Больше ста редких байков, мотокупе и удивительные веломобили. Топ выставки «Кола часу»

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка
30 177
16 июня 2024 в 15:25

В эту субботу в Центре экологического туризма «Станьково» прошла выставка «Кола часу», знакомая любителям ретротехники уже с десяток лет. В первую очередь на ней демонстрируются раритетные мотоциклы (до 1991 года), но находится место и для возрастных и уникальных велосипедов, скейтбордов и коллекции советских детских игрушек. Показываем самые яркие фотографии (с самыми яркими посетителями) и по традиции выбираем свой топ-5 любимчиков.



Каждая выставка имеет своего хедлайнера. На этом «Коле часу» он очевиден — это мотокупе «‎Jawa-Минск 500». Автор сего творения — белорусский промдизайнер Александр Длотовский. Он же — создатель первого отечественного концепт-кара Dlota с мягким съемным бампером, а также электробуса Vitovt (точнее, его внешнего вида).

Мотокупе создано из Jawa 353, вокруг которой построили автомобиль, объединив два «‎явовских» мотора в один.


Самоделка была дипломной работой Длотовского, а позже, став на учет в ГАИ и поучаствовав в немалом количестве автопробегов, она колесила по белорусским дорогам, преодолев 50 000 километров как минимум. Затем мотокупе на 20 лет заперли в гараже, после чего передали в наследство людям, которые продали чудо-технику братьям Гапановичам, популяризаторам ретротехники. Вместе с другими энтузиастами они активно готовили мотокупе к демонстрации на «Коле часу» — и мы даже успели снять ролик о том, как идет процесс. Финал истории — мотокупе действительно завелось и поехало прямо на выставке.

Говоря об атмосфере, нельзя не сказать об участниках и посетителях, которые ее и создавали. Организаторы неоднократно отмечали, что праздник семейный, поэтому многие приехали большими компаниями, взяв даже братьев наших меньших.


Судя по всему, этот сиба-ину участвовал в конкурсе «Ретромода», где победитель определялся по самому оригинальному образу в стиле ретро.


Всего на «Коле часу» показали более 100 мотоциклов: в большинстве своем это были представители советских производств. Какие-то сохранились полностью «в родне», другие были переделаны в кастомные проекты.


Веломобиль, похожий на ракету

Этот веломобильчик не мог не привлечь внимание: выглядит он как какой-нибудь старый концепт-кар «автомобиля будущего». К слову, он действительно собран еще в 1980-х. Автор самоделки — Александр из Волковыска. Активно презентовать свою идею ему помогает супруга Людмила, которая, кажется, лучше создателя знает обо всех технических нюансах машинки.

Веломобиль может двигаться как за счет бензинового мотора, так и за счет педалей и физической силы. С недавних пор в нем есть и электромотор. В общем, перед нами гибрид на современный лад. С какой скоростью он может ехать, мы не уточнили, но опишем так: пришлось бежать, чтобы снять транспорт на видео, когда Александр решил проехаться, покрутив педали.


Бензиновый двигатель находится в задней части кузова, которая откидывается. Двигатель — от бензокосы. Про расход говорят так: один литр на сто километров.

Кузов изготовлен из стеклопластика и смонтирован на каркасе из стальных труб. Перед нами веломобиль предстал в летнем варианте, но создатель предусмотрел и крышу — на случай дождя или другого природного катаклизма. «И ветер ее не срывает!» — отмечает Людмила.


В послужном списке Александра есть еще автомобиль под названием «Компакт». Его энтузиаст создал вместе с товарищем Маратом Кабировым. Творение, к слову, можно было увидеть зимой на выставке «Гаражные находки».

Самый быстрый «Днепр»

Этот ничем не примечательный с виду «Днепр» принадлежит белорусскому блогеру MotoGO. Сейчас на YouTube-канале Ярослава 380 тысяч подписчиков. В своих выпусках он неоднократно рассказывал про тюнинг советского «Днепра».


Например, в качестве эксперимента блогер установил турбину от 1,3-литрового Opel Corsa, потом добавил еще одну такую же. Но позже заменил их на турбину от Audi с мотором объемом 1,9 литра.

В последнем видео Ярослав отправился на диностенд, чтобы замерить нынешнюю мощность мотоцикла. На данный момент она вдвое превышает заводские показатели — 63 л. с. Во время испытаний этот «Днепр» разогнался до 100 км/ч за 4,7 секунды. Однако на этом мотоблогер останавливаться не намерен и обещает подписчикам еще более крутые результаты.


BMW R35, найденный в эстонском курятнике

Этот BMW R35 1947 года приехал на выставку из Санкт-Петербурга. Всего у его владельца Александра семь мотоциклов в коллекции: все, кроме этого BMW, советские.

— Разработана эта модель для гражданских целей в 1939 году, — рассказывает мотолюбитель. — Это легкий четырехтактный мотоцикл, во время войны он эксплуатировался без коляски. Использовался в основном для фельдъегерской службы. Объем мотора — 340 кубиков. Модель превосходила по своему техническому оснащению любые советские мотоциклы.


После войны завод в Айзенахе, где выпускали эти мотоциклы, оказался в советской оккупационной зоне. Производство байков возобновили в 1946 году, позже переименовав их в EMW, потому что представители BMW подали в суд и отстояли право использования товарного знака. Последний R35 сошел с конвейера в 1953—1954 годах, когда завод переключился на более продвинутую модель.

Конкретно с этим мотоциклом Александр знаком с 1988 года. Бывший владелец по имени Евгений нашел его во время службы в Эстонии в чьем-то курятнике. Перевез на родину в Питер и восстановил, после чего мотоцикл стал завсегдатаем различных ретропокатушек.


— В 1990-х байк был продан, снова где-то валялся и пришел в негодность. В 2013 году я выкупил его уже у других владельцев, но связался с тем самым Евгением и узнал историю мотоцикла. Год назад зарегистрировал технику в ГИБДД, получил номера для нее, — добавил Александр.

Кастом Masheroff memory

А этот мотоцикл образовал вокруг себя целые очереди из желающих сфотографироваться. Сочетание цветов, необычные детали — идеальный экспонат для ленты Instagram. И пока некоторые мотовладельцы просили посетителей держать руки подальше от своих эксклюзивов, Андрей, наоборот, поддерживал желание «пешеходов» взобраться на его байк и сделать снимки.


— Эти проекты я делаю для нашего народа: чтобы люди видели, что у нас еще кто-то что-то может создавать своими руками, — говорит мужчина. — Быстро мотоцикл едет или нет — это не суть. Важно то, что он собран вручную и выглядит, по моему мнению, чертовски симпатично! Цель проекта — передать через него свою энергию окружающим.


Кстати, это кастом, созданный из деталей различных советских марок. Например, рама сделана из двух «Уралов», мотор взят от «Касика» К-750, КПП — от «Днепра». Собирался байк около двух лет.

— А почему назвали проект Masheroff memory? — спрашиваем у владельца.

— У каждого человека наступает такой момент, когда он вспоминает, что у него в жизни было самым лучшим. При Машерове я был еще в детском садике, и вот вкус того борщика я помню до сих пор, если по-простому объяснять. Люди тогда, на мой взгляд, были добрее, лучше и отзывчивее, чем сейчас.


— А гавайские номера откуда?

— Когда я создаю свои проекты, об этом знают все мои товарищи по гаражному кооперативу. И каждый приносит какую-нибудь «примочку» со словами «Поставь это на „мот“, только пообещай, что точно это сделаешь!» Один из них и подарил мне этот номер. Как он ему достался? Честно, не знаю. Но номер нашел свое место на мотоцикле.

Дедушкина Jawa 634

Эта Jawa 634 1973 года принадлежала дедушке нынешнего владельца Сергея. Коляска также была куплена еще в советское время, но установлена совсем недавно.

— На этой «Яве» дедушка с бабушкой объездили весь Советский Союз. И во время одного из путешествий (сами они из Могилева) случилась история, которую бабушка часто потом вспоминала. Ехали они «двойкой», купив в Минске рыбу и красивую вазу. Рыбу как-то привязали к багажнику, а вазу бабушка везла бережно прижав к себе. И вот перед ними шла колонна техники, с которой разлилось масло. Дед на него наехал, мотоцикл развернуло, бабушка начала падать. В итоге больно приземлилась на спину, но вазу из рук не выпустила, — рассказал мужчина.


В 2002 году Сергей забрал этот мотоцикл и приступил к восстановлению, чтобы байк приобрел нынешний вид и состояние. Помимо «Явы» владелец привез на выставку и свои «самоделки» — велосипеды с бензиновыми моторами. Сергей создавал их для сына в разные годы: сейчас парню уже 20 лет, но заботливо собранные для него «ленивые велики» сохранились.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by