Водители не виновны! Типичные случаи, когда проблема была не в людях, а в дорогах

 
04 ноября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

У нас часто спрашивают: а бывает, что ни один из водителей не виновен в аварии? Да, такое случается, хотя это скорее исключение. Но сегодня мы поговорим как раз об авариях, непосредственные участники которых попали в нетипичные ситуации и стали жертвами нелепого стечения обстоятельств. Эксперты, проводившие исследования дорожных условий, рассказывают о подобных происшествиях.

Закругление не выглядело опасным, но...

— Обычно нас командируют туда, где есть проблемы. Редко когда возникают вопросы к организации дорожного движения на трассах с индексом «М». Чаще выезжаем на республиканские и местные дороги, — рассказывает ведущий государственный судебный эксперт управления автотехнических и трасологических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Алексей Цыбульский. — Одна из типичных ситуаций возникает на закруглении так называемых гравиек. Как-то выезжали на местную дорогу Жабинка — Новосады, где автомобиль вылетел в мелиоративный канал. Знак «Направление поворота» установлен, а ограничения скорости на момент происшествия не было. Уже после ДТП появились знаки «50» и «70». Проведя экспертизу, мы выяснили: радиус закругления составлял около 100 метров, хотя поворот не выглядел крутым — профиль дороги вводил в заблуждение. А расчеты показали: там опасно было двигаться более 60 км/ч.

Алексей Цыбульский

В подобных ситуациях обычно возникают серьезные вопросы к организации дорожного движения. Почему водители не были предупреждены заранее? Были ли допущены ошибки при проектировании? Кто допустил роковой просчет?

Знак Stop должен стоять, а по факту его не было

Еще одна схожая проблема. Иногда на перекрестке не хватает знаков, например, приоритета, хотя, казалось бы, что может быть важнее!

— Такой случай был зафиксирован под Минском, — припомнили эксперты. — На перекрестке с перпендикулярных направлений друг к другу приближались два микроавтобуса. Один водитель, увидев знак «Пересечение со второстепенной дорогой», спокойно продолжал движение, разумно полагая, что находится на главной. Для второго же должен был стоять знак «Движение без остановки запрещено», но по факту его не было. Последний руководствовался правилом помехи справа, так как думал, что находится на перекрестке равнозначных дорог. В результате произошло столкновение, погиб человек.

Вырыли водителю яму

А эта трагедия произошла из-за безобразного отношения к обозначению места проведения ремонтных работ в Минске. Во время перекладки коммуникаций на проезжей части был вырыт котлован, в который на полном ходу въехал хетчбэк. Тогда погиб человек.

— Авария произошла в темное время суток, — говорит Алексей Цыбульский. — В месте проведения работ не был организован объезд, не были установлены водоналивные блоки и так далее. В результате проведенных экспертных исследований установлено, что водитель не располагал технической возможностью вовремя остановиться.

Для сравнения: в Германии любое изменение в организации дорожного движения отмечается особенным образом. Например, о ремонтных работах предупреждают заранее и несколько раз. Обязательно установлен знак со временной схемой объезда. А если ремонт закончился, щит перечеркнут крест-накрест, чтобы все знали: тут велись работы, а сейчас они закончились.

Несут грязь на дорогу

В городах автомобилисты часто жалуются, что грузовики вывозят со стройплощадок грязь на проезжую часть. Но, например, в Минске худо-бедно осуществляется контроль. А вот на сельских дорогах с этим большая проблема. В условиях большой скорости скольжение по грязи может привести к необратимым последствиям.

— Типичная ситуация: проводятся полевые работы. На колесах трактора остается грунт, который раскатывается на проезжей части. В этом месте происходит авария: водитель автомобиля выезжает на встречную полосу и лоб в лоб сталкивается с другой машиной, — приводят очередной пример сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз. — Для установления причин ДТП проводился следственный эксперимент: на автомобиль цеплялось, как называют в народе, «пятое колесо» — устройство, имитирующее работу четверти автомобиля. Его разгоняли до 60 км/ч, затем тормозили. Коэффициент сцепления оказался на уровне 0,2. А необходимый минимум по стандарту составляет 0,35.

Аналогичная экспертиза проводилась и после того, как в Колодищах столкнулись два автомобиля. Один из водителей уверял, что потерял контроль над машиной после наезда на масляное пятно. Усугублялось все тем, что в тот момент шел дождь. Эксперты установили: колеса действительно могли попасть на пятно технической жидкости, что привело к скольжению. Тогда коэффициент сцепления составлял 0,17 (для примера: коэффициент сцепления на льду — 0,1).

Интересный момент: так называемая зимняя скользкость по стандартам не нормируется. То есть в условиях гололедицы водитель должен выбирать скорость согласно погодным и дорожным условиям.

Нулевая точка застоя воды

Особое внимание во время проведения экспертизы уделяется возможному присутствию на проезжей части воды. Невероятную версию выдвинул водитель, выехавший на встречную полосу на трассе Минск — Гомель. Он утверждал, мол, возник эффект аквапланирования. Исключительность в том, что примерно в этом месте профиль дороги из двухскатного (вода стекает и направо, и налево) меняется на односкатный. По словам мужчины, именно в точке перехода возник застой воды.

— Во время следственного эксперимента создавались аналогичные условия, — вспоминает Алексей Цыбульский. — Трасса была перекрыта, использовалась пожарная машина. Установили, что эффект аквапланирования на данном участке дороги действительно мог возникнуть, причем даже при скорости в 70 км/ч. Чем выше скорость — тем больше вероятность потери управления.

Люк оказался выше уровня

Еще одна ситуация, связанная с застоем воды на проезжей части, возникла на дороге Брест — Минск — граница России. Недалеко от Борисова автомобиль также выехал на встречную полосу. По трагичному совпадению разделительного ограждения в этом месте не было, и произошло столкновение.

— Во-первых, выяснилось, что машина двигалась менее максимально разрешенной скорости, — замечают эксперты. — Во-вторых, аквапланирование могло возникнуть из-за лужи, образовавшейся на проезжей части. Оказалось, что вода должна была уходить в сторону разделительной полосы, где находится дождеприемник. Но он был размещен выше уровня дороги, застой воды образовался на проезжей части, что и привело к созданию аварийной ситуации.

Не та крышка

В аварии, произошедшей в Молодечно, никто не пострадал. Но автомобиль Geely оказался сильно поврежден. Для выяснения обстоятельств случившегося орган дознания решил обратиться в Государственный комитет судебных экспертиз.

— Все началось за некоторое время до ДТП, — восстанавливает хронологию Алексей Цыбульский. — Сначала сломалась крышка дождеприемного колодца. Ее заменили, однако на другую, не соответствующую стандартам. В какой-то момент ехавшая машина «приподняла» крышку, которая потом обрушилась на двигавшийся следом Geely.

Соответственно, вины водителя служебного автомобиля в произошедшем быть не могло. Слишком стремительно и неожиданно развивались события.

Жесть, да и только

В еще одном районном центре произошла схожая ситуация. Машина ехала по частной застройке Шклова. Покрытие проезжей части было слегка припорошено снегом. Водитель даже не мог подумать, что кто-то решил прикрыть колодец куском жести. В результате автомобиль въехал в люк.

— Произошедшее оформлялось как ДТП, — рассказывают сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз. — На место выезжали сотрудники ГАИ, которые выдали предписание на устранение недостатков. Водитель подал гражданский иск в суд. Тот потребовал провести экспертизу. Соответственно, мы подключились через несколько месяцев после происшествия. Установили, что плита по стандартам не подходит, а по уровню она соответствовала проезжей части и у водителя не было возможности своевременно обнаружить опасность. Иск был адресован коммунальщикам.

Из-за трилинки сработали подушки безопасности

Также обслуживающей организации в итоге пришлось отвечать за поломку автомобиля в Столине. Некоторые улицы этого города имеют особое покрытие — трилинку (плитка шестигранной формы), названную по имени ее создателя. Одна из ячеек во время наезда на нее колесом приподнялась, машина задела ее поддоном двигателя и резко остановилась, даже сработали подушки безопасности.

— Претензии водителя были адресованы к эксплуатирующей организации. Дело дошло до суда, — припоминают эксперты. — Наш вывод был такой: действительно, повреждения были получены в результате наезда на «шашечку» покрытия и это явилось причиной образования повреждений автомобиля.

* * *

В конце беседы эксперты обратились с предупреждением к водителям: «Выше мы говорили о нехарактерных случаях. В абсолютном большинстве ДТП усматривается вина человека. Например, часто водители неправильно выбирают скорость. Сейчас на дорогах бывает легкая изморозь, туман. Если видимость составляет 50 метров, то фактическая скорость должна быть не более 60 км/ч, хотя разрешено 90, а то и 120. Тот, кто едет быстрее, сильно рискует».

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by