Давайте честно: пока что электрокары покупают в основном энтузиасты, фанаты технологий и романтики. Вроде бы и цены на авто с ДВС и EV более-менее выровнялись, однако автомобилисты не спешат пересаживаться: ссылаются на недостаточно высокий запас хода, недостатки инфраструктуры. Со стороны это выглядит как страх перед неизведанным. Что ж, попробуем его побороть на примере отдельно взятой семьи. Наша героиня — Анастасия. Работает на себя, владеет бизнесом по продаже мороженого, ей не чужда философия экологического образа жизни. Девушка всегда ездила на разных машинах с ДВС, но в последнее время стала все чаще мечтать об «электричке». Вместе с официальным дилером BMW и Mini в Беларуси компанией «АВТОИДЕЯ» в наших силах исполнить ее желание — оставить автомобиль с ДВС и провести запоминающийся уик-энд на электрокроссовере iX.
Месяц назад мы объявили о конкурсе — предложили поделиться историями ни много ни мало преображения своего мира. Условно его можно было бы назвать «Как на вас повлиял экотренд?» На наш взгляд, технологии и экостиль жизни наилучшим образом сочетаются в электромобиле. Потому наградой стала возможность обменять свою машину с ДВС на электромобиль BMW iX на три дня. На редакционную почту поступил не один десяток писем. Но в качестве победителя выбрали именно Анастасию.
«Мне 38 лет. Я мама двоих детей (старший — Артур, младшая — Мишель), предприниматель. Семья меня в шутку называет амбассадором здорового питания, — написала она. — Моя история началась с того, что совместно с мужем в 2013 году я открыла семейный бизнес, и по сей день мы продаем натуральное мороженое. Экокомьюнити меня вдохновило и стало драйвером моих перемен». Стало понятно, что Анастасия заслуживает уик-энда с BMW iX.
Конец рабочей недели для героини выдался весьма нестандартным. Первым в списке дел значился визит к официальному дилеру BMW и Mini в Беларуси — компании «АВТОИДЕЯ».
«Сейчас я езжу на простом бюджетном седане. Долгое время вообще не сильно задумывалась над вопросом автомобиля, прагматично каталась на том, что есть, но не раз присматривалась к „электричкам“, — говорит девушка по дороге в шоурум. — И тут мой муж Сергей увидел объявление о конкурсе. Сказал: „Тебе с учетом любви к экотрендам точно будет интересно“. Пару лет назад мы с ним не раз обсуждали возможность купить EV, но в разговорах всегда побеждало предубеждение о недостаточном удобстве. Сергей говорил, что придется подстраиваться под зарядные станции, постоянно держать в голове уровень заряда: живем мы не в частном доме, а в квартире, и свой собственный „столбик“ не выйдет установить. Одним словом, не придумали, как электрокар встроить в свою повседневную жизнь, не жертвуя комфортом. Но желание все же совершить этот обмен осталось. Историю на конкурс о своих экологических метаморфозах я написала за вечер — как говорят, на вдохновении».
На площадке дилера Анастасию уже ждал черный BMW iX в версии xDrive50 — это модель с запасом хода до 630 км на одном заряде и электромотором мощностью 523 л. с., позволяющим разогнаться до 100 км/ч за 4,6 секунды. Такие машины АВТОИДЕЯ передает клиентам на несколько дней в рамках проекта RE:VISION.
«Опыта вождения „электрички“ у меня никогда не было. Как ни странно, первое, что поражает — отсутствие звука при запуске и беззвучное движение. В салоне есть специфический звук при разгоне, но это совсем иные ощущения, чем на авто с ДВС, — таковы первые впечатления героини. — Второе чувство — машина, безусловно, красивая и большая. Ощущаю себя необычно высоко, будто бы в кабине космолета: на панели минимум физических клавиш, необычный руль, парящая центральная консоль и рычажок переключения передач в виде кристалла, открытие дверей кнопкой, а не ручкой, изогнутая панель из двух дисплеев (еще бы разобраться в этих всех индивидуальных настройках!). Ну и пока не могу не смотреть на запас хода, особенно в процентном выражении. Почему-то кажется, что этот показатель требует постоянного контроля. С другой стороны, запаса в 600 км мне хватит примерно на 20 дней. Сейчас на приборной панели зеленым светом горят числа 93% и 467 км. О зарядке пока рано думать. Самое сложное при вождении такой машины — соблюдать скоростной режим».
Бизнес-вумен утверждает, что проезжает по разным рабочим делам около 30 км в день, ей приходится заправляться примерно раз в пять дней. Но АЗС находится неподалеку от дома Анастасии, поэтому она не стремится каждый раз наполнить бак полностью. Считает, с электрокаром придется следовать другой тактике — кататься вплоть до «красной лампочки» не стоит. Есть смысл выбирать те парковки и ТЦ, где можно подзарядить машину, пока занимаешься своими делами.
Перед получением автомобиля Анастасия установила приложение Malanka и была немало удивлена, когда увидела карту Минска, забитую отметками о наличии ЭЗC: «Думала, их намного меньше». Уже посчитала: от ближайшей станции до дома — 12 минут пешком. Примерно столько же уходит на вечернюю прогулку с собакой.
Правда, оказалось, что непосредственно на парковках у тех точек, куда сегодня необходимо попасть Анастасии, зарядок нет. Съездили в ТЦ на выезде из столицы отдать документы, на короткую встречу в офис партнеров в самом центре города и в кафе в новом квартале у Нацбиблиотеки. На карте Malanka можно найти ближайшие станции, но они находятся совсем не «прямо у входа».
Маршрут несколько витиеватый, не напоминает привычный «дом — офис — магазин — дом». Дело в том, что Анастасия с мужем владеют столичной сетью кафе с натуральным и веганским мороженым и им постоянно приходится ездить между объектами. Девушка говорит, что за несколько часов рабочих поездок напряжение в стиле «вот-вот разрядится» прошло, исчез дискомфорт от того, что ты не знаешь, где ближайшая зарядка — «всегда можно заглянуть в приложение и найти».
На вечер заказан столик для всей семьи в ресторане французской кухни Le Cro Cro. Вот где бы пригодилась зарядка — даже медленная. Но нет, BMW полтора часа простояла у входа в заведение в ожидании. До ближайшей станции, судя по карте, 6 минут ходьбы. Может, и немного, но только не с маленькой Мишель. С другой стороны, запаса батареи еще хватало на 408 км (73%).
Первый выходной семья решила провести на природе. Старший Артур отправился на тренировку по гольфу — у него скоро зачетный экзамен, а взрослые посчитали, что нужно проверить BMW при поездках на дальнее расстояние. Поэтому поехали подальше от города, на пикник у берега журчащего ручейка.
На скоростной трассе было сложно удержаться, чтобы не побаловаться со стремительным разгоном: 4,6 секунды до сотни ощущаются в салоне электрокара будто на аттракционе. Анастасия признается: «Да, стремительно и весело. Но понимаю, что постоянно вжимать педаль в пол — не моя фишка. Так, под настроение да чтобы друзей чуть-чуть попугать. В принципе, у меня нет отношения к автомобилю как к показателю какого-то статуса. Люди, которые чувствуют свое превосходство, окружая себя дорогими вещами, так не только проявляют любовь к себе, но и показывают некую внутреннюю неполноценность, раз для чувства самоуверенности приходится окружать себя брендами. Для меня электрокар — это естественное продолжение пути заботы о природе. Все-таки умеренность я считаю тоже частью экологического мышления».
Тем временем мы съехали с трассы на простую двухполоску, которая вскоре сменилась гравийкой. Здесь уже особо не разгонишься, однако и на таком покрытии, как оказалось, машина может вести себя одновременно эмоционально и безопасно. В повороты она ввинчивается беспрекословно, электроника не дает колесам сорваться в занос. Отдельно отметили, что не пришлось повышать голос во время разговоров при движении по гравию. Шумоизоляция плюс отсутствие звука двигателя не дают ощутить реальную скорость. «Надо добавлять 20—30 км/ч к ощущениям», — решили на будущее.
На пикнике продолжили тему экологии: «Однажды нас и наше натуральное мороженое пригласили поучаствовать в экофестивале. До этого я никогда не задумывалась о том, что есть люди с такими особенностями питания и это их выбор, а не рекомендация врача. С экофестиваля началось мое знакомство с этой философией. Мы попали в окружение невероятно осознанных людей, которые сортировали мусор, покупали кофе в свои кружки и даже приносили из дома свои многоразовые тарелки и приборы, чтобы есть на фуд-корте. Кто-то не ел мясо, кто-то не употреблял молочные продукты, сахар. Для меня это был совершенно иной мир. Потом были и другие фесты. Экокомьюнити, которое там собиралось, вдохновило меня и подтолкнуло к собственным переменам: отказ от алкоголя, вегетарианство, использование многоразовой бутылки с водой, сортировка мусора. У меня никогда не было цели навязать мои экопривычки окружающим. Я просто делала то, что мне нравится, и близкий круг людей со временем стал сам подтягиваться. Тот же эффект может случиться и с приходом в нашу семью электрокара».
За разговорами мы не заметили, как пришло время возвращаться в столицу — там вот-вот закончится тренировка по гольфу у Артура, а вскоре начнется мастер-класс и для его родителей. Одним словом, спешили, об экономном режиме вождения даже не вспомнили. И, похоже, окончательно расстались с переживаниями на тему «вот-вот разрядится». О процентах батареи вспомнили только на площадке гольф-клуба «Минск». На панели высвечивалось 54% и 300 км. Анастасия несколько удивилась: «Оказывается, мы еще до Гомеля сможем доехать».
В областной центр после игры, конечно, не поехали, однако, передав детей бабушке, решили встретить закат за городом, у реки Ислочь, а заодно провести больше времени с электромобилем, поиграть с настройками и помощниками: от адаптивного полного привода до автоматической парковки. Туда-обратно машина пробежала еще примерно 150 км.
Второй выходной день пара решила посвятить друг другу. Договорились поиграть в теннис. На сей раз машине не пришлось стоять без дела — на парковке у теннисного клуба WIMC оказалась зарядка. Правда, медленная. Пока Сергей с Анастасией упражнялись в правильной подаче мяча, прошло почти полтора часа. Оставляли BMW с 17 процентами заряда, а когда вернулись, было 35. «Конечно, немного, — констатировала водитель. — Но учитывая то, что все это время мы занимались своими делами, — просто суперудобно. Тем не менее мы уже решили с супругом, что нужно съездить на станцию быстрой зарядки и проверить, сколько времени нужно ей посвятить. На самом ли деле это „кофе с десертом“, как говорят фанаты „электричек“, или все же несколько дольше?»
На ЭЗС ради чистоты эксперимента выбрали не самую мощную станцию (350 кВт), а среднюю — на 100 кВт. Здесь же повстречали опытных «электроводов», также приехавших зарядиться.
Кирилл и Павел сразу предупредили — простая арифметика здесь не работает:
— Емкость батареи у iX — 105 кВт·ч, а станция отдает 100 кВт. Но зарядка с 0 до 100% не произойдет за один час. Быстро машина будет заряжаться с 10 до 80%. А на последние 20 уйдет еще минут 40. Поэтому мы не стремимся достичь 100%. Это и производители не рекомендуют, и не хочется терять время, если нет острой необходимости проехать какое-то длительное расстояние, где не будет станции. Обычно никто специально не ждет у зарядки: подключили кабель, сделали санитарную остановку, выпили кофе в спокойном режиме — и можно ехать дальше. Это если мы говорим о дальних путешествиях. В городе же зарядка проходит, пока ты идешь в магазин, спортзал или еще куда-нибудь. В Минске их столько, что легко найти ближайшую в шаговой доступности. Так и должно быть: владелец «электрички» совмещает свою обычную жизнь с зарядкой, а не ждет. Перестраивать свой график или привычные места поездок мне не пришлось.
— А что с дальними автопутешествиями?
— Ездили ради эксперимента в самую северную точку Европы — Нордкап в Норвегии. Могу сказать, что нормально доехали и вернулись. Останавливались каждые 300—400 км на отдых — как обычно люди и делают, даже на авто с ДВС. Пока водитель отдыхал, машина заряжалась. Разумеется, дальний тур нужно планировать и заранее посмотреть на карте, где есть зарядки.
— Как побороли страх остаться без заряда?
— Мой вам совет: если вы пересядете на «электричку» — просто будьте готовы к этой ситуации. Возите с собой трос, чтобы во время буксировки зарядиться от рекуперации (на 1 км буксировки выходит 2 км запаса хода). Пригодится и переходник с 220 В, чтобы пополнить батарею от простой розетки. Опасаться этого не стоит. Если понимать, что рано или поздно это может случиться, и быть готовым к таким событиям, страх сам исчезнет.
Пока Анастасия и Сергей общались с опытными владельцами электрокаров, прошло полчаса. Автомобиль успел зарядиться еще на 28%. «Пожалуй, если пользоваться такими ЭЗС, процесс можно легко интегрировать в повседневную жизнь, — сделала вывод наша героиня. — Собственно, за эти три дня я поняла, что никак особенно и не нужно перестраиваться».
Последний пункт в списке воскресных дел — обратно обменять BMW iX на седан. «Я еще больше убедилась в своем желании пересесть на „электричку“. Похоже, Сергей тоже, — призналась на прощание Анастасия. — Не понимаю, почему до этого момента не решилась на этот шаг. Как говорят, „если ты ждал какой-то знак — то вот он“».
RE:VISION — это 4 ступени перехода в новую эру устойчивого развития.
Первым этапом АВТОИДЕЯ планирует изменить мышление автовладельцев и обратить их внимание на воздействие автомобилей с ДВС на окружающую среду:
«Мы понимаем последствия наших действий и берем на себя ответственность за формирование будущего уже сегодня».
Подробная информация о проекте размещена на сайте revision.by.
* трехдневный тест-драйв
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by