Уроки истории: в войну не хватало высокооктанового бензина

 
20 337
09 мая 2013 в 9:58
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: «История АЗС в Беларуси», neftepro.ru
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: «История АЗС в Беларуси», neftepro.ru

40-е годы ХХ века Советский Союз встретил бурным развитием автомобилестроения и топливной сферы. Новые грузовики и легковые машины колесили по необъятной стране, вдоль дорог которой появлялись бензозаправочные станции. Некогда колоссальное отставание СССР от США и стран Европы быстро сокращалось, однако «золотой век» отрасли так и не наступил из-за разразившейся Второй мировой войны. Onliner.by знакомит с очередной главой в истории АЗС в Беларуси на страницах одноименной книги, изданной сетью АЗС «А-100».

С первых дней Великой Отечественной войны остро стоял вопрос о судьбе нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в западной части СССР. О том, чтобы оставить работающие заводы врагу, и речи быть не могло. В спешном порядке пришлось закрыть украинские, кубанские и частично грозненские нефтяные промыслы. На восток страны была перенесена практически вся нефтеперерабатывающая отрасль.

Однако уже к середине 1943 года предприятия, находившиеся в тылу, полностью обеспечивали Красную армию автобензином, мазутом и дизельным топливом. И только недостаток высокооктанового топлива по-прежнему оставался серьезной проблемой. Было принято решение импортировать из-за рубежа некоторые компоненты топлива. Их затем смешивали с отечественным бензином и получали вполне удовлетворительный авиационный бензин. Таким способом в СССР производилось как минимум 54% высокооктанового топлива. В целом же около 57% бензина, израсходованного в стране за годы Великой Отечественной войны, было доставлено из-за рубежа.

Советские власти всегда понимали, что мало просто добыть и переработать нефтепродукты, не менее важно сохранить их и вовремя доставить потребителю. Но особенно серьезной стала эта задача в годы войны, когда от своевременной доставки топлива зависела боеготовность армии.

В конце 1930-х годов на территории Беларуси действовала развитая сеть нефтехранилищ. Самые крупные и важные из них находились в Орше, Бобруйске, Новобелице, Городище, Крупках и Михановичах. Однако по мере продвижения немецких войск вглубь страны содержимое нефтехранилищ пришлось срочно перевозить в восточные регионы.

Для переброски запасов горючего в тыл был выбран железнодорожный транспорт. И все же из-за перегруженности железных дорог и постоянных бомбардировок немецкой авиацией осуществить эвакуацию в полном объеме не удалось, и большая часть топлива досталась вражеской армии. С такими же трудностями пришлось столкнуться и при транспортировке топлива к линии фронта. Нередко железнодорожные составы с цистернами неделями простаивали на узловых станциях.

Но даже прибытие цистерн на конечную станцию не гарантировало доставку топлива к месту расположения наших войск. Уничтоженные автомобильные дороги и частые бомбардировки делали этот отрезок пути едва ли не самым опасным. Именно в военное время оказались востребованными полевые сборно-разборные трубопроводы, разработанные еще в 1933 году. Имея длину до 100 км и диаметр труб 75 мм, они с легкостью могли доставить к месту назначения 350 т топлива в сутки.

Самые важные сборно-разборные трубопроводы функционировали в районе Ладожского озера и в Приднепровье. В первом случае нефтепровод располагался на дне озера и обеспечивал доставку топлива в блокадный Ленинград, за что и был позже назван «артерией жизни». Во втором — нефтепроводы прокладывались на весьма короткое время прямо на поверхности Днепра и его притоков, своевременно снабжая горючим линию фронта.

В августе 1942 года руководством СССР было принято решение об ограничении поставок горючего армиям и военным округам. Теперь топливо поставлялось в количестве, достаточном для функционирования подразделения, но о сохранении части «на всякий случай» и речи быть не могло.

Режим экономии, активное развертывание нефтеперерабатывающих предприятий в тылу и разработка новой системы доставки топлива принесли свои плоды — ситуаций, когда подразделения Красной армии остались бы совсем без горючего, за все годы войны так и не возникло. И хотя суммарно Советский Союз и Германия израсходовали практически одинаковое количество топлива (16,3 и 16,9 млн т соответственно), именно наличие эффективной системы обеспечения войск горючим дало Красной армии преимущество в ходе войны.

Читайте также:

Уроки истории. Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла
Уроки истории. Где заправлялась жена Карла Бенца и когда появились первые АЗС в Беларуси
Уроки истории. Первая поездка на такси в Минске закончилась аварией
Уроки истории. Когда в БССР появились дорожные знаки
Уроки истории. Когда бензин продавали из ведра
Уроки истории. Первые колонки заправляли со скоростью 20 литров в минуту
Уроки истории: первую минскую заправку открывали дважды