Эксперимент: что тормозит лучше — авто или мото? Оказывается, никаких отличий нет

 
21 580
17 сентября 2013 в 14:04
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: youtube.com
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: youtube.com

Участники форума Onliner.by, зарегистрированные под никами La2ha и mikluha-maklai, решили подтвердить или опровергнуть миф многих водителей о том, что на качественной ровной дороге мотоцикл остановить быстрее, чем машину. На это их подтолкнуло обсуждение новости о ДТП в Борисовском районе: водитель BMW стал резко, до дыма из-под колес, тормозить, а мотоциклист, ехавший за автомобилем, не успел среагировать, увернуться, и в итоге погиб. «Мы заметили спор между автомобилистами и мотоциклистами на тему тормозного пути между двумя средствами передвижения, — написал La2ha. — И в итоге решили самостоятельно все проверить, провести свой эксперимент».

Участниками эксперимента стали скутер Gilera Nexus 500, автомобили Smart Roadster и ВАЗ 2101. Место выбрали недалеко от Минска, на достаточно хорошей дороге, которой никто не пользуется: она перестала быть актуальной, после того как рядом постоили новую трассу. На участке дороги, где проходил эксперимент, начертили линию начала тормозного пути, а также метки, обозначающие каждый метр. Покрытие было хорошим, погода — несильный моросящий дождь.

Несколько важных обстоятельств: на Gilera установлена лысая, местами до металлического корда вытертая задняя резина, на Smart с шинами было все в порядке, на ВАЗе колеса приспущены. Тормозные системы во всех машинах работают исправно. Водитель Smart старался не блокировать колеса, т. е. тормозить максимально эффективно, скутерист старался действовать так же, но не всегда получалось, на ВАЗе на 30 и 60 км/ч пришлось просто вжимать педаль в пол, на 80 км/ч водитель старался держаться на грани юза, но все же блокировки избежать не удалось.

«В итоге удалось разрушить несколько мифов. Во-первых, тормозной путь не зависит от массы, — уверяет форумчанин. — С увеличением массы увеличивается давление на поверхность, что придает большую инерцию, но в то же время увеличивает сцепление шин с дорогой, ровно настолько, чтобы ее можно было бы вычеркнуть вообще из формулы расчета. В общем, если тормоза могут заблокировать колеса или включить ABS, то все хорошо и про массу можно не думать.

Во-вторых, на тормозной путь влияет пятно контакта шины с дорогой, — считает пользователь. — Во сколько раз мы увеличиваем площадь сцепления с дорогой, ровно во столько же раз мы уменьшаем давление на дорогу. Кстати, рисунок протектора тоже не имеет значения для торможения.

В-третьих, сами тормозные механизмы не имеют значения при торможении, если они в состоянии добиться того, чтоб колесо пошло юзом, — продолжает делиться своими выводами эксперимента La2ha. — Исключив все вышеперечисленное, можно решить, что если использовать резину с одинаковым составом на скутере, тракторе, автобусе, легковушке, фуре или еще чем-либо и одновременно пустить колесо либо юзом, либо на грани юза, то они затормозят на одинаковом расстоянии».