Назван топ-20 самых популярных моделей авто в Беларуси. И это не только «китайцы»

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский
UPD
29 января 2026 в 10:30
БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! Заказывай от 99 р. в приложении Каталог Onlíner до 31.01 и получи шанс выиграть призы от Dreame

В 2025 году в Беларуси рынок новых легковых автомобилей составил 74,8 тыс. единиц. Именно такая цифра озвучена во время ежегодной итоговой пресс-конференции Автомобильной ассоциации «БАА». Мероприятие проходит сегодня в Национальном пресс-центре. Также названы самые популярные марки и модели по итогам года.

Топ-15 брендов предсказуемо возглавляет Belgee: 22,83 тыс. автомобилей, что составляет 30,5% рынка. На втором месте Lada (10,44 тыс. автомобилей и 14% рынка), а замыкает тройку лидеров Geely (9,03 тыс. автомобилей и 12,1%).

Примечательно, что на четвертом месте с результатом 6,62 тыс. машин и рыночной долей 8,8% расположилась марка BYD, не имеющая официального импортера. Также стоит отметить попадание в первую десятку трех премиальных брендов — Voyah (6 место), Li Auto (8-е) и BMW (10-е).


Настоящий бестселлер белорусского рынка — кроссовер Belgee X50: покупателей нашли 11,38 тыс. автомобилей, а это значит, что модель держит 15,2% рынка! И отрыв от ближайшего преследователя — седана Belgee S50 — практически двухкратный. На третьем месте тоже Belgee, и это кроссовер Х70.

Далее следуют «ударные» модели Lada — Vesta и Granta, а вот Niva и Largus оказались за пределами первой десятки. Их подвинули, в частности, электромобили Dongfeng Box и BYD Song Plus, а также гибридный Voyah Free.

Самыми популярными моделями Geely оказались Atlas и Coolray, занявшие 9 и 10 место, а вообще в топ-20 попали EX5, Binyue Cool и Okavango. Также в число наиболее популярных моделей рынка вошли Deepal S07, BYD Yuan Up, Li Auto L6, Nissan X-Trail и Dongfeng Mage.


Получается, что в первой двадцатке — 14 кроссоверов (Lada Niva отнесем к внедорожникам) и сразу 8 электрифицированных автомобилей, что подтверждает все возрастающую популярность «зеленых» моделей у белорусов.

По данным «БАА-Консалт», на долю электромобилей в 2025 году пришлось 23% рынка новых автомобилей: цифра в 17,2 тысячи единиц означает рост в 181% к данным 2024 года (6,1 тысячи EV-автомобилей). Гибриды заняли 10,9% рынка: 8,1 тыс. штук в 2025 году против 5,1 тыс. единиц в 2024-м (+59%). Соответственно, ДВС-модели потеряли часть рынка (было 80%, стало 66,1%), и у них самый скромный прирост: всего на 8% — с 45,7 до 49,4 тыс. автомобилей.


Смотрите шире

Обратите внимание: указанные выше цифры касаются именно рынка новых автомобилей. А есть еще так называемый общий рынок. Он включает все автомобили, поставленные на учет в Республике Беларусь, то есть не только те, что были проданы юридическими лицами, но также и те, что ввезли физические лица. По сравнению с предыдущим годом общий рынок в 2025 году вырос на 14% и составил 158,7 тыс. автомобилей.

Заметим, что раньше такую статистику в БАА не приводили, ограничиваясь лишь продажами официальных дилеров — членов организации.


— Конечно же, все мы прекрасно понимаем, что рынок гораздо шире, чем продажи членов БАА, особенно в последние годы, когда есть другие юрлица, физлица, которые на себя ввозят автомобили, — признает директор УП «БАА-Консалт» Дмитрий Ярота. По его словам, у ассоциации появилась возможность собрать все данные воедино, проанализировать их и поделиться ими с общественностью.

Источниками данных заявлены корпоративные данные БАА, а также данные системы ЭПТС, предоставленные по договору. Правообладателем информации является УП «БАА-Консалт».

Дмитрий Ярота обращает внимание на каналы формирования рынка. 98,5 тыс. автомобилей (62%) ввезли физлица, 31,4 тыс. машин (19,8%) — юрлица, а еще 28,8 тыс. единиц (18,2%) приходится на завод «БелДжи». При этом, если сравнивать эти цифры с данными за 2024 год, выясняется, что максимальный прирост дали как раз физлица.

Еще один слайд касается структуры рынка по типам двигателей. Приоритетом остаются автомобили с ДВС — более 82%, или 130,4 тыс. машин. При этом было ввезено и поставлено на учет 8,5 тыс. последовательных гибридов и 19,8 тыс. электромобилей, причем последние показали прирост на 141%.


Новые автомобили: кто везет и откуда?

Снова вернемся к рынку новых автомобилей — таковыми считаются машины, чей возраст на момент оформления ЭПТС в РБ не превышает 24 месяца. Как уже было сказано в самом начале, в 2025 году рынок новых автомобилей составил 74,8 тыс. единиц (или 47% от общего рынка) — против 56,9 тыс. штук в 2024 году. Рост составил 31%.

— На что стоит обратить внимание: именно физлица в сегменте новых автомобилей показали прирост к предыдущему году плюс 150% (по количеству автомобилей. — Прим. Onlíner) и нарастили свою долю с 10 до 20%, практически увеличив ее в два раза. Соответственно, уменьшились доли юрлиц и завода «БелДжи», — комментирует ситуацию Дмитрий Ярота.

Также интересно посмотреть, из каких стран-производителей импортируют новые автомобили. У физлиц в топ-3 Китай, США и Германия, у юрлиц — Китай, Россия и Германия. Причем в сравнении с 2024 годом доля РФ заметно уменьшилась. Из соседней страны юрлица возят преимущественно автомобили марки Lada, доля остальных брендов исчезающе мала.


 


— Наиболее пострадавший бренд — Haval, который упал на 72%. Ну и какое наблюдение. Я думаю, что вы все прекрасно знаете, что после введения утильсбора такие бренды, как Haval, BAIС, Chery, Kaiyi исчезли совсем либо практически исчезли с рынка, хотя это автомобили, которые производятся в странах ЕАЭС, — отмечает спикер.


— Если в прошлом году каждый второй автомобиль был из Российской Федерации, то сейчас приблизительно каждый третий. Российская Федерация — единственный представитель стран ЕАЭС. Мы можем говорить о резком снижении доли рынка стран ЕАЭС с почти 50% до 35%. Это заметный тренд года, — акцентирует внимание Дмитрий Ярота. При этом он отмечает, что из стран ЕАЭС физлица не привезли ни одного автомобиля. То есть этот канал поставок ими не задействован.


— Мы наблюдаем перераспределение каналов импорта между юридическими и физическими лицами. Это картина за весь 2025 год. Синяя линия — это процент ввоза физическими лицами от общего объема ввоза новых автомобилей, — комментирует спикер очередной слайд презентации. Если в начале года физлица ввозили порядка 10% автомобилей, то уже к середине года их доля выросла примерно до 30%, соответственно, вклад юрлиц сократился до 70%.

— В ноябре эти линии пересеклись, то есть объемы сравнялись. В декабре доля импорта новых автомобилей физлицами достигла практически 60%, а у юрлиц упала до 40%.

Мы наблюдаем достаточно понятную, но новую реальность для рынка. Абсолютно яркий выраженный новый тренд, — констатирует Дмитрий Ярота.

— Как много машин физлица продают после ввоза? Мы проанализировали рынок, взяли осень 2025 года, 3 месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. За это время физлицами именно ввезено, импортировано в нашу страну 27 тыс. автомобилей всех годов выпуска. Мы проследили судьбу этих машин к 1 января 2026 года, то есть в рамках 4 месяцев. Были перепроданы, сменили владельца 18 тыс. автомобилей. В личном пользовании на 1 января 2026 года осталось 32% автомобилей.


То есть мы констатируем, что в личном пользовании сейчас 32% автомобилей, для перепродажи ввезено 68%. Если посмотреть совокупно объем данных по году, сколько ввезено физлицами (а это около 100 тысяч), мы можем сказать, что объемы продаж завода «БелДжи» совокупно с объемами продаж всех юридических лиц в нашей стране меньше, чем объемы коммерческих сделок, которые совершают физические лица в нашей стране.

Дополнено. Что влияет на рынок

Год для ассоциации выдался неплохим, мы снова вышли на результат по продажам дилеров — членов БАА около 50 тыс. новых легковых автомобилей. Такой результат в ассоциации был до этого трижды, в 2018, 2019 и 2024 годах, — отметил руководитель ООО «Автоцентр на МКАД» председатель правления БАА Сергей Варивода.

— Общий рынок легковых автомобилей, под которым мы понимаем внутреннее производство, плюс импорт автомобилей всех годов выпуска по всем каналам ввоза вырос. Основными причинами роста совокупного рынка, по мнению ассоциации, явился рост реальных денежных доходов населения (по данным Белстата, 109,9% за январь — ноябрь), рост темпов потребительского кредитования, включая автокредитование и финансовый лизинг (114% и 133% соответственно). Стабилизация рублевых цен (по данным Белстата, по группе потребительских товаров «легковые автомобили» уже два года наблюдается околонулевая инфляция). Вероятно, в определенные периоды, в том числе в конце года, сработал так называемый опережающий спрос, когда граждане пытаются купить автомобиль перед очередным изменением условий ввоза, подорожанием и так далее. В частности, это касается, допустим, последовательных гибридов, — отметил спикер.  


Основные негативные факторы, которые, как отмечает ассоциация, повлияли на рынок (в частности, на продажу официальных дилеров), это необоснованное коммерческое использование льгот, которые предоставляются гражданам при ввозе автомобиля для личного пользования по Указу президента №140. И это существенное, даже скачкообразное изменение ставок утилизационного сбора в соответствии с постановлением Совета министров №50 от 28 января предыдущего года, когда ставки на ввозимые с территории ЕАЭС легковые автомобили кратно выросли в 43 с лишним раза одномоментно, ну а ввозимые из-за пределов ЕАЭС — вдвое.

В БАА предполагают, что в 2026 году рынок будет замедляться, и, скорее всего, речь будет идти о стабилизации общего рынка, который по итогам прошлого года составил около 160 тыс. автомобилей. По мнению дилеров, будет продолжаться рост доли электроавтомобилей, в первую очередь за счет ввоза физических лиц. С другой стороны, очевидно, будет снижаться доля гибридных автомобилей, налогообложение которых в принципе сравнялось с налогообложением автомобилей с ДВС.


Вообще, конечно, за последние годы рынок настолько сильно стал искажен различного рода неравными условиям работы, что на сегодняшний момент либо у тебя есть льготы, либо ты покидаешь рынок. И, на наш взгляд, отдельные марки, безусловно, покинут рынок в наступающем году, — отметил Сергей Варивода.

В БАА предполагают, что в 2026 году продолжится рост местного автопроизводства, а также восстановится импорт с территории Союзного государства за счет сокращения импорта из-за пределов Евразийского экономического союза. В данном случае речь идет о юридических лицах.

При стабильном курсе национальной валюты цены останутся под давлением со стороны спроса, под которым они находятся сегодня. И это обеспечит их относительную стабильность, по крайней мере в первом полугодии, — сказал Сергей Варивода.


Знаете, мне кажется, что мы уже с утилитационным сбором перешли ту черту, ту красную линию, когда это начинает работать вопреки рынку. Я не уверен, что сейчас возможен откат назад, но есть необходимость остановиться и вообще задуматься над налогообложением ввозимых, производимых автомобилей с ДВС и с иными силовыми установками.

Хочу подчеркнуть, меня больше всего беспокоят существенные неравенства в условиях работы автомобильных дилеров, чего не было в ассоциации 510 лет назад. Сегодня ведущая десятка, пятерка точно крупных автомобильных дилеров, крупных брендов, доминирующих на рынке, имеют те или иные льготы, те или иные преференции. Поэтому, когда мы произносим слово «рынок», мы с вами предполагаем в первую очередь конкуренцию, конкурентную среду, иначе рынка нет, — подчеркнул Сергей Варивода.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро