КРАСНОВ

Недавние происшествия с мотоциклистами: кто виноват и можно ли было их избежать?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
24 500
05 июля 2024 в 8:00

В теплую пору года дорожный трафик становится более интенсивным. Одна из причин — участие в движении двухколесного транспорта. С этим же связаны некоторые дополнительные риски и нюансы, о которых нужно знать. На прошлой неделе вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы говорили о средствах персональной мобильности, сейчас пришла очередь мотоциклов. Почему с их участием происходят аварии, кто виноват в возникновении опасных ситуаций и можно ли их избежать? Ищем ответы, разбирая недавние происшествия, о которых мы рассказывали на страницах Onlíner.

Может ли мотоцикл опережать автомобиль по той же полосе?

Вспомним это видео и жалобу нашего читателя: «Мотоциклист резко выскочил сзади и объехал меня справа после того, как я уже начал движение. В том месте всего по одной полосе движения в каждом из направлений, поэтому расстояние между бордюром и моим автомобилем было минимальным».

— Типичная ситуация: мотоциклист опережает автомобиль в той же полосе, в которой они движутся, — отмечает ведущий рубрики. — И когда беседуешь с мотоциклистами, у них есть свои аргументы. Байкер, дескать, видит, что опережение будет безопасным, полоса достаточно широкая, он все контролирует и так далее. Но я им отвечаю: нужно понимать, что это нарушение правил. Ситуация кажется вам безопасной? Это ваше субъективное мнение. Откуда вы знаете, какой водитель за рулем автомобиля, который вы собрались опередить?

— Я каждый месяц по десять раз провожу занятия, когда мы движемся с другим транспортным средством вплотную друг к другу. Мне не страшно. Но ведь на дороге может повстречаться водитель, который вторую неделю за рулем: он запаникует, если увидит рядом мотоциклиста.

Правила дорожного движения:

полоса движения — любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд (п. 2.51).

— В ПДД дано очень расплывчатое определение полосы движения, — считает инструктор. — Оно написано так, что оставляет возможность дофантазировать. Этот вопрос давно назрел. Стоит прописать четко: полоса движения имеет ширину, которая позволяет двигаться в ней только одному транспортному средству. Или отдельно пропишите, что в одной полосе могут параллельными курсами двигаться два мотоцикла, а вот движение автомобиля и мотоцикла рядом в одной полосе не допускается. И все, вопрос снят.

Какая бы формулировка ни была в ПДД, это не станет гарантией того, что какой-нибудь резкий мотоциклист не задумает объехать машину ровно таким способом. Но по крайней мере не будет разночтений. Посмотрите соцсети: многие мотоциклисты уверены, что действуют по правилам, выполняя такие опережения. Более того, есть инструкторы, которые этому учат.

— Вся проблема в том, что есть лазейка в правилах, которая позволяет трактовать их так, как удобно. Это не нормальная ситуация. Когда я учился в автошколе, нам прививали базовое правило: если машина едет в полосе, то мотоцикл не может опережать ее в той же полосе. Он должен перестроиться в другую, — полагает Краснов.


Представим обратную ситуацию: машина начинает протискиваться по полосе, в которой едет мотоциклист. Здесь-то ни у кого не возникает сомнений в ненормальности такого маневра?

— Ну а почему мотоциклисту вдруг можно создавать напряженность? — спрашивает преподаватель. — Я не против уступить в тех случаях, когда я вижу мотоциклиста. Я могу подвинуться — пусть себе едет. Но это когда ты видишь. И огромная разница — когда ты его не наблюдаешь, а ему взбрело в голову тебя опередить. Для мотоциклистов есть правило: повиси сзади, подожди, чтобы водитель реально тебя увидел, — тогда с большей вероятностью все будет хорошо. А когда ты просто проскакиваешь на удачу, эта удача может изменить. И кто будет виноват?


Выезд на встречную возле Минского моря

Другое запоминающееся видео мы получили с Минского моря. Дорога, где все произошло, имеет закругление, по которому и двигался мотоциклист. По какой-то причине он оказался слишком близко к внешнему радиусу, а там в этот момент двигался встречный автомобиль. Мотоциклист объехал его слева, вплотную к бордюру, и, не удержавшись, упал, кувыркнувшись через себя.

— Что мы видим? Пустая дорога, новый асфальт. Мотоциклист разогнался хорошенько, потом увидел машину. Возможно, есть ошибка в управлении — все-таки существует понятие контрруления, с которым не все неопытные мотоциклисты знакомы, есть приемы экстренного маневрирования. На мой взгляд, в этой ситуации ему повезло, что все закончилось относительно благополучно, — считает ведущий рубрики.


Отметим, что повышение уровня вождения относят к числу обязательных требований для ответственного мотоциклиста. На любом транспорте нужно уметь ездить, но на таком — в особенности.

— Некоторые ребята попадают в ДТП, потому что им кажется, что они просчитали ситуацию, они все видят, ко всему готовы. А потом выходит, что это не так, — предупреждает Краснов.

— Советы простые. Во-первых, тренироваться — есть хорошие мотошколы, есть хорошие специалисты, готовые помочь. Во-вторых, нужно аккуратнее ездить. На дороге человек слишком часто рискует не многим, а всем.

Ошибки пилотирования

Продолжаем тему водительского мастерства. Некоторых происшествий можно было бы избежать, применяя верные приемы управления. Отдельные эпизоды можно отнести скорее к числу курьезных, как, к примеру, досадное падение на перекрестке возле ГУМа. Горел красный сигнал светофора. Водитель пытался замедлиться, но почему-то его транспорт завалился на бок. Хорошо еще, что обошлось без травм. При этом мопед, очевидно, заглох, и завести его снова оперативно не удалось.

— Возможно, он поздно увидел светофор, хотя автомобили в других полосах стояли. Нужно было ему потихоньку замедляться заранее, а он стал резко тормозить. На машине это не трудно, а вот на скутере может стать проблемой, — задумчиво пересматривает ролик инструктор.

Бывает серьезнее. Проспект Дзержинского, мотоциклист перестраивается в крайний левый ряд, видит там замедлившийся автомобиль и пытается тормозить, но неудачно. В итоге падает, после чего его увозят в больницу.

— Вот он перестраивался, увидел, что машины снижают скорость. Но ситуация изначально не выглядела критичной. Поэтому предположу, что то ли опыта этому человеку не хватило, то ли он испугался. Ударил в тормоз — вот его и занесло, — размышляет Краснов.

А вот еще одно ДТП, разбирая которое нельзя не говорить о действиях мотоциклиста. 17-летний парень попытался объехать Mercedes на перекрестке, но автомобиль поворачивал налево — объехать его не удалось. У мотоциклиста ни водительского удостоверения, ни шлема.

— Мотоциклист поехал туда, куда не должен был. Машину, которая поворачивает налево, нельзя объезжать с левой стороны. Он ее мог только обгонять, но на перекрестке обгон запрещен. Он должен был ехать сзади, снизить скорость, машина бы повернула, а он бы поехал дальше, — посетовал преподаватель.

Имели ли прочие обстоятельства влияние на то, как развивалась ситуация?

— У меня есть вопросы к организации движения. В частности, почему нет нормальной разметки? Вопросы к водителю Mercedes тоже могут быть: насколько заранее он включил указатель поворота, включил ли его вообще? Но так или иначе нужно выбирать скорость, чтобы даже в экстренном случае успеть остановиться. А мотоциклист не успел на той скорости, с которой он летел на этот Mercedes, — считает ведущий рубрики.


Когда водители не видят

Но это не означает, что ошибаются только мотоциклисты. С автомобилистов спрос тоже высокий.

Авария на проспекте Независимости. Водитель машины перестраивался из крайней правой полосы и практически не оставил мотоциклисту шанса избежать столкновения.

«Водитель Audi не убедился в безопасности своего маневра, — сообщали в ГАИ. — Мотоциклиста с травмами доставили в больницу».

— То, что водитель не увидел, что сзади подъезжает мотоциклист, — это плохо. Нужно знать, нужно контролировать ситуацию, чтобы адекватно на нее реагировать. Но мотоцикл может оказаться в таком положении, когда в зеркалах его не видно. Ты смотришь-смотришь, а его вроде нет. Потом он раз — и проехал будто из ниоткуда. Мотоцикл маленький, днем он может сливаться с фоном. Я сам часто ловлю себя на этой мысли, хотя, казалось бы, достаточно опытный водитель. Слишком много моментов, когда мотоцикл закрыт корпусом автомобиля и ты его не видишь. И мотоциклисты тоже должны это понимать. Да, водители бывают невнимательны. Но мотоциклисты лучше понимают все особенности, они должны просчитывать такие моменты, чтобы обезопасить себя же, — полагает Краснов.

Или вот гораздо более страшное по последствиям ДТП в Сморгони, где водитель автомобиля, поворачивая налево, не пропустил встречный мотоцикл. 24-летнего мотоциклиста с места происшествия увезли в реанимацию.

— Здесь все сложилось очень неудачно. Во-первых, посмотрите на то, как действует водитель. Он видел машину, пропускал ее, а мотоциклы, которые ехали за автомобилем, то ли не увидел, то ли не уделил им достаточно внимания. Он зациклился на машине, и это очень опасно в такой ситуации. Обстановку нужно воспринимать целиком, а не какими-то фрагментами, — считает преподаватель. — Да и то, как он поворачивал, какую паузу сделал... Если бы он действовал быстрее, тогда, возможно, все бы и обошлось.

— Есть такое правило: хочешь совершить маневр — не зависай. Пропустил машины — сваливай быстрее с перекрестка, не застревай там.


Многие обратили внимание на то, что мотоциклистов было двое.

— А когда мотоциклисты вот так вдвоем едут, это всегда наводит на мысли. По видео кажется, что ехали они достаточно быстро. Мы сейчас ничего не заявляем про скорость, мы ее точно не знаем, мы говорим о разности скоростей: той машины, которая проехала, и мотоциклов. И теперь складываем обстоятельства этого происшествия: водитель был медлителен, к тому же он мог не увидеть мотоциклистов, а они быстро приближались. И итог очень серьезный, — говорит инструктор.

Оба ехали слишком быстро

И еще одно серьезное происшествие, на этот раз в Гродно. Автомобиль и мотоцикл ехали в одном направлении. Следствие установило, что ехали слишком быстро. «В ходе допроса водитель BMW рассказал, что двигался он со скоростью примерно 125 км/ч и не заметил мотоцикл», — рассказали в Следственном комитете.

— Сумерки. Мотоциклист хотел опередить машину. Зачем? Не стоило ли сбавить скорость, подождать? Автомобиль заморгал указателем поворота, попытался перестроиться. А мотоциклист уже был сбоку. Рискованные действия, которые привели к плохому финалу, — отметил Краснов. — Поэтому снова и снова мы повторяем: к проблемам на дороге очень часто приводит опасное поведение участников движения. Водители у нас бывают нетерпеливые: все друг друга хотят объехать. У мотоциклистов это усугубляется их небольшим размером и нередко большой динамикой разгона. Но нужно же думать о последствиях!

— Хочешь ездить на таком транспорте — езди, нет проблем, но езди по ПДД, не создавай опасности.


У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by