Белорусские перевозчики получили возможность совершать каботажные перевозки в России. Закрытие польской границы на две недели привело к усложнению и удорожанию логистических цепочек. А на границе Казахстана и России скопилась очередь фур с грузами из Китая. О самых значимых событиях сентября на белорусском рынке автогрузоперевозок Onlíner рассказала директор компании-партнера «Биржа грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
С сентября в Государственной информационной системе Российской Федерации перевозочных электронных документов (ГИС ЭПД) начала функционировать подсистема «Портал каботажных автомобильных перевозок грузов». Это значит, что перевозчики из Беларуси и других стран ЕАЭС получили возможность совершать каботажные перевозки на территории России.
Напомним: работать с каботажем в России водителям из ЕАЭС разрешили еще 1 марта этого года. Однако приказ, определяющий порядок оформления заявки и регламентирующий состав сведений, которые необходимо в ней указывать, вступил в силу только 1 сентября.
При работе с каботажными перевозками от водителей из стран ЕАЭС требуется соблюдение ряда условий:
— Работа с каботажем позволит Беларуси увеличить доходы от экспорта услуг грузовых автоперевозок и сделать поездки по российскому направлению более прибыльными. Ведь теперь после поставки товара в Россию компании могут заработать и на перевозке грузов между ее городами, совершив до трех рейсов по территории РФ. Вопрос актуальный, так как грузопоток между нашими странами стабильно растет. Так, в январе—августе 2025 года, по данным международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU», спрос на перевозки из России в Беларусь увеличился на 75%, в обратную сторону — на 23%, — считает Татьяна Солдатенко.
В грузоперевозках с Польшей сентябрь обозначился двухнедельным закрытием границы: 12 сентября Варшава в одностороннем порядке прекратила работу всех пограничных переходов на границе с Беларусью и вновь открыла их только в ночь на 25 сентября.
— Такие меры привели к увеличению очередей из фур на белорусско-литовской и белорусско-латвийской границах. Некоторые же компании приняли решение переждать запреты, временно оставив грузы для хранения на складах или в таможенной зоне, так как из-за санкционных мер не все категории товаров можно транспортировать в Беларусь или из нее через Латвию и Литву. А кроме того, через эти страны не пропускают транспорт на польской регистрации, то есть необходимо искать новых перевозчиков для перегрузки. В результате двухнедельное закрытие белорусско-польской границы обернулось удорожанием логистики и срывом сроков поставок как для белорусских компаний, так и для европейских, — комментирует Татьяна Солдатенко.
Аналогичная ситуация сложилась и в ЖД-перевозках. Через Польшу транспортируется около 90% железнодорожных грузов между Китаем и ЕС. И перераспределение на альтернативные маршруты через Латвию и Литву привело к очередям, удорожанию и задержкам поставок.
Усиление досмотров на российско-казахстанской границе обернулось внушительными очередями фур с грузами из Китая.
При этом российская сторона считает, что задержки прохождения досмотра на границе связаны с политикой Казахстана, который не желает, чтобы его территория использовалась для обхода западных санкций и поставок в Россию товаров двойного назначения. В Казахстане же, наоборот, ответственность за простои возлагают на российские меры по ужесточению контроля грузоперевозок (в частности, усиление процедур проверки грузов, введение дополнительных мер по проверке документов и соблюдению санитарных и фитосанитарных требований).
— В любом случае результат — задержки поставок и рост стоимости логистики из-за простоев в очередях перед КПП. Под усиленный досмотр подпадают все грузы, которые ввозят в Россию из Китая, а значит, и у белорусских перевозчиков высоки риски застрять в пробках. Многие компании уже сейчас рассматривают альтернативные пути поставок из Китая, несмотря на то что Казахстан — самый короткий транзитный коридор для доставки китайских товаров в нашу страну, — отмечает Татьяна Солдатенко.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно