История с внедорожником Toyota Land Cruiser, который был объявлен в розыск в Хабаровском крае, получила резонанс. В редакцию поступили сообщения: это не первый «двойник», разыскиваемый в России! В основном в такой ситуации оказываются дорогие автомобили, например кроссоверы и внедорожники, пользующиеся повышенным спросом на рынке. Но сколько таких людей? Что им делать? На что рассчитывать? В МВД корреспонденту Onliner.by согласились прокомментировать ситуацию и ответить на эти вопросы.
— Сразу заметим, что это нетипичные ситуации, но они бывают, пусть и не каждый месяц, — говорит начальник отдела главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД Алексей Малахов. — Ситуация, когда в России заявляют в розыск автомобиль с таким же идентификационным номером, как у машины, зарегистрированной в Беларуси, возникает по стечению обстоятельств. С одной стороны, согласно учетным данным автомобиль числится в международном розыске. С другой — во время проверки устанавливается, что «наша» машина «чистая», манипуляций с VIN-кодом не производилось, на учет ставилась один раз, владелец не менялся. При этом автомобиль с таким идентификационным номером объявлен в розыск. Противоречие! В любом случае это проблема для наших граждан и мы стараемся помочь добропорядочному владельцу.
— Каким образом?
— Во-первых, проводим проверку «нашего» автомобиля. Как правило, устанавливается честность и добросовестность его владельца. Во-вторых, отправляем в правоохранительные органы России копии материалов, доказывающие порядочность покупателя машины и подлинность VIN-кода. Тем самым ставим в известность, что это «их» автомобиль проблемный. Не может же быть в природе двух транспортных средств с одинаковым идентификационным номером! В-третьих, инициируем исключение из базы розыска данный номер. Но поймите, последнее — это крайняя мера. Фактически это означает, что у российской полиции не останется уникальных примет автомобиля. Только цвет кузова, год выпуска, объем двигателя и так далее. Найти машину по этим параметрам, без VIN-кода, практически невозможно.
— Виталий Радьков, владелец «нашего» Toyota Land Cruiser, обратил внимание на важную деталь: его автомобиль 2011 г. в., а разыскиваемый — 2012-го. Разве это не имеет значения?
— Имеет. Но не в этом случае. Ведь неизвестно, на какие сведения опирались при регистрации автомобилей. Машины могли сойти с конвейера одна за другой. Но в одном случае транспортное средство поставили на учет модельным годом выпуска, а в другом — годом производства. Или при растаможке во внимание в первую очередь принимали, грубо говоря, автостекла или ремни безопасности, датированные иным годом. То есть разница совсем неочевидная. Этот факт нельзя рассматривать как краеугольный. Кстати, то, что в документах завода-изготовителя указан 2011 год, лишний раз доказывает: «наш» автомобиль честный. А в Хабаровском крае похищена машина с изначально иным VIN-кодом.
— Хорошо. Учитывая все эти обстоятельства, на что может рассчитывать Виталий Радьков?
— Мы добиваемся, чтобы «наш» автомобиль был все-таки снят с розыска. Показываем, вот, мол, наши основания, владелец — честный человек, приводим иные доказательства. Следователь или сотрудник полиции (например, как в описанном случае, из Хабаровска) может запросить уточняющие детали, чтобы, к примеру, сравнить комплектацию, цвет салона и другие приметы разыскиваемого и «нашего» автомобиля. Иногда российским правоохранителям достаточно этих сведений, чтобы изъять VIN-код из базы данных Интерпола. Порой коллеги из РФ делают запрос на завод-изготовитель для уточнения деталей. Хочу подчеркнуть, что нам никто не отказывает. Ведется деловая переписка. Нашу просьбу понимают, рассматривают и принимают меры. Рассчитываем, что с Toyota Land Cruiser ситуация разрешится благополучно.
Но поймите, потерпевший российский владелец «двойника» тоже может быть добропорядочным гражданином. Допустим, он приобрел автомобиль у другого лица и не успел поставить на учет. Или при регистрации в ГИБДД искусно измененный номер не распознали как поддельный. Российский владелец предъявляет законную претензию: на каком основании перестали искать машину с «моим» идентификационным номером? Что ему ответить? Как объяснить? Тем более что констатировать: в его машине был изменен VIN-номер — не представляется возможным.
— Между покупкой Toyota Land Cruiser и тем, как автомобиль с таким же VIN-кодом попал в базу розыска, прошло два с половиной года. Как быстро информация об угоне распространяется через Интерпол?
— Скажем так, своевременно. Но точные сроки — пять минут или пять дней — мы назвать не можем. Вопрос в другом: когда потерпевший заявил о похищении автомобиля? Возможно, он долгое время был в отъезде и только по возвращении обнаружил пропажу, а за этот период машина уже была легализована белорусом. Разумеется, на момент постановки на учет она не находилась в розыске. В каждом конкретном случае надо разбираться. Часто такая ситуация бывает с автомобилями, пригнанными из Европы. Кроме того, позднее обращение может свидетельствовать о том, что заявитель решил незаконно получить страховое возмещение. В любом случае белорусу, если установлена его добропорядочность как покупателя транспортного средства, дадут возможность пользоваться машиной, но без снятия с учета.
— Такой штамп поставили владельцу внедорожника. Что влечет за собой это ограничение?
— Автомобиль может передвигаться по территории Беларуси. Это частная собственность владельца машины. Однако регистрационных действий он производить не сможет. Кстати, то, что факт розыска вскрылся в ГАИ, это тоже своего рода удача. Потому что если бы на ранее угнанном в Европе автомобиле владелец выехал, скажем, в Евросоюз, то машина наверняка была бы задержана и передана предыдущему хозяину. А благодаря «черной метке» нынешний владелец предупрежден: о возможных последствиях эксплуатации и отчуждения его знакомят под роспись.
— Кстати, что было бы, если бы владельца Toyota попросили предъявить VIN-код в России и установили факт «угона»?
— Действует тот же алгоритм, что и у нас, только со стороны российской полиции и в рамках возбужденного уголовного дела по факту кражи аналогичного автомобиля на территории РФ. Наверняка сделали бы вывод, что машина приобретена на законных основаниях.
— Виталий Радьков опасается, что Хабаровск может потребовать предъявить автомобиль. Это реальная ситуация?
— Однозначно сказать «да» или «нет» нельзя. Российские правоохранители могут обратиться в МВД Беларуси с просьбой оказать необходимую правовую помощь. Если милиция решит, что оснований достаточно, то назначит проверку, будет проводиться сопоставление двух автомобилей. В общем, та же процедура, что описана выше. Но такое, что, мол, предоставьте машину, мы изымем ее, невозможно.
— Может ли быть обратная ситуация, когда «двойник» оказывается в Беларуси, а подлинный автомобиль находится в России?
— Конечно. Именно такая ситуация была недавно раскрыта в Беларуси. У минчанина угнали Range Rover Sport. Во время проверки установили, что он приобрел автомобиль за полцены у своего знакомого. Такое предложение было сделано неспроста. Продавец поставил покупателя в известность, что данный Range Rover Sport — «двойник» машины, которая ездит по Санкт-Петербургу. В обмен на деньги он передал ключи и документы, а второй комплект предусмотрительно оставил у себя. Покупатель вскоре попался пьяным за рулем. Продавец, испугавшись, что всплывет история с кражей, решил совершить угон и найти новых покупателей. Если бы мы не раскрыли эту цепочку, то такие же проблемы, как у собственника Toyota, возникли бы у законного владельца Range Rover Sport из Санкт-Петербурга.
— Откуда у злоумышленников информация о VIN-кодах?
— Есть несколько способов получения данных об идентификационных номерах, но конкретизировать бы не хотелось. Имеется же масса возможностей получить такую информацию. Достаточно заехать на полулегальную СТО или предъявить техпаспорт на авторынке (его часто просят продавцы запчастей). Нельзя сказать, что это некие недоступные сведения.
— Какие автомобили оказываются в подобных ситуациях?
— Как правило, поновее и подороже. Исходя из нашего опыта: Toyota Land Cruiser, Honda CR-V, Range Rover, Lexus, BMW X5 и X6.
— Мы столько раз уже упоминали VIN-код и изменение идентификационного номера автомобиля. Выходит, что это не такое и надежное средство?
— Не хочется рассуждать о надежности или ненадежности «винов». Это признанная во всем мире мера, и не нам ее отменять. Вопрос должен стоять иначе: а можно ли дополнительно защитить машину? Да. Например, с помощью видимой и невидимой маркировки. В Беларуси есть организация со специальной лицензией. Информация о промаркированных автомобилях имеется в милиции. При обыске и обнаружении деталей с такой машины легко установить их владельца. С другой стороны, промаркированную деталь, например зеркальные элементы с BMW, по понятным причинам никто не продаст и не купит.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by