Обычно автомобилисты, незаконно припарковавшиеся на местах для инвалидов, дают три типичных объяснения: «я только на пять минут», «вокруг много других свободных мест» и «рядом инвалидов не было». В результате когда к магазину или дому быта приезжает человек со специфическими возможностями, то не может выгрузить из автомобиля инвалидную коляску. «Иногда приходится разворачиваться и уезжать», — рассказывали инвалиды сегодня во время акции в Минске. Перед ее началом большинство специальных мест, как оказалось впоследствии, были заняты машинами вполне здоровых людей. Инвалиды, многие из которых ездят за рулем, не устают повторять: «Автомобиль для нас — это компенсация за отсутствие безбарьерной среды. Занимая наши места на парковке, вы закрываете для нас двери».
Сегодня утром Сергей Дроздовский, заместитель председателя Белорусского общества инвалидов, на своем Subaru Forester с ручным управлением не смог припарковаться возле гипермаркета «Гиппо» на ул. Ванеева. Все шесть специально отведенных мест были заняты. Ни на одной машине наклеек «Инвалид» не было. Зато на двух припаркованных автомобилях имелись опознавательные знаки служб такси.
— Это распространенная ситуация, — считает Сергей. — Говорит о некой беспринципности. Мол, нарушил, ну и бог с ним. Стараюсь всегда делать замечания в таких случаях. Нарушители реагируют по-разному. Но один из пяти обязательно хамит.
Правда, сегодня нарушители были подчеркнуто вежливыми. Таксист на Opel после составления протокола стал благодарить инспекторов: «Вы очень добры. Спасибо».
— А почему припарковались здесь? — спрашивают сотрудники Минской ГАИ.
— Так мест не было, — водитель показывает рукой на полупустую парковку. — Я в первый раз, честное слово.
Женщина на Renault Clio была очень смущена. Она не спорила с нарушением: «Спешила, зарулила, даже на разметку внимания не обратила. Ну такое ж с каждым бывает. Не со зла я».
А вот водитель Mitsubishi Colt так и не появился. Его машина была отбуксирована. Кроме штрафа ему придется заплатить за услуги эвакуатора и штрафстоянки. Кстати, насчет штрафов. Специальной статьи в Кодексе об административных правонарушениях за незаконную стоянку на месте для инвалидов нет. Это квалифицируется по ст. 18.22 — как обычное нарушение правил остановки и стоянки. На первый раз предусмотрено предупреждение или штраф в 1 базовую величину (130 тыс. руб.). При повторном в течение года — 2 б. в. (260 тыс. руб.).
— Конечно, наказание должно быть дифференцированным и более серьезным, — считают в Белорусском обществе инвалидов. — Во время переговоров с депутатами парламента мы неоднократно поднимали эту проблему. У нас спросили: на каком штрафе за парковку на местах для инвалидов вы настаиваете? В это время в Минске как раз была наша коллега из Литвы. Поинтересовались, как у них. Оказывается, 80 евро. Думаем, если бы за такие нарушения в Беларуси наказывали штрафом в 1 млн руб., то реакция была бы несколько иной.
В считанные минуты стоянку для инвалидов расчистили, и Сергей наконец смог перепарковаться. Он демонстрирует, почему для инвалидов важно останавливаться именно на специальных местах. Такие парковочные места шире, чем обычные. Это сделано умышленно, чтобы можно было полностью открыть двери, выгрузить коляску и пересесть туда.
— А что вы делаете, если не можете припарковаться около входа? — поинтересовались мы у Дроздовского.
— Нахожу место, чтобы была возможность открыть двери во всю ширину (обычно это другой конец стоянки), и еду через всю парковку. Это дополнительный риск, потому что из-за стоящих автомобилей человека на коляске не видно и может быть совершен наезд. Но другого выхода нет. Бывает, возвращаешься обратно, а вплотную к машине стоит другой автомобиль. Попасть в салон своего Subaru я не могу, приходится ждать.
Пока мы разговаривали, к парковке подъехала Mazda. Растерянный водитель сделал круг, прежде чем решил поинтересоваться у инспекторов:
— У меня пассажир-инвалид. Могу я стать здесь?
Разумеется! Как раз для таких случаев эти места и предусмотрены. Реакция водителя показывает, что он не привык парковаться в столь выгодном месте. Это к слову про то, что «инвалидов не бывает».
Иногда действительно создается ощущение, что люди с ограниченными возможностями за рулем не ездят. Но это не так. По словам Людмилы Калмыковой, председателя городской организации Белорусского общества инвалидов, каждый второй инвалид-колясочник управляет машиной:
— Если человек с ограниченными возможностями сам заботится о себе, то его жизнь без автомобиля немыслима. На работу он может добраться только на машине. За покупками — тоже. Иногда видишь отличный пандус, но до него еще нужно добраться. Наши парковочные места заняты, а путь с обычной стоянки преграждают высокие бордюры.
Для инвалидов возле объектов социальной инфраструктуры по законодательству должно быть предусмотрено 3% от общего числа парковочных мест и при этом не менее трех самих мест, рассказали в Комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Речь про больницы, магазины, дома быта и т. д. Однако иногда специальные места не предусмотрены вовсе или к их оборудованию подходят очень формально. Из неудобных мест называют, например, ЦУМ.
Сергей Дроздовский, проехавший на своей машине пол-Европы, считает, что владелец объекта (торгового, административного или какого-то другого) может и должен влиять на эту ситуацию:
— Когда я парковался на специальном месте возле магазина в Польше, ко мне подбегал охранник со словами: «Пан, это место для инвалидов». Потом осекался, увидев коляску, и извинялся. У прохожих была примерно такая же реакция. Понимаете, там общество реагирует на подобное нарушение очень резко. И полицию вызывать не надо. А у нас охранники магазинов говорят, что это не их зона ответственности. Даже возле официальных учреждений инвалиду припарковаться проблема. Например, на ул. Дорошевича, где находится администрация Советского района, специальные места оборудованы так, что воспользоваться ими инвалиду невозможно: вокруг высокие бордюры, и как попасть на тротуар — непонятно. Возле некоторых магазинов парковка для инвалидов расположена таким образом, что ставить машину неприятно. Это еще одна проблема — качественное оборудование.
«Гиппо» в этом смысле хороший пример. На асфальте разметка. Считается, что именно на нее, а не на знаки, в первую очередь обращают внимание водитель. Вокруг полусферы, четко обозначающие границу. Бордюров нет. Вот только стоят тут часто другие автомобили. Еще не успели уехать сотрудники ГАИ, как водитель Fiat попытался припарковаться на свободное местечко под знаком с табличкой «Инвалиды». В последний момент он все-таки заметил две патрульные машины и пятерых сотрудников ГАИ и поспешил сдать назад. Очевидно, что уже через час тут все будет опять запарковано автомобилями вполне здоровых людей. А инвалидам придется добираться до входа в магазин через настоящую полосу препятствий.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by