Заряжался в ресторане, чудом избежал пожара, опередил всю четырехколесную технику. Белорус на Tesla поучаствовал в гонках по льду водохранилища

13 085
06 марта 2024 в 14:00

В первый раз Артур Туманов из tesla-cars.by принял участие в «Байкальской миле» в 2022 году — совершенно случайно. В 2023-м это был уже специальный выезд, ну а в текущем году попутно пришлось покорять и «Жигулевскую милю», ведь мероприятие переместилось с Байкала в Тольятти. Какие сюрпризы принесла новая локация, рассказывает сам Артур.

В погоне за скоростью

— В 2022 году я попал на эти соревнования совершенно случайно: отправился на Байкал на доработанной Tesla Model Y (том самом «Чебураторе»!) и в Красноярске встретил одного из организаторов, который рассказал мне про свое мероприятие. По датам совпадало, и я решил поучаствовать. Я тогда разогнался до 217 км/ч, это был рекорд скорости среди кроссоверов (не только электрических, а вообще любых).

В 2023-м я на «Байкальскую милю» поехал целенаправленно. Взял тогда Tesla Model S Plaid. У меня получилось разогнаться до 265,8 км/ч, но основная проблема была в том, что мешал электронный ограничитель скорости.

И хоть у версии Plaid «максималка» — 320 км/ч, она доступна только в гоночном режиме Track Mode. Чтобы ее получить, устанавливается пакет карбон-керамических тормозов и другая прошивка. Пытались обмануть систему, «ставили» тормоза программно, но не получилось. И только когда я уже вернулся c Байкала, Tesla выпустила прошивку с возможностью разгоняться до 320 км/ч. Выходит, американцы прорекламировали эту возможность раньше, чем она появилась в реальности.

В прошлом году ездил на шинах с 1-мм шипами, так что мне не хватало на льду зацепа. В этом году заморочился и купил в Швеции шины для ледовых гонок — Daсk Proffsen. И мне их зашиповали специальными 5-мм шипами. Шины сбортировали на облегченные диски — на таких Tesla ставила рекорд Нюрбургринга.

И снова выбрал Tesla Model S Plaid, на этот раз уже с прошивкой, позволяющей разгоняться до 320 км/ч. Но, забегая вперед, скажу, что не смог побить даже свой прошлогодний результат. Ведь место проведения соревнований и, соответственно, покрытие стали совсем другими.

Это совсем не Байкал

— В 2024-м действие перенеслось с озера Байкал на Куйбышевское водохранилище рядом с городом Тольятти. Соответственно, и название изменилось на «Жигулевскую милю».

Так что на этот раз было две засечки: традиционная «байкальская» миля на 1642 метра (что соответствует глубине озера) и «жигулевская» на 1433 метра (по длине конвейера завода). Стартуя один раз по трассе, ты одновременно проезжаешь как бы две мили — берутся сразу две отсечки: «жигулевская» чуть раньше, «байкальская» на 209 метров позже.

За счет того, что это водохранилище (мягко говоря, не совсем озеро Байкал), покрытие отличалось. Лед был неровным, плюс перед этим была оттепель: когда расчищали трассу, появлялись бурты, потом они подтаяли, появились подтеки, которые затем подмерзли. А еще накануне был День рыбака. Рыбаки насверлили лунок, ездила тяжелая техника, чистила лед, где-то из этих лунок вода выливалась наверх и тоже потом замерзала. В общем, лед был неровный, и даже на таких шинах мне не удалось повторить результат прошлого года, не то что улучшить.

Мой лучший результат на «Жигулевской миле» — 239,035 км/ч, на «Байкальской миле» — 239,115 км/ч. Казалось бы, скорость должна была только расти. Но именно за отсечкой «жигулевской» мили был своего рода трамплинчик, машина подлетала, колеса теряли сцепление с покрытием, и вместо разгона получалась потеря по скорости. Не зря за рекордами скорости ездят на Байкал: такого ровного льда нет нигде.

В очередь!

— Но оттепель была накануне, а в дни соревнований снова ударили морозы: было около –20 градусов. Заряда «Тесле» хватало, больше чем до 70% батарея не разряжалась. Дело в том, что все участники не столько ездили, сколько стояли в очередях на старт.

В первый день вообще открыли только одну трассу, во второй день — «полторы»: одна из дорожек была еще и возвратной, то есть работала в полсилы. В первый день я успел сделать две попытки, во второй — три, в третий — четыре. Итого девять попыток за три дня. Для сравнения, в прошлом году было три трассы, и за три дня я совершил около 30 попыток.

В последнем заезде ехал с газом в полу. Если бы двигался с отключенной стабилизацией, то, наверное, тоже улетел бы в бурт — буквально в метре от него пролетел. Было много вылетов. В одном из них разбился один из моих главных соперников — «100як» с ракетным двигателем.

Вообще, были очень интересные, харизматичные участники. Приехали ребята на автобусной остановке, которая тоже участвовала в заездах — в одном из них даже загорелась!

Еще словил себя вот на какой мысли. Вокруг меня — бригады механиков, которые постоянно что-то делают, настраивают свои бензиновые машины, а я просто сижу в своем электромобиле и жду очереди.

Другие «электрички»? Был еще Li9 гибридный, но особой скорости не показал. А, еще был электрический «Москвич»!


Кто приезжал на «Байкальскую милю» в предыдущие годы, по поводу «Теслы» не удивлялся, а вот новички говорили «вау, Tesla будет участвовать в заездах». То есть сначала удивлялись, что она способна ездить в мороз, а затем удивлялись, что она может быть такой быстрой. В первый день я очень долго лидировал в «абсолюте», до вечера.

В зачете «Жигулевской мили» я стал третьим, в зачете «Байкальской мили» — четвертым. Это если говорить про «абсолют», где впереди меня были только ребята на мотоциклах. Почему так получилось, не знаю, в прошлые годы они были медленнее. Хотя участники те же самые. Среди четырехколесных средств (автомобилей, ракет и остановок) я был самым быстрым.

Не пустили — и слава богу!

— Там есть два ресторана на пристани — «Причал» и «Небо». Я же на боевом шипе, на нем нельзя ездить по асфальту (машину привезли на лафете, она только по льду и передвигалась), поэтому надо было договариваться с этими ресторанами по поводу зарядки, поскольку у них есть трехфазные розетки на 380 В.

Сначала договорился с «Причалом», подключил. Но потом охраннику не понравилось, что кабель идет из щитка через кухню и дверь плотно не закрывается. На вторую ночь отказали. «Попросился» в ресторан «Небо», но там не разрешили. Снова вернулся в «Причал», всех там на уши поставил, и мне все-таки дали возможность зарядиться.

Так вот, в тот вечер, когда ресторан «Небо» отказал с зарядкой, он как раз и сгорел! В общем, мне повезло: так бы могли сказать, что все произошло из-за зарядки электромобиля (причиной пожара назвали короткое замыкание проводки в кальянной). Ну и «Тесла» бы тоже сгорела или как минимум получила серьезные повреждения. Так что хорошо, что они меня туда не пустили.


Там кроме ресторана была еще и гостиница, в которой жила часть спортсменов. Там и штаб был, так что организаторы отменили торжественную часть в конце, сами соревнования были под угрозой срыва (пожар произошел в ночь с субботы на воскресенье). Некоторые машины стояли в непосредственной близости, техпарк рядом находился. Это был, конечно, неприятный эпизод…

В целом если говорить о мероприятии этого года, то понравилась близость к цивилизации. На Байкале ты чувствуешь себя как на краю света. С одной стороны, необычно, с другой — есть определенные сложности с логистикой, проживанием. А тут все происходило на набережной Тольятти, прямо в центре города. Это как если бы у нас на берегу Свислочи что-то проходило.

Но не понравилось покрытие и малое количество попыток, которые удалось сделать за все время. И все же в следующем году я, наверное, снова буду участвовать — зря, что ли, спортивные шины покупал?

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by