КРАСНОВ

Единственная трасса, где проблем нет даже у «левонамагниченных». Разбор М4 с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
37 767
06 октября 2023 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы продолжаем изучать основные трассы страны. Сегодня отправляемся в восточном направлении по автодороге М4 Минск — Могилев. Она берет начало за пересечением Партизанского проспекта и МКАД и затем убегает на 182 км до областного центра на Днепре. Участки строились в разное время, затем в разное время реконструировались. Вот и посмотрим, в каком состоянии эта дорога сейчас.

Могилевская трасса, первые 11 км

— Из приятного любому водителю: разрешенная скорость здесь 120 км/ч, причем, по-моему, это была одна из первых трасс, где повысили лимит (в 2015 году. — Прим. Onlíner), — вспоминает Краснов.

Трассу М4 стоит рассматривать по отдельности: участок до развязки с М1, включая ответвление трассы М5 Минск — Гомель чуть дальше, и вся остальная дорога до Могилева. Первый отрезок — это серьезный трафик, иногда аварии и пробки.

— Я сам езжу по могилевской трассе почти каждый день — в Стайки. И машин на этом участке всегда много, потому что, по сути, объединены потоки на Могилев и на Гомель, плюс кто-то этой дорогой выезжает на трассу М1. Сразу за МКАД — промзоны. Как следствие — много грузового транспорта, в том числе тихоходного, те же трактора, тягачи идут с МЗКТ. А уж в сезон в выходные дни что здесь творится, когда люди ездят на дачи! — рассказывает наш водитель.

— Выезд по могилевской трассе — самый напряженный из всех вокруг Минска. Он как МКАД в миниатюре, с большой концентрацией грузового транспорта, автобусов, тихоходов, спецтехники.


Мы и раньше замечали, что Краснов, который отлично знает все маршруты, включает навигатор каждый раз, как едет на Стайки.

— Дорогу-то я знаю, но важно понимать ситуацию в моменте. Выехать по могилевской трассе — это такая же лотерея, как в час пик проехать по кольцевой: если где случилась авария — встанешь в пробку надолго. Такое происходит регулярно, поэтому проще сразу искать объездную дорогу, — объясняет инструктор. — У меня как-то курсант из Малиновки быстрее приехал по МКАД-2, потому что на основной кольцевой и на могилевском выезде было несколько ДТП.

Казалось бы: прямая, как стрела, дорога, по три полосы движения в каждую сторону, есть обочины, есть разделительное ограждение.

— Три полосы — это тоже фактор, влияющий на безопасность, — ворчит ведущий рубрики. — Понятно, что здесь они необходимы с учетом трафика, но это же добавляет нервозности и лишних маневров. Можно слева опережать, можно справа, вот некоторые и начинают вытворять то, что не следовало бы. Когда две полосы, все проще: едешь спокойно в правой, нужно опередить — выехал в левую, потом вернулся. По крайней мере, так должно быть.

Еще один важный момент — скорость движения.

— От МКАД разрешенная скорость сначала 70 км/ч, но многие едут быстрее, если только камер нет. А у ТЦ в Шабанах часто работает радар — тогда все едут тихонько. Потом кажется, что уже пора разгоняться, а скорость повышают только до 80 км/ч. Потом до 90 км/ч. А когда водители доезжают до знака «120», от него и начинают стартовать. И из-за этого тоже становится небезопасно: все хотят быстрее, а плотность потока такая же, — отмечает собеседник.

— В остальном все здесь нормально: если бы все аккуратно ехали, ничего плохого не случалось бы.

Поворот на Гомель. Одиночество. Пешеходы

Проезжаем развязку с трассой М1, через пару километров отделяется ветвь направо — это трасса М5 побежала на Гомель. А мы едем прямо и движемся в гордом одиночестве: трафик исчез.

— Вот такой я и знаю могилевскую трассу: едешь себе, едешь и думаешь — когда уже тот Могилев будет. Скучно, ничего не происходит вокруг, только камер скорости много — практически везде, где висят «понижающие» знаки, — вздыхает Краснов.

Стандартная история и здесь, и на многих других дорогах, которые мы уже объездили. Вывешивается знак «90», а за ним — наземный пешеходный переход. Когда камеры нет, некоторые водители вообще не снижают скорость, а с прибором фотофиксации есть надежда, что хотя бы снизят до тех самых 90 км/ч.

— Кто видел старую дорогу, помнит, что когда-то на ней и до 40 км/ч было снижение перед переходами, — замечает преподаватель.

При этом «зебра» на скоростной трассе — всегда плохая история. Совсем недавно мы публиковали видеоиллюстрацию на эту тему: даже когда в двух полосах стоят машины и пропускают пешехода, найдется водитель, который будет нестись без тормозов, — и на что только рассчитывает?

Куда лучше, когда потоки — автомобильный и пешеходный — не пересекаются в одной плоскости, причем в идеальном мире пешеходам не приходится при этом ходить по ступенькам вверх и вниз, а машины либо съезжают в тоннель под пешеходным маршрутом, либо проезжают над ним. Но это в идеальном мире. А на трассе М4 мы считаем наземные переходы: первый, второй, третий, четвертый. На островках безопасности — забор: чтобы не бежали сломя голову, а вынуждены были замедляться и смотреть по сторонам.

Кругом разделительное ограждение между переходами, явно от пешеходов и установленное. И хорошо, и плохо: с одной стороны, вряд ли через него кто-то попытается перелезть, с другой стороны, этот же забор мешает заранее разглядеть пешехода на другой стороне дороге.

Потом наконец видим наземный пешеходный переход в Корзунах. Как бы безопасно — при условии, что все пойдут по нему, — но ведь далеко не каждому чисто физически это легко сделать.

В Смиловичах, а затем и подальше, в районе поворота на «Волму», замечаем то, чего как-то не ожидаешь увидеть на трассе с разрешенной скоростью в 120 км/ч. Светофор! Оказывается, тут расположен регулируемый пешеходный переход. Очевидно, людей здесь ходит немало, раз уж принято такое инженерное решение, но для водителей это всегда немного шок. Едешь себе, едешь, потом знак «80», затем радар и светофор. Чуть погодя — снова «120».

— Вообще, когда на скоростной трассе устанавливают светофор — это смешно. Ну мы же не в городе, — ворчит ведущий рубрики.

Заправок мало, удобств мало, зато какие пейзажи

— Вот она, красота началась, хоть для картин пейзажистов — класс! — восторгается Краснов, глядя по сторонам.

Места действительно притягательные. Лес расступился, и уже неяркое осеннее солнце то и дело поливает убранные поля густым золотом. На горизонте холмы: лоскутное покрывало осенних цветов укрывает голую землю, согревает под озлобившимися ветрами. Заметно, как трасса прорезает естественный рельеф этих мест. Будто река, утекает она вдаль. А даль хорошо просматривается на много километров вперед, и кажется, здесь нет никого.

Есть у Краснова свой рейтинг красивых трасс страны. Одно из первых мест там занимает витебская трасса, но и могилевская, по крайней мере ее отрезки, явно будет где-то в топе.

— Заправок маловато. Сколько их, 3—4 на весь путь? — говорит вдруг инструктор. — Если в Минске не заправился — будь готов ехать аж до Червеня. Зато места для отдыха есть.


На заправку заехали при первой возможности: кофейку выпить. И, нужно отметить, там все устроено неплохо. Есть и удобная парковка, и целое придорожное кафе с каким-никаким ассортиментом подогретой еды. Кому нужно — есть и электрозарядные станции, но при нас они пустовали.

Поворот налево, аэродромный участок, рай для «левонамагниченных»

— Еще одна типичная и даже типично нехорошая история про наши дороги — это перекрестки в одном уровне. Ну не должно их быть на скоростных трассах. Однако хорошая развязка — это дорого, вот и пытались, вероятно, когда-то сэкономить. На могилевской трассе, впрочем, заметно, что проблему пытались решать. Много где поворот налево не предусмотрен и транспорт вынужден поворачивать направо. Значит, неподалеку будет или развязка, или место для разворота: для этой цели выделяется левая полоса, и из нее машина спокойно разворачивается, пропустив встречных. В идеале нужна «капелька» — место, куда разворачивающийся транспорт быстро въезжает, освобождая полосы для движения, и откуда затем выезжает, набирая скорость. Это такой бюджетный вариант развязки, — рассказывает Краснов.

«Капельки» мы видели и на слуцкой трассе, и на гродненской. На М4 их не заметили, хотя явных проблем с разворотом тут не возникает во многом благодаря низкой интенсивности транспорта.

— Вот этим трасса и приятна: здесь совсем мало машин. Ты будто один едешь, и так, по-моему, всегда тут было, — отмечает инструктор.

— Могилевская трасса — наверное, единственная дорога, где без проблем могут ехать «левонамагниченные» и никто их не будет трогать. Потому что здесь нет никого: ни в правой полосе, ни в левой.

Забегая вперед, отметим, что путь от Минска до Могилева мы проделали в будний день, и после ответвления гомельской трассы нас опередили всего три автомобиля. Это за 170 км пути!

Замечаем в сторонке профилактический плакат от ГАИ: дорога — не взлетная полоса. Смысл понятен, но, кажется, есть тут и свой подтекст. Ведь на М4 имеется АУП — аэродромный участок пути, где (по крайней мере, раньше) совершались тренировочные взлеты и посадки авиации.

Архивное фото 2017 года

Но летчикам летать положено, а водителям даже на пустой хорошей дороге действительно летать не стоит. Несмотря на то, что хочется.

— Такая дорога, особенно на участках с хорошим состоянием покрытия, при отсутствии пешеходных связей и мест для разворота, предусматривает достаточно высокую скорость движения. Визуально может показаться, что здесь можно спокойно ехать 150 км/ч и даже больше. Но в том-то и дело, что есть пешеходные переходы, есть места для разворота, могут встретиться тихоходы, местами заметны какие-то дефекты дорожного полотна. И все это является объективными причинами для снижения скорости, — предупреждает ведущий рубрики.

Состояние асфальта, крутое решение в Березино, выводы

За Червенем пропали картинные пейзажи, зато и пешеходные переходы почти исчезли: лес да лес.

Заехали в Березино — симпатичное местечко со своей атмосферой. И заметили, как здорово проектировщики решили вопрос прохода скоростной трассы через населенный пункт. Ведь бывает как где-нибудь в Жодино: просто посреди города появляется скоростная магистраль, а для пешеходов в лучшем случае прорывают подземный переход или отправляют их стоять на светофорах. В Березино не так. Здесь как раз разрезали холм, опустив трассу вниз, а через нее появился мост. Удобно и красиво: дорога не нарушила естественный ландшафт города, она, как река, шумит где-то внизу, под мостом.


Начали тему состояния дорожного полотна, но тут же ее и заканчиваем. Полотно в порядке. Есть недавно переложенные участки, где асфальт в идеале. Есть отрезки, где полотно явно устало и имеет дефекты, нуждается в замене. Но, во-первых, эти участки встречаются не так часто, а во-вторых, даже там ситуация не выглядит критической.

Кстати, увидели, как на М4 ведут ремонт.

— Смотрите: заранее выставлены знаки, участок обозначен, скорость снижена. А за ним снова 120 км/ч. Ну красота! — одобряет преподаватель.


Вдоль трассы то и дело видели ограждение от животных. И вот оно-то как раз не в самом хорошем состоянии: много мест с повреждениями, сетка где-то наклонена, где-то порвана, опорные столбы наклонены. Невольно начинаешь нервничать: встретиться на дороге с крупным лесным зверем никому не хочется.
И так мало-помалу мы докатились-таки до Могилева, по-деловому расположившегося по обоим берегам Днепра.

— Что сказать: М4 — это спокойная трасса. У водителя здесь часто возникает ощущение, что не едешь, а стоишь на месте. В этом есть положительный момент: значит, дорога безопасная, нигде не нервничаешь. Но есть и своя опасность: такие трассы с малой интенсивностью движения как бы расслабляют. И если вдруг происходит опасная ситуация, водитель потом не успевает сконцентрироваться. Важно быть начеку, смотреть вперед, по сторонам, и все будет нормально, — рекомендует Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by