Фоторепортаж: как работает система оплаты проезда, которую скоро внедрят в Беларуси

 
24 197
23 мая 2013 в 18:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Со дня на день ожидается, что будут объявлены штрафы за проезд по платным белорусским дорогам без соответствующей оплаты, а также сумма залога за бортовое устройство. Проверять водителей, напомним, будет транспортная инспекция Минтранса. А сегодня оператор национальной электронной системы BelToll показал журналистам, как точно такая же система функционирует в Польше. Корреспондент Onliner.by передает из Варшавы.

Проверять оплату можно двумя способами. Первый — стационарный, реализован с помощью специальных порталов. Их, кстати, еще в апреле начали устанавливать на трассе М1, и сейчас их уже достаточное количество. Ну тут все просто: машина проезжает под рамкой и со счета списывается сумма, равная проезду за определенный участок. Все происходит автоматически.

Бортовые устройства

Однако на практике оказывается, что этого недостаточно. Что например, если проедет автомобиль с грязными номерами? Или в салоне вообще нет бортового устройства? Поэтому поляки отсеивают подозрительные машины. А точнее, это делает оператор системы. В демонстрационном зале пульт — это несколько мониторов, которые перед визитом журналистов предусмотрительно выключили (особенности законодательства). Как только на экране появляется такая машина, данные о ней передают транспортной инспекции, такая же служба есть и в Беларуси.

Теперь несколько слов о втором способе — мобильном. В парке транспортной инспекции есть несколько специально оборудованных Volkswagen Transporter с надписью «Inspekcja Transportu Drogowego». С них и осуществляется контроль.

Эти машины могут проводить контроль как во время движения, так и во время стоянки.

Камеры фотографируют автомобиль и его номерной знак. Программное обеспечение распознает их. Информация «пробивается» через базу данных, куда поступают сведения об оплате и некоторых технических особенностях машины (например, количестве осей — есть разница в тарифах для седельного тягача с прицепом и без).

Также в автомобиле транспортной инспекции установлена аппаратура для считывания информации с бортового устройства. Его получают при въезде в страну иностранцы и дальнобойщики. Так же будет и у нас. Напомним, плата не будет взиматься с белорусов, а также россиян и казахстанцев (то есть с жителей стран, входящих в Таможенный союз). Однако это коснется иностранцев, а также водителей грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов (общей массой более 3,5 т). Для легковушек с иностранными номерами 1 км проезда обойдется в 0,04 евро, для грузовиков с общей массой более 3,5 т и четырьмя и более осями — 0,12 евро.

Фактически с 1 июля, когда в Беларуси платными станут в общей сложности 815 км дорог (трасса М1, а также участки дорог М2, М3, М4, М5 и М6), у транспортной инспекции появятся новые функции. Ее сотрудники смогут останавливать и легковые автомобили. Кстати, эта возможность уже давно прописана в пункте 9.1 ПДД: «...должностные лица транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций...»

Как нам рассказали, водители около 10% автомобилей, попавших под подозрение, действительно не оплатили проезд. В этом случае в Польше налагается штраф до 800 евро. Каким он будет в Беларуси, объявят в ближайшие дни.

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский