Почему сбивают людей на пешеходных переходах? Опытный водитель задумался после того, как сбили его жену

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner, фото носит иллюстративный характер
UPD
18 454
15 января 2025 в 14:21

Два погибших ребенка (в Витебске и в Минске), еще несколько пострадавших детей и взрослых. С начала года самые резонансные ДТП в стране происходили на пешеходных переходах. Сбивали людей, идущих на зеленый свет, сбивали тех, кого должны были пропускать, сбивали по двое и даже по трое сразу. Наш читатель, водитель со стажем, поделился своим видением ситуации — после того, как на пешеходном переходе сбили его жену, переходившую дорогу на разрешающий сигнал светофора.

В начале декабря в вечернее время на пешеходном переходе по улице Мстиславца в Минске, напротив Дома милосердия, в ДТП пострадала супруга нашего читателя.

— Ее отбросил на асфальт автомобиль, водитель которого не заметил пешехода, спокойно идущего через дорогу на 14-й секунде горящего зеленым пешеходного светофора, — рассказал тот корреспонденту Onlíner. — У жены стресс, синяки на бедре, штаны в утиль. Водитель в панике посадил ее в авто и повез в больницу, но по пути изменил маршрут на «домой, к мужу». Извинения и компенсация были приняты. Водитель был опрошен о всех обстоятельствах, я заставил его «подышать» и показать все документы. Никаких признаков лихачества, наглости, опьянения. Все оправдания свелись к одному: не заметил. Разошлись миром.

Вопрос в другом: наш читатель — сам водитель с 15-летним стажем — задумался о том, почему происходят такие наезды на пешеходных переходах.

— Я поверил этому водителю, поверил на 100 процентов. Бесснежная зима, постоянные сумерки, ослепление фонарями и фарами в этой темноте и дорожном хаосе — это настоящее испытание для глаз и реакции водителя. Не заметил, плохо видно, плохо освещено — это опасность, ДТП, непоправимые последствия. Иногда, приближаясь к пешеходному переходу, понимаешь, что не можешь убедиться в отсутствии пешехода, пока не остановишься полностью — настолько темно. А каково, когда шесть полос пересекают несколько пешеходных переходов (как на улице Филимонова от «Аквамарина» до улицы Франциска Скорины) и все темные и нерегулируемые? — задается вопросом наш собеседник.

В актуальной редакции ПДД, к слову, формулировка следующая (п. 116): при подъезде к нерегулируемым пешеходному переходу и (или) велосипедному переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить дорогу велосипедисту. А раньше этот же пункт Правил звучал иначе: при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.

— Недолжная освещенность пешеходных переходов Минска — одно из главных условий, способствующих возникновению ДТП на них, — продолжает наш читатель. — Об освещенности переходов на загородных дорогах, проходящих через села и агрогородки, можно даже не говорить. Это лотерея, где ставка — жизнь и свобода. Взять участок дороги от Бегомля к Докшицам, на Браслав: поселков на дороге много, переходов много. Но освещения нет. Права пешеход имеет, но безопасность реализации данного права не предусмотрена. Думаете, в Минске иначе? Поедем по улице Подлесной в вечерний или утренний час пик. Между гастрономом (Подлесная, 36) с одной стороны и пешеходным мостом над железной дорогой с другой стороны есть пешеходный переход и автобусная остановка. Группами и одиночками люди испытывают судьбу на пешеходном переходе, который не освещен фонарями вообще. Поезжайте туда в пиковых сумерках, испытайте судьбу.

На «зебру» с ее символическими черными и белыми полосами жизни нужно направить свет, который победит опасность, — заключил водитель.

Дополнено

Мы получаем отклики и от других наших читателей.

— Абсолютно согласен с тем, что «недолжная освещенность пешеходных переходов Минска — одно из главных условий, способствующих возникновению ДТП на них». У нас отвратительно с этим. На загородных трассах иногда делают попытки подсветить переход, но в том-то и дело, что в лучшем случае сам переход. А хорошо бы подсвечивать подход к этому переходу, потому что водитель смотрит туда, и там только можно заранее увидеть пешехода. В итоге там, где есть какие-то узкие бесполезные полоски света, нужно раза в три увеличивать область подсветки. В городе аналогично. Лучше всех, кажется, подсвечен один из переходов на улице Некрасова, где фонари не просто установлены где-то сверху, а максимально близко к пешеходам, — рассказал один из наших читателей.


— Недоумеваю от того, что вина почему-то лежит на мачтах освещения пешеходных переходов, — пишет другой читатель. — Не спорю, это помогает. Но не стоит забывать, что п. 17.1 ПДД гласит: в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Тут нет уточнения о поре года, это нужно соблюдать всегда. Для водителя зимой все усложняется тягой пешеходов к практичной одежде: все черное. Порой они перемещаются как призраки. Есть и пешеходы с большими капюшонами, есть пешеходы, зависшие в гаджетах. К тому же одной из причин (и как мне кажется, одной из самых вероятных, приводящих к наезду) может стать попадание пешехода за стойку автомобиля. Порой, подъезжаешь к переходу, сбрасываешь скорость, выглядываешь слева — вроде никого. И тут — бац! — он у тебя перед капотом. Все из-за угла обзора и относительной скорости движения: пешеход частично или полностью скрыт от водителя до момента, пока линия взгляда водителя пересечет траекторию движения пешехода. Фонари и хорошее освещение не изменят ситуацию кардинально. Если пешеходы начнут соблюдать п. 17.1 ПДД, а водители будут более осторожны перед переходами, и у нас начнут появляться хорошие лампочки на «зебрах», то, возможно, все как-то сдвинется в лучшую сторону.


— Добрый человек этот водитель: поверил сказкам нарушителя о том, что тот не заметил пешехода, что плохая освещенность и так далее. А может, этот водитель смотрел в телефон или писал сообщение в каком-то из мессенджеров? Сейчас таких людей за рулем предостаточно. В этот раз ему повезло: добрый читатель отпустил с миром. А что будет в следующий раз? Тоже плохая освещенность, ослепили фарами и так далее? К сожалению, многие водители к управлению автомобилем относятся как к какому-то забавному квесту: проскочу и все тут. Цена такого отношения — загубленные жизни, — считает другой откликнувшийся.

— Думаю, проблему усугубляет современный автопром с яркими LED-фарами, а также некоторые владельцы, самостоятельно переоборудовавшие свои автомобили с нарушением технологии. Такие авто слепят не только встречных водителей, но и попутных, находящихся впереди, — написал еще один читатель.

А какое мнение у Вас? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро