возникнет проблем со спуском самоката, разве что на всякий случай придерживайте тормоз. Если пандуса нет, лучше поискать другой вариант, где он будет. Самокат весит 20 кг, даже в сложенном виде нести его по лестнице тяжеловато.

После дождя тротуары вымокли. Конструкция самоката продуманная, из-под колес на штаны ничего не летит, несмотря на все опасения. Но приходится чаще снижать скорость, чтобы не обдать прохожих из какой-нибудь лужи. Поездка, которая начиналась так удачно, грозит итоговым фиаско.

Еще одна особенность нашего транспортного средства — система торможения. Спереди имеем механический тормоз, который по ощущениям очень напоминает велосипедный: та же ручка на руле, те же ощущения при различном усилии. Важно: за эффективность торможения на двухколесном транспорте отвечает именно передний тормоз. Но задний тоже важен — он обеспечивает устойчивость. У Ninebot Kickscooter Max G30, как и у большинства кикшеринговых моделей, задний привод. Торможение заднего колеса осуществляется электротормозом. Чтобы почувствовать, как он работает, разгонитесь и отпустите рычаг ускорения: самокат начнет ощутимо замедляться, гася инерцию. Так вот этот электротормоз заднего колеса в сложных погодных условиях работает не идеально. На мокрой тротуарной плитке (а на Немиге возле торгового центра она очень скользкая) хочется притормозить заранее, дозируя усилие, чтобы не допустить заноса самоката и в принципе лучше его чувствовать на такой дороге. Передний тормоз справляется с задачей без нареканий, а вот задний, после короткой попытки замедлиться, просто блокирует ведущее колесо. В результате с визгом оно уходит в срыв, заднюю часть самоката то и дело чуть заносит, что, разумеется, не добавляет спокойствия.

Существуют модели электросамокатов (у кикшеринговых компаний тоже), оборудованные двумя механическими тормозами: спереди и сзади. Так вот (опять же субъективно) такие самокаты лучше, они более предсказуемо ведут себя на мокрой дороге, а торможение в любых условиях оказывается эффективнее.

взрослый/подростковый (макс. 150 кг), до 65 км/ч, мощность 2000 Вт, запас хода 60 км, аккумулятор 18.2 А·ч, полный привод, колеса 10"/10", вес 35 кг

Пользуясь собственной мобильностью, у Большого театра через парк уходим направо, на улицу Куйбышева, и совсем скоро выезжаем к Комаровке. Что там на секундомере? 44 минуты чистого хода. Плюс 10 минут было потрачено на ожидание под навесом под аккомпанемент дождя.

Теперь к другим видам транспорта. Расчетное время на поездку в общественном транспорте (автобус плюс метро) — те же 44 минуты. Что ж, при прочих равных самокат кажется гораздо более индивидуальным видом — для многих это ценно.

Автомобиль с улицы Космонавтов до главного столичного рынка доехал бы за полчаса. Да, он снова выиграл, но снова менее 15 минут. Как там с парковкой возле Комаровки, не знаете?

День 1. День 2. День 3
Космонавтов, 38 — Веры Хоружей, 8


Автомобиль — 31 минута.

Общественный транспорт — 44 минуты.

Самокат — 44 минуты.

Дражня — Тракторный завод

Чуть изменим сценарий и вместо длинного маршрута через весь город запланируем поездку покороче. Поедем из Дражни к Тракторному заводу, как ездят каждый день многие и многие жители расположенных здесь районов, когда добираются на работу или к ближайшей станции метро.

Жилой массив по улице Солтыса, известный как «Красные дома», строился в 1990-е с участием тракторозаводцев. Отсюда есть прямая дорога к МКАД, отсюда удобно выезжать в разные части города, но здесь нет метро, а значит, личный транспорт приобретает особое значение. Дорога совсем короткая и в любом случае будет пролегать по улицам Ваупшасова и Долгобродской — не важно, на чем именно вы поедете.

Стартуем совсем спозаранку, так как рабочая смена на заводе начинается куда раньше, чем в офисах в центре города. Отъезжая от дома №58 на самокате, мы решаемся на небольшую хитрость и не сворачиваем на Ваупшасова сразу, а поднимаемся по незаметному переулку к улице Радиальной, а оттуда через небольшой парк срезаем угол к мосту через железнодорожные пути. Пейзаж вокруг впечатляет: эдакий индастриал в чистом виде.

На мосту уже видны ремонтные работы, но он открыт для движения. Тем не менее при езде по тротуару это не всегда безопасно: нужно смотреть под колесо, чтобы не налететь на здоровенную дыру в асфальте, а мелкие ямки и повреждения полотна уже не воспринимаются здесь как нечто неестественное.

И подобное тоже нужно учитывать в связи со спецификой электросамоката. Колеса у такого транспорта, как правило, достаточно невелики, в результате выбоины, бордюры и ямы ощущаются действительно жестко. Кроме того, есть риск потерять управление, уткнувшись в такой дефект дорожного полотна. Чтобы этого не произошло, следует быть внимательным: снижать скорость и объезжать все то, что можно объехать. Возможно, иной раз придется даже спешиться — это лучше, чем пытаться штурмовать чересчур большую преграду.

Есть модели самокатов с амортизацией: только передней или передней и задней. Она действительно работает, но нужно понимать, что с учетом короткой базы и общей жесткости самоката один передний амортизатор спасает ситуацию ровно наполовину. То есть при заезде на бордюр передняя часть отработает неровность, но вам тут же прилетит от заднего колеса.

Onlíner рекомендует
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 45 км/ч, мощность 600 Вт, запас хода 40 км, аккумулятор 13 А·ч, задний привод, колеса 8.5"/8", вес 17 кг

Маршрут короткий и заканчивается быстро. После моста никаких трудностей не возникает: тротуар на Ваупшасова что надо, людей там мало, затем нерегулируемый и оттого достаточно опасный пешеходный переход возле АЗС, и финишная прямая по улице Долгобродской. Всё, осталось лишь найти место на парковке у Тракторного завода.

Подводим итоги. Дорога на самокате заняла всего 10 минут. Средняя скорость при расстоянии в 3 километра с небольшим — 19 км/ч. Совершенно потрясающий результат, который заставляет констатировать: на малых и средних дистанциях в большом городе электросамокат — весьма удобное и эффективное средство передвижения, выигрывающее у общественного транспорта, причем много.

Сторонний сервис подсказывает, что на общественном транспорте на тот же маршрут у нас ушло бы 15 минут, то есть в полтора раза больше. Это при том, что Дражню и Тракторный связывают сразу несколько прямых автобусных маршрутов, да и идти пешком нужно не так много. Плюс учтите, что транспорт здесь в часы пик загружен весьма прилично, поэтому о комфорте говорить бывает сложно.

Автомобиль с его восемью минутами выиграл у самоката совсем немного. Вдумайтесь: то, что некоторыми воспринимается как игрушка, на популярном городском маршруте оказывается лишь на две минуты медленнее машины!

День 1. День 2. День 3
Солтыса, 58 — Долгобродская, 29


Автомобиль — 8 минут.

Общественный транспорт — 15 минут.

Самокат — 10 минут.

Вокзал — Каменная Горка

Хочется проехать вечером, когда заканчивается рабочий день и город возвращается в свои «спальники» отдыхать. Мы наметили четвертый маршрут и поедем от железнодорожного вокзала в сторону Каменной Горки, на улицу Лобанка. Самый быстрый вариант из общественного транспорта — маршрутное такси. Не всем нравится его специфика, но правила есть правила — при подсчете времени будем ориентироваться на маршрутки. Если интересно, то на метро (с пересадкой на автобус или с частью маршрута пешком) потратите минут на 8—10 больше.

Автомобильный навигатор предложит разные маршруты: можно по Кальварийской и Притыцкого, можно по проспекту Дзержинского с поворотом на улицы Алибегова и Горецкого — все будет зависеть от текущей дорожной ситуации.

На самокате мы решаем рвануть как раз через проспекты Дзержинского и Жукова для того, чтобы вырваться на финишную прямую по улицам Одоевского и Одинцова — по крайней мере, на карте это выглядит предпочтительным вариантом.

Стартовать удается бодро: на Привокзальной площади людей много, но тротуар к площади Богушевича, как обычно, почти свободен, так же как и пешеходная дорожка на проспекте Дзержинского. Сворачиваем на Щорса и вдоль старого жилфонда едем к проспекту Жукова. Там на мост и прямо.

Знание маршрута играет важную роль, если мы говорим о затраченном времени. Повернуть в правильном месте, удачно пересечь дорогу, объехать неудобный участок со светофором или подземным переходом — из таких мелочей складывается хороший результат.

Но бывают и внезапные открытия. Нам не удалось доехать по проспекту Пушкина до поворота на Одоевского: дорогу по всей ширине преградила тяжелая техника. Что делать?

Сворачиваем во дворы. Удивительное дело: интуиция начинает работать не хуже, чем навигатор, достать который попросту нет времени, и как-то сама собой отыскивается нужная дорога — мы выезжаем на улицу Одоевского не с потерями во времени, а с выигрышем (удалось немного срезать маршрут).

Чем отличаются даже крупные улицы в старых районах от лощеных проспектов, так это качеством тротуаров. На проспектах, наверное, можно к чему-то придраться, но именно что придраться. А в стороне от них можно запросто влететь на никак не обозначенный участок с отсутствующим покрытием: будто из пазла потерялся элемент и никто этого не заметил. В светлое время суток опасность можно увидеть заранее, а вот в темноте... У самокатов есть штатный фонарь, но его хватает скорее на то, чтобы обозначить транспортное средство, а не на то, чтобы эффективно освещать путь. Какой выход? Не лететь.

Концовка маршрута оказалась спокойной: на Лобанка вынырнули в подходящем месте и после короткого рывка по дворам (где, разумеется, нужно быть еще более осторожным, чем обычно, потому что и машина может выехать из ниоткуда совершенно неожиданно, и пешеходы могут выйти на дорогу) зачекинились в конечной точке.

Результат на электросамокате — 32 минуты. Средняя скорость при расстоянии в 10 километров — 18,8 км/ч.

Расчет маршрута на общественном транспорте стабильно выдает 37 минут — дольше, чем на самокате. И это на маршрутке. На метро же, мы помним, уйдет еще больше времени, минут 45 минимум.

Среднее время на автомобиле — 28 минут. С одной стороны, можно сказать, что машина выиграла и этот заезд тоже, но с другой стороны, посмотрите — выиграла смешные 4 минуты. Как вам такое?

День 1. День 2. День 3
Привокзальная площадь, 5 — Лобанка, 54


Автомобиль — 28 минут.

Общественный транспорт — 37 минут.

Самокат — 32 минуты.

Выводы. Коротко

  • Электросамокат как основное транспортное средство эффективен в большом городе. Особенно это проявляется на коротких и средних по протяженности маршрутах.
  • Экономить время помогает хорошее знание маршрута. Преимущество самоката — в его мобильности: он проедет там, где не проедет автомобиль, с той скоростью, с которой не пройдет пешеход.
  • Продумайте экипировку при движении на самокате. Ветровка, очки, шлем, удобная обувь — это то, что рекомендуют опытные люди.
  • Внимательно следите за дорогой. Тротуары не безупречны, есть и по-настоящему опасные места.
  • Непогода может сорвать все планы, но не забывайте, что с небольшим электросамокатом всегда есть возможность воспользоваться общественным транспортом. В качестве подстраховки можно рассчитывать и на такси.

Читайте также:

Самокат не может стоить дорого? Сравнили цены на кикшеринг и такси


Onlíner рекомендует
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 130 кг), до 40 км/ч, мощность 500 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 10 А·ч, задний привод, колеса 12"/12", вес 21 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 35 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 12 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by