Практически с начала теплого сезона мы удивляемся тому, как ведут себя некоторые велосипедисты, равно как и пользователи электросамокатов и моноколес. То кто-то рванет поперек шумного проспекта, то прокатится по крайней левой полосе загруженной улицы, то проедет большой перекресток наравне с машинами. «Да они просто обнаглели!», «Вот за это их и не любят!» — кричат одни. Но такой подход — не метод Юрия Краснова, преподавателя и инструктора по вождению. Вместе с ним мы попытались разобраться, что в действительности движет такими участниками дорожного движения и каким образом на них можно повлиять.
Один из недавних примеров: человек на моноколесе проехал по улице Ленина — прямо по проезжей части, по левому крайнему ряду.
— Юрий Сергеевич, вы ведь сами — известный моноколесник. Вот скажите: не перебор ли это?
— Перебор. Там всегда интенсивное движение, а еще и третья полоса, — подтверждает ведущий рубрики. — И это мы не знаем, как долго он ехал по проезжей части. Он приближается к пересечению с проспектом Независимости. Неужели собирается поворачивать налево? А затем вернется на тротуар или так и продолжит движение вместе с автомобилями?
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее) — п. 2.60-1.
Для СПМ есть свои требования. В частности, запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности (п. 18.5):
- со скоростью более 25 км/ч;
- в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением - наркотических средств, психотропных веществ и т. п.;
- перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, - предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности;
- не держась за руль (при его наличии);
- в возрасте до 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон).
— Вопрос в том, почему он едет по проезжей части? Возможно, человек решил, что это необходимость, что у него нет другого выбора. Он едет по улице Ленина со стороны проспекта Победителей, пересекает проспект Независимости. Как ему это сделать? Через пешеходный переход, но тот, что на перекрестке, — подземный. То есть нужно спуститься вниз, потом подняться по ступеням вверх. Кстати, с моноколесом это сделать относительно просто: я сам часто оказываюсь в такой ситуации, — отмечает преподаватель. — Куда сложнее велосипедистам, в особенности если велосипед тяжелый, а едет на нем девушка. А с электросамокатами — совсем беда. Если самокат не складывается, а подземный переход не имеет пандуса, пересечь дорогу становится почти невозможно.
Была ли у человека на моноколесе альтернатива подземному переходу? Свернуть с тротуара направо, проехать 250 метров до улицы Комсомольской — там наземный пешеходный переход. Переехать проспект и вернуться обратно. Чтобы затем снова упереться в подземный переход возле Нацбанка. Снова делать круг до ближайшего наземного перехода? Можно, но маршрут только из-за этого перекрестка увеличивается почти на километр.
— Понятно, что у этого человека на моноколесе из средств защиты — только шлем и надежда на лучшее. Но рядом автомобили, и одно неосторожное движение может повлечь в буквальном смысле непоправимые последствия. Причем как для него самого, так и для водителя, которому, возможно, просто не повезет оказаться не в то время и не в том месте.
Другой запомнившийся случай: пользователь электросамоката едет напрямик через все полосы проспекта возле Октябрьской площади. Конечно, вы это помните. Парня, к слову, кикшеринг заблокировал навсегда.
— Безусловно, есть люди, которые просто эпатируют публику. Такие считают, что все вокруг на них смотрят, удивляются, восторгаются или ругают — не столь важно. Главное, что такой человек — в центре внимания, он получает психологическое удовольствие от того, что делает так, как нельзя. Адреналин его заводит, — начинает инструктор.
Многие к такому выводу и пришли: выпендривается парень. Но если взять за основу рассудительность Краснова, то что получится?
— Вблизи Октябрьской площади три пешеходных перехода, и все три — подземные: ближайший — вход в метро, плюс переходы возле Дома офицеров и в районе улицы Ленина. А мы уже говорили, что с таким самокатом спуститься и подняться по лестнице — одна мука. Тем более что, к примеру, ближайший переход — спуск к станции метро — и пандусом-то не оборудован, насколько я помню, — продолжает преподаватель.
Какой выход? Ехать до цирка, где есть наземный пешеходный переход, а затем возвращаться обратно? Это плюс километр к маршруту. Причем на кикшеринговом самокате, где время — деньги.
— Идея пересечь проспект Независимости подобным образом — в корне неверная, не поступайте так. Но мы ведь хотим действительно понять проблему, а не просто отмахнуться, мол, парень хулиган. Условия в городе способствуют совершению таких нарушений.
Еще один случай, на этот раз с участием велосипедистов. Двое парней ехали по проезжей части улицы Притыцкого. Впереди пересечение с проспектом Пушкина, большой и сложный перекресток. Ребята решили так и ехать, словно на мотоциклах. Причем один будто бы даже придерживался требований разметки: перестроился в третью полосу, откуда разрешено движение по прямой. Его товарищ жался к правому краю дороги, но ехал тем же курсом.
— Начинаешь анализировать — та же самая ситуация. Перекресток большой, его не всегда просто пересечь водителям, но и пешеходам тоже. Приходится опять спускаться в подземный пешеходный переход, где много людей, где вход в метро, где на самом деле легко запутаться и еще надо поискать, куда выйти, чтобы оказаться там, где тебе нужно, — пересматривает видео Краснов.
Снова и снова мы упираемся в то, что инфраструктура не соответствует растущему движению велосипедистов и обладателей средств персональной мобильности (СПМ) в городе. Дисциплинированные люди спустятся в переход или будут искать объездной маршрут. Единицы же поедут по проезжей части и попадут в новости, став примером того, как поступать нельзя.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края (п. 148).
Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться (п. 150).
Минск. Одна полноценная магистральная велодорожка, которой в этом году, кстати, исполняется 15 лет! Километры совмещенных велодорожек, когда полоса для движения велосипедов и СПМ спроектирована рядом с тротуаром или размечена прямо на нем. И смелый эксперимент на улице Веры Хоружей, где на протяжении примерно одного километра велодорожка идет по проезжей части (эксперименту, напомним, уже 5 лет, но масштабности он так и не приобрел).
— Вы, значит, не считаете всех нарушителей дорожными хулиганами? — спрашиваем Краснова.
— Всех — не считаю. Есть такие нарушения, которые провоцирует инфраструктура. Люди ездили бы по своим велодорожкам, если бы они были удобными.
— А как вам велодорожка на улице Веры Хоружей?
— Эксперимент мне нравится тем, что есть места, где действительно удобно ехать. Например, удобно организовано пересечение улицы Куйбышева: по светофору, не нужно спускаться в переход — это здорово, — говорит ведущий рубрики. — С другой стороны, когда я еду по этой велодорожке и понимаю, что у меня сзади машины и какой-нибудь резкий водитель может внезапно перестроиться, не увидеть меня и просто сзади ударить, — становится как-то не по себе.
— Я не могу сказать, что велодорожка на улице Веры Хоружей безопасная. Если кто-то банально не в курсе, не разобрался в разметке, не увидел человека на велополосе — может случиться беда.
— Кроме того, есть откровенно спорные решения. Например, в том месте, где велодорожка огибает автобусную остановку. Это очень странно, — добавляет Краснов.
— Какими, вам кажется, будут ПДД через 20 лет? Разрешат ли велосипедам и СПМ, к примеру, ездить по проезжей части?
— Я сторонник того, чтобы и велосипедисты, и СПМ ездили по велодорожкам. Они не должны ездить по тротуарам — это угроза безопасности пешеходов, живых людей, которых большинство на самом деле. А ездить по дорогам рядом с автомобилями просто опасно.
— Им нужна отдельная инфраструктура. Удачные примеры можно встретить за границей. В Турции, например, велодорожка отдельно, тротуар отдельно, проезжая часть отдельно. И они визуально отличаются друг от друга — это раз. К тому же тебе удобно двигаться именно по той части, которая предназначена для тебя. То есть что-то нарушать, ехать не по своей части попросту незачем, да и неудобно — это два.
— Звучит здорово, но, кажется, это потребует серьезных вложений, в том числе финансовых.
— Конечно. Поэтому у таких проектов должна быть поддержка. И поэтому я понимаю людей, которые сегодня занимаются организацией движения. Есть большой город со своей инфраструктурой, есть устоявшиеся связи, привычки. Делать что-то новое — всегда сложно и дорого, нужны большие усилия и очень значительные средства. С другой стороны, это делается ради безопасности людей, и необходимость в этом будет только расти.
— Все это — перспективы. А что посоветовать участникам движения прямо сейчас?
— Действительно, внезапно вся инфраструктура города не изменится. И велосипедистам, как и людям на СПМ, нужно оценивать риски. Надо знать и соблюдать ПДД, надо понимать, что водители просто не ожидают того, что на проезжей части появится такой участник движения, которого здесь быть не должно. Они к этому не готовы, они зачастую не знают, как адекватно реагировать. Нужно постоянно держать в голове, что и уровень подготовки наших водителей, увы, очень разный. Не все могут действовать на дороге безопасно. А защиты, по сути, нет никакой: ни у велосипедиста, ни у самокатчика или моноколесника. В таких условиях риск становится зашкаливающим.
— А как быть водителям?
— Следует быть внимательным и осторожным. Если видите человека, который ведет себя рискованно, нарушает правила, — нужно помочь ему, где-то прикрыть, чтобы ничего не случилось, и спокойно дождаться, пока он уедет. А у нас люди нетерпеливые: вместо того чтобы подумать о безопасности, они куда-то спешат, пытаются объехать и только усугубляют ситуацию. Между тем велосипедисты и пользователи СПМ могут и правил не знать. У нас же ПДД проходят, по сути, только в автошколах, и экзамены сдают только те, кто собирается получить водительские права. Все остальные могут не так хорошо понимать ситуацию, они могут не осознавать всех рисков и тех особенностей, с которыми водители сталкиваются на дорогах.
История от Юрия Краснова:
Ко мне из Венгрии приезжала заниматься девушка. И говорит:
— Мы Венгрии не любим велосипедистов.
— Почему?
— Потому что они плохие.
— Они и плохие только потому, что вы их не любите.
— А еще у нас есть такие водители, которые думают не о безопасности, а о том, с кем бы сцепиться. Если ты видишь, что кто-то нарушает правила, и ты такой неравнодушный, у тебя все закипает внутри, то, наверное, ты сам безупречен, правда? Но и в этом случае ты в ГАИ сообщи о нарушении, а не занимайся самоуправством. Ты должен действовать так, чтобы не создавать угрозы ситуации. Снял видео — привези в ГАИ, человека найдут и накажут. Не надо ему сигналить, не надо подрезать ни в коем случае: человек испугается, упадет не дай бог, и кто будет в этом виноват? — добавляет Краснов.
И вот пример: человек на электросамокате едет там, где не должен. Но правильно ли повела себя водитель? «Он вообще не понимал, чем он мешает, говорил, что места много — мол, просто объедьте его. Но как это возможно, ведь я не знаю, что у него на уме: вдруг он бросится под колеса?» — объясняла она.
— Дорога была абсолютно пустая, видно, что она специально перегородила ему путь. Зачем? Она могла просто принять в другую сторону от самоката и не провоцировать ненужный конфликт, — считает инструктор.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by