На Логойском тракте в Минске пошли на смелый шаг, реорганизовав движение на довольно сложном участке — пересечении с улицей Широкой. Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы отправились туда, чтобы выяснить, что из этого вышло и связано ли с инженерными решениями ДТП с участием мотоциклиста, которое недавно случилось в этом месте.
Логойский тракт на этом участке — это по три полосы в каждую сторону с интенсивным движением на них. С одной стороны к тракту примыкает улица Широкая, полностью оправдывающая свое название: три ряда выводят на Логойский тракт, две полосы уводят с него, а между ними большая разделительная полоса.
— Сколько помню это место — здесь никогда нельзя было повернуть с улицы Широкой налево, — рассказывает Краснов, который этот район знает очень хорошо. — Даже когда на перекрестке не было светофора и машин было куда меньше, чем сейчас, поворачивать можно было только направо — и все!
С противоположной стороны от улицы Широкой к Логойскому тракту выходит улица Калиновского, которая, напротив, в этом месте довольно узкая — всего по одной полосе. К тому же выходит она не чуть-чуть в сторонке от Широкой, да и Широкая примыкает не под прямым углом, а чуть наискосок. Короче говоря, классический перекресток здесь никак не получался. К слову, этот участок не один такой на Логойском тракте.
Так вот, чтобы с улицы Широкой повернуть налево, в направлении МКАД, приходилось сначала ехать направо по Логойскому тракту, а затем разворачиваться в не самом удобном и безопасном для такого маневра месте. Были ДТП, и был наш разбор оттуда — почитайте, вспомните.
То место для разворота уже закрыли, а с улицы Широкой смелым решением разрешили поворот налево: теперь удобно выезжать и в сторону МКАД, и ехать на улицу Калиновского. Хотя, разумеется, есть нюансы.
— Первое, на что обращаешь внимание, когда едешь с улицы Широкой и поворачиваешь налево, на Логойский тракт, — там мало места. Если нужно потом ехать направо, на улицу Калиновского, то еще куда ни шло — главное, попасть в крайний правый ряд. В этот момент горит стрелка для поворота — можно сразу ехать. А вот когда собираешься продолжать движение по Логойскому тракту в направлении МКАД, нужно еще остановиться на светофоре. И пятачок для всех повернувших довольно короткий, водители начинают нервничать, думать, какую полосу им лучше занять. А если машин много, последним вместиться уже трудно, — отмечает ведущий рубрики.
— Какие ваши предложения?
— Нужна другая траектория для тех, кто поворачивает с Широкой, — под более прямым углом. Убрать этот нарисованный островок и разметкой отправить машины по более широкому радиусу — тогда им будет больше места для остановки.
Кстати, сейчас, стремясь занять свободный ряд, водители, которым нужно ехать прямо, нередко становятся в крайнюю правую полосу. Они останавливаются, ожидая, когда загорится основной зеленый, и блокируют проезд для тех, кому нужно направо и кому в это время горит на светофоре допсекция для поворота.
— Еще один важный момент: те, кто поворачивает с Широкой налево, обязательно должны смотреть на сигнал светофора и останавливаться на красный свет — там есть стоп-линия. Потому как я уже слышал от одного водителя: «Почему, когда я еду налево, те, кто сворачивает с Калиновского направо, мне не уступают?» Человек не понимает, что едет на запрещающий сигнал и никто ему уступать не должен, — добавляет преподаватель.
И с этим связан еще один рискованный момент: на светофоре по улице Калиновского выезжающим на Логойский тракт сначала загорается допсекция для поворота направо, а чуть погодя — основной зеленый.
— Это очень рискованно. Сначала едут машины направо, а те, кто поворачивает налево, — стоят. Водитель, который выезжает с улицы Широкой, может решить, что имеет право ехать, не подозревая, что сейчас справа от него наперерез двинется поток. Все это — предпосылки к ДТП, — считает инструктор. — Ну а в остальном на этом перекрестке все сделано очень хорошо.
Не успел Краснов это сказать, как в разрыве разделительной полосы остановился автомобиль-такси, приехавший по Логойскому тракту со стороны МКАД.
— Это еще что такое? — возмутился ведущий рубрики. — Он здесь развернуться решил? Сейчас еще поди не впишется с первого раза.
Водитель BMW вписался, но тут же в тот же разрыв приехал другой автомобиль — тоже на разворот.
— Вот оно в чем дело: нашли люди брешь и тут же стали этим пользоваться! Ведь на знаке с той стороны поворот налево запрещен: там нарисован кирпич, который означает, что общественному транспорту налево ехать можно, а простым машинам — нет. Но этот знак относится к перекрестку с улицы Калиновского и формально к перекрестку с улицы Широкой уже отношения не имеет. Получается, что разворот в этом месте не запрещен: знака нет, но разрыв в разметке есть. Вот водители и разворачиваются здесь, причем стараются действовать аккуратно, занимая место так, чтобы не мешать тем, кто продолжает движение по Логойскому тракту. Но в целом это кажется неправильным: разворачивающиеся машины здесь могут мешать тем, кто выезжает на Логойский тракт. Я думаю, что просто забыли повесить знак «Разворот запрещен» или «Движение прямо», — отмечает преподаватель.
Наконец, есть еще момент, на который пожаловался один из наших читателей: в крайней левой полосе по улице Широкой, вблизи перекрестка с Логойским трактом, паркуются автомобили. Это повелось с давних пор, когда налево с Широкой ехать было нельзя, — стоящие машины никому не мешали. Теперь ситуация меняется.
— Вопрос в том, что на улице Широкой, чуть дальше отсюда, установлен знак «Дорога с односторонним движением». Значит, по ПДД парковаться здесь можно с обеих сторон проезжей части: запрещающих знаков тоже нет. Чтобы изменить ситуацию, нужно либо установить знак «Остановка запрещена», либо убрать знак «Дорога с односторонним движением». В сущности, здесь и нет никакой дороги с односторонним движением, а есть дорога с двусторонним движением и с разделительной полосой, — говорит инструктор.
Правила дорожного движения:
• п. 143.11: остановка и стоянка транспортных средств запрещаются на левой стороне дороги, за исключением случаев, указанных в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил;
• п. 138.3: остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на левой стороне дороги (вне населенных пунктов разрешается только остановка транспортных средств):
· на обочине дороги с односторонним движением;
· у края проезжей части дороги с односторонним движением параллельно ему при наличии там тротуара, непосредственно прилегающего к нему, за исключением тех мест, где с помощью дорожных знаков или дорожной разметки допускается иное расположение транспортных средств, — при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней;
· в местах и с соблюдением условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, — в населенных пунктах на дороге с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине.
Важно то, как теперь работают светофоры на этом участке Логойского тракта. На стороне, ведущей к МКАД, появился один дополнительный светофор.
— Движение организовано таким образом, чтобы на перекрестке с улицей Широкой не скапливались машины, которые будут мешать тем, кто поворачивает на Логойский тракт, — объясняет Краснов. — И этот первый светофор должен отсекать поток.
Второй светофор установлен перед пересечением с улицей Калиновского, и он как бы закрывает участок, где выезжают автомобили с улицы Широкой. Придумано так, чтобы те машины, которые все-таки проскочили первый светофор на Логойском тракте, не скапливались на этом отрезке. Поэтому, хоть основной красный свет на обоих светофорах загорается синхронно, на втором светофоре, перед улицей Калиновского, есть еще дополнительная секция со стрелкой для движения прямо. После того как загорелся основной красный сигнал, эта стрелка начинает моргать, но все же она разрешает движение, то есть автомобили, проехавшие первый светофор, могут успеть проехать и освободить пространство для тех, кто будет поворачивать.
— Все сделано так, что ты либо остановишься на первом светофоре, либо проедешь оба и не будешь никому мешать на перекрестке, — указывает ведущий рубрики. — Обратите внимание на светофор перед улицей Калиновского. Допсекция для движения прямо здесь расположена слева от основного сигнала, потому что справа есть другая допсекция — для поворота направо. Логика с допсекцией и основным сигналом такая: когда горит основной зеленый, ты едешь спокойно, а когда горит стрелка с основным красным, ты должен уступать дорогу другим машинам. Но здесь никому уступать не надо, а допсекция установлена потому, что важно не спровоцировать серьезные аварии.
Поясним. Представьте, что допсекции на втором светофоре нет и оба светофора работают синхронно. Загорается красный: обязательно будут автомобили, которые проехали первый светофор, но не успели проехать второй, — они зависнут на том самом коротком пятачке, куда и так с трудом помещаются машины, поворачивающие с улицы Широкой. Возникнет коллапс. Если не синхронизировать оба светофора, а сначала зажигать красный на первом, а на втором на некоторое время оставлять зеленый, давая возможность уехать и освободить пятачок, то непременно найдутся водители, которые захотят проскочить первый светофор и оба перекрестка, причем делать это будут набрав скорость, что может привести к серьезным ДТП.
— Такой светофор с допстрелкой — это продуманный ход, на который организаторы дорожного движения пошли из-за необходимости решить две задачи: освободить участок для тех, кто будет поворачивать с улицы Широкой, и не допустить аварий, — отмечает инструктор.
Вот только аварии все равно случаются даже там, где, казалось бы, все продумали и все учли. К примеру, на этом участке Логойского тракта, аккурат между двумя светофорами, случилось довольно серьезное ДТП: автомобиль, по сути, протаранил мотоцикл, останавливавшийся на светофоре.
ГАИ Минска:
— По предварительной информации, 29-летний водитель Renault, двигаясь по Логойскому тракту в направлении МКАД, не обеспечил безопасную для движения дистанцию и совершил столкновение с двигавшимся в попутном направлении мотоциклом Honda под управлением 42-летнего водителя. Мотоциклиста доставили в больницу.
— Давайте по порядку. Мотоциклист ехал в крайней левой полосе. На перекрестке с улицей Широкой левого поворота нет, но, возможно, он хотел повернуть дальше, на перекрестке с улицей Кольцова. Иначе я не могу представить, зачем ему было ехать именно слева, ведь это опасно на таком маленьком и маломощном транспорте, тем более в темное время суток, — говорит Краснов.
За мотоциклистом двигались два автомобиля, в том числе Renault, в котором работал видеорегистратор.
— Судя по видео, обе машины могли остановиться на первом светофоре: уже горел желтый. И это плохая привычка наших водителей: когда они видят желтый, они начинают ускоряться, вместо того чтобы тормозить. А потом говорят, что без экстренного торможения им было не остановиться. Хотя я считаю, что и в этом конкретном случае, и во многих схожих оба просто хотели проскочить, а не стоять на светофоре. И второй прижался к первому, чтобы проехать «паровозом» вместе с ним. Но думал ли он о рисках? — задается вопросом ведущий рубрики.
Двое водителей едут на хорошей скорости. Гаснет желтый, загорается основной красный, на допсекции моргает стрелка. Но первый водитель хотя бы видит мотоциклиста перед собой, а второй нет.
— Что делает водитель желтого автомобиля? Он понимает, что мотоциклист замедляется и, видимо, не собирается проскакивать светофор. Тогда водитель перестраивается вправо и опережает мотоциклиста. Думает ли он о безопасности, думает ли о ком-то, кроме себя? Он мог бы предупредить следующего за собой об опасности, мог сам замедлиться и прикрыть мотоциклиста, чтобы в того не въехали сзади. Но он просто крутанул руль и счастливо умчался в даль, — комментирует преподаватель.
Другому водителю бы почувствовать неладное и бить в тормоз уже тогда. Ведь с чего машине вдруг резко перестраиваться, если впереди все нормально?
— Это стандартная ситуация и стандартное же правило: если перед тобой кто-то перестраивается, тем более резко, без указателя поворота, через сплошную линию разметки, — значит, впереди что-то не так, опасность, нужно быть внимательным и готовым действовать. Передний уходит в сторону — и опа! Как ты успеешь среагировать, если ты не тренирован, не проходил курсы контраварийной подготовки, если реакция не развита? Да и с курсами за плечами не факт, что попросту хватит времени среагировать, — уверен инструктор.
Вот в такой ситуации и оказался водитель Renault. Мог ли он затормозить? Или, может быть, увернуться?
— Затормозить — вряд ли. Как это часто бывает, на регистраторе кажется, что расстояние большое, а на самом деле все могло быть совсем близко. Машина впереди неожиданно уходит в другую полосу, и возникает этот маленький мотоцикл. Пока увидел, пока сообразил. Может, он в этот момент вообще на светофор смотрел: он же хотел проехать, успеть. Вот и успел, — отмечает Краснов. — А вот увернуться, на мой взгляд, стоило попытаться. Во-первых, мотоциклист был слева в полосе. Во-вторых, даже если бы водитель зацепил автомобиль справа — это, как мне кажется, лучше, чем бить в спину ничем не защищенного мотоциклиста.
И все же у водителей, которые попадают в такие ДТП и оказываются виноватыми, обычно возникает один и тот же вопрос: а зачем он тормозил, ведь можно было ехать? Стрелка моргала, позволяя проехать, когда мотоциклист замедлился.
— Я думаю, что водитель мотоцикла перестраховался — он успевал проехать, но начал тормозить заранее. Мотоцикл у него явно не самый мощный, плюс мокрый асфальт: возможно, он побоялся, что резко добавит газа и его занесет. В общем, человек очень рьяно соблюдал ПДД и в результате попал в такие неприятности. Но важно понимать: он мог проехать, у него была возможность, но он имел право и тормозить — зеленый сигнал допсекции мигал. Сложилось бы все иначе, если бы он проехал? Возможно. А может быть, и нет: глядя на то, как ехали эти двое на автомобилях, я бы не удивился, если бы они точно так же догнали мотоциклиста за перекрестком, — поясняет ведущий рубрики.
Это похоже на неудачное стечение обстоятельств. Один не хотел рисковать и тормозил, но был впереди, а двое других были настроены проскочить и разгонялись, но были сзади.
— Вот и получается: на перекрестке все продумали, установили светофор, все настроили, но все равно найдутся водители, которые все сделают так, что никакие старания проектировщиков не предотвратят ДТП. Классика жанра: риск таких столкновений всегда будет, пока на дороге будут встречаться рядом слишком шустрые водители и слишком осторожные, — подытожил Юрий Краснов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by